Тип урока: нетрадиционный, урок-игра.
Цели:
- познакомить детей с числом и цифрой 0;
- отрабатывать навыки счета в пределах 10;
- развивать мышление, воображение, опыт позитивной совместной деятельности;
- формировать положительную мотивацию к предмету математики;
- воспитывать общечеловеческие духовные ценности и ориентиры: доброту, помощь и взаимопомощь.
Оборудование:
- рисунки солнца, волка, медведя, зайца, ежа, лося, лисы, совы;
- весы;
- горошины;
- веревочки (для каждого ученика);
- цифра 0 (для каждого);
- числовой ряд “Сказочные цифры”;
- спектры радуги (для учителя и учеников);
- медальки;
- магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы должны показать, чему вы научились в школе и какие вы дружные, добрые, трудолюбивые ребята.
2. Повторение.
А) Счет предметов.
- Я шла в школу и никак не могла понять, какое время года на улице? (осень)
- Хотите послушать шум сказочного дождя?
- Делайте, как я!
Упала 1 капелька (1 удар пальцем по ладошке).
Затем 2 капельки упало (2 удара пальцем по ладошке).
Упало 5 капелек, а чтобы не ошибиться, то посчитает вслух … (Вера).
И еще 8 капелек, считать будет … (Костя).
И полил сильный дождь! Дождь льет, льет и вот начинает стихать:
С неба упали
9 капелек (счет в обратном направлении), посчитает … (Света),
6 капелек,
1 капелька.
Дождь кончился. Но что-то сыро и холодно после дождя. Давайте вместе с вами улыбнемся.
- Как стало тепло, светло у нас в классе от ваших улыбок. И вот выглянуло солнышко, и оно тоже улыбается вам.
Б) Упражнение на установление соответствия между числом и цифрой.
- А что появляется на небе после дождя? Отгадайте загадку:
Красное коромысло
Через реку повисло. (радуга)
- Но вот беда: радуга-то рассыпалась. Помогите, пожалуйста, и соберите радугу. Для этого надо сосчитать число капелек и положить на карточку с цифрой, соответствующей этому количеству. Но работать надо дружно, вместе со своим соседом по парте – об этом вам напомнит знак.
- Что получилось? (должна получиться цветовая гамма радуги)
- Почему назвали “радуга”?
- Сколько цветов у радуги?
- Ура! У нас получилось! Радуга собрана! (на доске рисунок радуги)
(включается песня “Улыбка”)
В) Логическое упражнение.
- Но пока мы слушали музыку – у нас украли главную радугу – с доски.
- Кто же это сделал? А узнаем это мы тогда, когда найдем “лишний” предмет.
- Почему он “лишний”?
3 2 у 5 1 4 т е - в р е
- А теперь надо поставит цифры в порядке убывания.
- Кто же похититель? (ветер)
- Как завывает ветер? (у-у-у)
- Да, ветер раздул нашу радугу и разбросал по всему лесу.
- Спасем нашу радугу? (да)
- Какие же вы добрые ребята, и мы будем делать доброе дело – собирать радугу.
- Но как мы будем работать? (дружно) – (обращаем внимание на знак)
- И еще с добром, ведь только добрым все по плечу.
Изучение нового материала.
- Часть радуги оказалась у Волка.
- Каким бывает волк в сказках? (злым)
- Так вот этот Волк не отдает нашу радугу. Но можно попытаться. Давайте вспомним все свои добрые дела и расскажем о них Волку.
(дети рассказывают и кладут горошину на весы)
- А плохие поступки?
Волк: - Не портите мне настроение. Я думаю, что у таких добрых ребят совсем нет
плохих поступков, а если и были когда-то, то их больше не будет.
Спасибо вам, теперь и я буду делать только добро – вот ваша часть радуги.
(красная)
- До свидания, Волк!
Физ. минутка.
- А вот и Медведь к нам пожаловал. Он говорит, что такие добрые ребята должны
знать добрые слова, а добрые слова дороже богатства.
- Но Медведь хочет узнать, какие же вы внимательные. Он будет говорить вам задание, а вы выполняйте только тогда, когда он скажет “пожалуйста”.
(например:
- пожалуйста, поднимите руки вверх;
- опустите;
- пожалуйста, опустите; и т.д.)
- Молодцы! А вот вам и ваша часть радуги! (оранжевая)
А) Знакомство с 0.
- Смотрите, вот Зайчик бежит к нам.
Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я услышал, что тут говорят о доброте.
- А сколько же у вас тут доброты? Посчитайте.
(дети считают горошины, а чаше весов)
- А мне говорила мама, что можно сказать – множество доброты. А это множество состоит из … добрых поступков.
- А на другой чаше весов у вас сколько? Пусто? Так это пустое множество!
- А сколько поступков в пустом множестве? (0)
- Ой, я же никогда не видел 0. покажите мне его, как вы представляете. Из веревочки выложите 0. (работа в парах)
- Спасибо! За это вот вам часть радуги (желтая) – нашел под елкой, хотел себе оставить, но вам нужнее, тем более вы такие добрые и дружные. До свидания!
Б) Соотнесение 0 с количеством предметов.
- А вот и Ежик, ни головы – ни ножек. Он в лесу тоже нашел 0 и хочет спросить вас:
- Сколько у вас в классе диванов? Покажите. (у детей на столах 0, они показывают)
- Сколько речек? Кастрюль?
- А теперь Еж показывает цифру 0. найдите в классе предметы, соответствующие
этому числу. (дети находят, озвучивают и доказывают)
- Вот и Ежик вас благодарит, что помогли ему и отдает нам часть нашей радуги.
(зеленая)
- Спасибо тебе, Ежик, до свидания!
В) Игра “Художник”
- К нам прибежал Лось, у него беда – в рогах запуталась часть нашей радуги. Мы можем помочь и освободить Лося от радуги. Поможем?
- Конечно, мы ведь добрые ребята и делаем добрые дела.
- А задание не простое. Мы превращаемся в “художников” - абра – катабра – фрекс.
Вы – художники. Возьмите 0.
- На что похож 0?
- Дорисуйте 0 до узнаваемого предмета. Постарайтесь, чтоб ваш рисунок был добрым! (рисунки детей вывешиваются на доску)
- Какая красота! Спасибо вам, вот и Лось освободился и отдает нашу часть радуги.
(голубая)
Г) Числовой ряд.
- А вот и Лисичка – сестричка. Какая она в сказках?
- И сейчас она тоже хитрит, не хочет отдавать нам нашу часть радуги.
Лиса: - Здравствуйте, ребята! Я принесла сказочные цифры.
- И хочу с вами поиграть, но будьте внимательны:
- что стоит после …(звездочки)
- что стоит перед …(листиком)
- что стоит между …(солнышком и звездочкой)
- А у вас я вижу сказочные 0 – подарите мне одну. А чей 0 вы подарите?
- Куда же его поставить на моем числовом ряду? Почему?
- Не удалось вас обхитрить – берите свою радугу. А я не буду больше никого обманывать. Спасибо вам, научили меня жить дружно. Вам – синяя часть радуги.
Д) Игра “Закончи сказку”
- За нами все время наблюдала мудрая Сова. И она увидела, какие вы дружные, добрые, отзывчивые и, конечно, умные.
Сова: - Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам сказку.
- “Жили-были цифры. И вот однажды цифры поспорили с 0:
- Ты хотя и число, но ровнехонько ничего не знаешь! Вот ученик возьмет цифру “2” и соответственно поставит 2 кубика, а возьмет “0” и ничего не поставит …”
- Ой, а дальше я забыла! Помогите мне – придумайте, как же цифры подружились с 0. (работа в группах)
- Как надо работать? (дружно)
(дети по группам рассказывают свой вариант сказки)
- И фиолетовая часть радуги нашлась!
4. Итог урока.
- Очень интересные получились сказки!
- Смотрите, вот и все наши друзья пришли, которым мы помогли стать добрее и дружнее. И радуга наша собралась вся.
- Кого мы сегодня изменили в лучшую сторону?
- Наши друзья спрашивают:
- Понравился вам урок?
- Что нового узнали на уроке?
- Сказочным героям вы тоже очень понравились и они для вас приготовили сюрприз. (учитель раздает детям медальки, на которых изображена радуга)
- Давайте прочитаем, что написано на радуге.
- Смотрите: и радуга получилась добрая. Пусть она всегда напоминает вам о доброте и нашем уроке.