Разработка урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне"

Разделы: Начальная школа


Задачи: развивать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне; совершенствовать речь; способствовать развитию мышления, воображения; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: таблицы с буквами, грамзапись П.И.Чайковского «Времена года. Апрель!», гербарий и таблица «Раннецветущие растения», перфокарты, выставка книг, А.В.Полякова «Русский язык».

Ход урока

1. Организационный момент

У. Улыбнулись друг другу, тихонько сели, вы создали в классе весеннее настроение.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок всем нам
Захотелось вновь прийти!

Звучит музыка П.И.Чайковского. Учитель читает стихотворение С.Я.Маршака «Апрель», записанное на доске.

Апрель!
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

У. Урок у нас будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то интересное.
Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в обращении друг с другом. В конце урока дали оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесете мне на стол. Урок понравился  - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

2. Вхождение в тему

На доске «подснежники-буквы» о, а, е, и, я.

У. Ребята! Почему у нас в гостях появились эти буквы?
Д. В написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.
У. Что будем отрабатывать на уроке? Кто назовет тему урока?
Д. Мы будем учиться писать слова с безударными гласными.
У. Вот и порадуем Весну своими знаниями и делами.
Что вы знаете о цветах, которые принесли нам эти гласные буквы?
Д. Это раннецветущие растения, первоцветы, они охраняются законом.
У. Очень интересное название придумал народ этим цветам: первоцветы.
Слово это сложное, имеет два корня.
То, что эти цветы первые, подчеркивали и другие народы. На латинском языке, на котором говорили древние римляне, это растение примула (карточка). Прима по-латыни обозначает первый. К сожалению, многие раннецветущие растения можно увидеть или на картинках, фотографиях, гербариях, или прочитать о них в книгах, часть из которых вы видите на нашей выставке.

3. Минутка чистописания

У. Как обычно на уроках русского языка вам придется много писать.
Поэтому минутка чистописания настроит вас на красивое письмо.
Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать, она встречается в каждой строке данного набора.
Д. Сегодня мы будем писать букву ж.
У. Напишите данную букву по образцу, чередуя с гласными буквами, которые принесли нам «подснежники». Появляется запись:
Жжа   Жжо   Жже   Жжи
У. С какой гласной буквой записи нет?
Д. С буквой я.
У. Почему? Дать характеристику звуку [ж].
Д. [ж] – согласный, звонкий, всегда твердый, парный.
Жи пиши с буквой и.
У. Запишите слова: желток, мороженое, урожай.
Назовите в этих словах безударные гласные в корне.
Д. Е, о, о.
У. Что это за безударные гласные?
Д. Это безударные гласные, которые нельзя проверить, их нужно запомнить. Это словарные слова.

4. Работа по теме

4.1.

У. Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!

Вспомните правило о проверке безударных гласных, которое поможет сегодня нам на уроке и пригодится вам на всю жизнь.
Д. Чтобы правильно обозначить безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого нужно изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением: сосна – сосны, стена – стенка.

4.2. Дифференцированные задания.
У.  Внимательно посмотрите на доску, выберите задание, выполните, объясните его выполнение.
а) Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочное.

в_сна
цв_ты
тр_ва
д_жди
в_да
гр_чи

Придумайте и запишите распространенное предложение с одним из слов.

б) Спишите с доски стихотворение «Апрель!». Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, подберите проверочные.

в) Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывайте проверочное к слову с безударной гласной в корне.

Во дв_ре рыхлая л_дяная горка. Тр_пинки в с_аду поч_рнели. Настало время б_лить в с_ду  д_ревья. Надо защ_тить их от горячего солнца и н_чного мороза.

Второе предложение разберите по членам предложения и по частям речи.

5. Физминутка

У. Устали? Мы сейчас необычно отдохнем. Работаем в парах. Игра «Разгадай кроссворд».
Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках.

1. То он – блин,
То он – клин,
Ночью на небе
Один.

2. Она приходит с ласкою                                                         
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

3. Яростно реки рвет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?

4. Летом зеленеет,
Осенью желтеет.

5. Я мохнатый, я кудлатый,
Я всегда над каждой хатой.
Но нигде – нигде меня
Не бывает без огня.

Ответы: 1. Месяц, 2. Весна, 3.Апрель, 4. Трава, 5. Дым.

У. Какое слово получилось? Объясните его написание.
Д. Цветы – цвет.
У. Какие еще здесь слова с безударной гласной, которые можно проверить ударением?
Д. Весна – весны. Трава – травы.

6. Развитие речи

6.1. Придумать предложение со словом цветы.

6.2. Записать под диктовку, объяснить все орфограммы.
Зеленая лужайка запестрела цветами.
Разобрать по членам предложения, указать части речи.

7. Физминутка

Звучит пьеса «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского.

У. Представьте, что вы подснежники, придумайте и исполните танец.

8. Самостоятельная работа

У. Первая группа выполняет упражнение 441.
Вторая группа - упражнение 442.
Третья группа получает «карточки - картинки», на которых изображены трава, копна,коза, пчела, снопы, глаза, цветы, мячи. Напишите названия  предметов и проверочные слова к ним. Выделите в словах корень. Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные в корне слов.
Четвертая группа получает «карточки - картинки», на которых изображены овца, лиса, гнездо, коза, кормушка, окно, сосна, река. Напишите названия предметов и проверочные слова к ним. Выделите в словах корень. Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные в корне слов.

9. Итог урока.

У. Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными детьми. Спасибо за работу. Пожалуйста, принесите на стол мне карточку с изображением лица, которое соответствует нашему уроку.
Придя, домой, что вы скажете родителям, начиная свое предложение так: «Я твердо знаю, что …»

А я сейчас еще раз проверю ваши практические умения. Вы получите перфокарты. Ваша задача – вставить в окошки, пропущенные безударные гласные, которые можно проверить.