Цели урока:
- сформировать знания у учащихся по свойствам воды;
- обобщить знания о воде, как одном из главных полезных ископаемых;
- освоение навыков работы учащихся в малых группах, освоение, умений презентации результатов своей деятельности;
- формировать стремление охранять воду и бережно к ней относиться.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Практическая работа.
- Представление результата работы групп.
- Работа в группах с текстом.
- Рефлексия.
- Информация учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Средства: - доска, экран, проектор, аудиомагнитофон, аудиозапись «Звуки природы», карточки, альбомные листы, карандаши, оборудование для опытов (стаканы, чашки, карандаши, картон, соль, мел, вода).
Программное обеспечение:
- презентация;
- дидактические карточки;
- сборник загадок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
(звучит запись журчания ручейка, показ 1 слайда).
- Отгадайте загадку: Я и льдинка голубая, я и капля дождевая, я – снежинка вырезная, я по травке разлита. Догадайтесь, кто же я?
(вода).
Показ 2 слайда.
III. Актуализация знаний по теме «Вода»
- А все ли мы с вами знаем о воде? А хотите узнать больше?
- Давайте узнаем, а где мы можем встретить воду? На этот вопрос нам помогут загадки.
1. Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
2. На дворе - горой, а в избе – водой. (снег).
3. Летом бежит, зимой стоит. (река)
4. Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (роса)
5. В белом бархате деревья, и заборы, и дома.
А как ветер нападает – этот бархат опадает. (иней)
6. Без крыльев – летит, без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (облако)
(работа со слайдом)
IV. Практическая работа.
1) Формирование групп
- Вода такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И все же – что такое вода? И какими свойствами она обладает? (показ 3 слайда) Свойства воды вы можете установить сами. В этом вам помогут опыты, которые вы проведете самостоятельно по группам. У меня есть набор различных фигур. Вы сейчас подойдете и возьмете, какая вам понравится. Затем объединитесь с теми, у кого такая же фигурка. У вас получилась группа. Работать вы будете по группам. Все вместе выполняете задание, написанное в инструкции, обсуждаете, делаете вывод, записываете на листочек его и выбираете того, кто будет отвечать. В работе вам поможет алгоритм выполнения задания. (Приложение № 1)
2) Выполнение работы по инструкции.
V. Представление результата работы в группах
VI. Работа в группах с текстом.
1) - Мы сейчас с вами хорошо поработали. Молодцы! Ребята, а как вы думаете, обладая всеми этими свойствами, какую работу выполняет вода в природе? (слайд № 4). Этот вопрос вы обсудите также в своей группе. Вам дана карточка, вы прочитаете текст и сделайте вывод о работе воды. (Приложение № 3)
2) Выступления групп с результатом (слайд №4.)
VII. Рефлексия
- Сегодня на уроке мы с вами много поработали, выполнили различные виды работ. А как вы считаете, была ли результативной наша работа?
- Было ли вам интересно на уроке?
- Все ли мы узнали о воде?
VIII. Информация о домашнем задании
- А как вы считаете, вода бесконечна в пространстве? Давайте посмотрим на глобус. Какого цвета здесь больше? (синего) Молодцы! А синим цветом изображают воду. Значит, какой вывод можно сделать? (воды очень много). Но людям необходима пресная вода, которой, к сожалению, не так уж и много. А чистой пресной воды все меньше и меньше. Из 100 литров воды – только 3 литра пресной, а 97 л – соленая вода. Как же можно сохранить воду? И что можем сделать мы, подрастающее поколение уже сейчас? (ответы детей)
- Молодцы! Мы можем экономить воду, не тратить ее зря. Мы можем также выступить в ее защиту с помощью плакатов, рисунков, своих стихов о воде. И я предлагаю вам дома нарисовать рисунки в защиту воды. (Слайд № 5)