Земля существует миллиарды лет. На протяжении миллионов лет ее истории появлялись и исчезали миллионы живых существ - на это было множество причин. Существовали многочисленные природные связи, поддерживающие на нашей планете прекрасную гармонию жизни разнообразнейших живых существ. Однако в настоящее время над Землей нависла опасность - один из многочисленных биологических видов, обладающий Разумом, вследствие своей разнообразной деятельности, разрушает многочисленные природные связи и тем самым ставит под угрозу само существование жизни на планете. И поэтому возникает вопрос о необходимости экологического образовании «Человека разумного» с целью формирования у него определенного мировоззрения, при котором каждый человек будет ощущать невидимые, но существующие природные взаимосвязи, и всей своей жизнью будет способствовать их сохранению.
Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и не живой Природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет. Главной задачей экологического образования является формирование у младшего школьника экологического сознания, т.е. такого сознания, при котором человек настолько хорошо представляет себе последствия нарушения связей в Природе, что в любых своих действиях стремится свести к минимуму свое вмешательство в эти связи.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Предпосылками правовой базы для формирования непрерывного экологического образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991г.), в XI разделе которого «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» указывается на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.
Экологическое образование младших школьников естественно строить через интегрированное обучение.
Интеграция — (лат.) — восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer — целый), причём не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Задача интегрирования «... не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать ученикам желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию — пародию на межпредметные связи» (Ю.И. Дик). Мы предлагаем интегрировать предметы с помощью таких форм и методов мышления, как диалектика; энергетические принципы, как факторы движения живой и неживой материи; логика.
Задача учителя, планирующего интегрирующий урок, — научить младших школьников мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщённые выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. А для этого нужно, чтобы они попытались взглянуть на вещь заново, как на непривычную для них. С этой целью ученики проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений над одним явлением на другое, используют личное уподобление, незнакомое делают знакомым и, наконец, моделируют все эти обобщённые мыслительные операции. Всё это способствует развитию творческого мышления учащихся. По мысли детского писателя Джанни Родари, «развитие у детей творческих способностей, воображения необходимо не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом», то есть каждый должен быть мыслителем, ведь только мышление способно сделать человека свободным в выборе поступков. Альтернативность и вариативность мышления — возможность, которую предоставляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.
В отечественной педагогике еще на рубеже XIX-XX вв. была выдвинута идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности.
Для решения задач экологического образования в начальных классах через интегрированное обучение необходимо:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственною отношения к среде жизнедеятельности человека.
Весьма ценны и интересны суждения Б.Т. Лихачева по проблеме экологии личности. «Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании, развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывать у них такие чувства и состояния как любовь, волнения совести, высокий подъем переживаний от общения с природой как высшего счастья. Ребенок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром».
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе, как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.
Специфические условия учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения, русского языка, так как изучение материалов жизни природы на этих уроках, образность описаний природы поэтами, прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира. бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.
Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено и на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.
При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.
Большие возможности для осуществления экологического образования через интегрированное обучение имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, которые заложены в учебных программах. Такие экскурсии позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и т.д.
Нам хочется, чтобы каждый раз, отправляясь с детьми на экскурсию, учитель вспоминал слова профессора Московского университета К.Ф. Рулье сказанные им полтора столетия назад: «Приляг к лужице, изучи подробно существа - растения и животных, ее населяющих в постепенном развитии и взаимно непрестанно пересекающихся отношениях организации и образа жизни, и ты для науки сделаешь несравненно более, нежели многие путешественники».
Интегрированное обучение в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов.
Покажем, как используются эти приемы и методы в процессе обучения учащихся начальных классов математике, русскому языку, природоведению и чтению.
Например, на уроках математики учитель может использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.
Государственный заповедник «Малая Сосьва» находится в Советском районе ХМАО. Организован в 1976 году на месте бывшего Кандо-Сосьвинского боброво-соболиного заповедника. Сколько лет заповеднику?
Сотни тысяч птиц гнездуется на территории заповедника «Малая Сосьва». Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы - в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Ондатра впервые была завезена в Россию в 1928 году, а через 3 года в количестве 50 голов выпустили в Малой Сосьве. В настоящее время ондатра распространилась по всей территории таежной зоны Западной Сибири и насчитывает до 180 000 особей. Во сколько раз увеличились запасы ондатры в крае?
В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по 3 цветочка?
На доску вывешивается иллюстрация леса.
- Какие деревья растут в этом лесу? Подсказкой вам послужат рисунки, гербарий частей растений.
- Всего в этом лесу растет 12386 деревьев. Кленов 335, их в 4 раза меньше тополей и в три раза меньше, чем вязов, а остальные деревья - дубы. Найдите сколько дубов растет в этом лесу. Что произойдет, если начать вырубку деревьев в этом лесу?
Эти задачи способствуют формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экологической пользе. Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.
Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь, заяц) Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова? Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.
При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Учитель может предложить учащимся следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса – береги, мало леса - посади», «Лес и вода - брат и сестра»). Учитель предлагает вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение. Темы могут быть различные: «Лес - наше богатство», «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я - бабочка», «Путешествие снежинки», «О чем говорит березка» и др.
Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.
Для осуществления экологического образования на уроках русского языка большую роль может играть работа с текстами и заданиями учебников (Рамзаева Т.Г. «Русский язык»). Например, задание в упражнении 35 «Рыжик», текст упражнения 374 «Лето в лесу» (по Соколову-Микитову), упражнение 381 «Ландыш» (по Соколову-Микитову) и др. в учебнике II класса дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках и свойствах. В процессе работы на уроке с текстовым материалом учитель проводит беседу с учащимися о значении диких и домашних животных, о правилах поведения в лесу, рассказывает учащимся о том, что ландыш становится редким видом, раскрывает причины сокращения и исчезновения данного растения.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и учебники по чтению, в частности «Книга для чтения» (составитель В. Г. Горецкий). В этих учебниках содержится большое количество произведений писателей-натуралистов Г. Скребицкого, Б. Чарушина, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы (по Г. Скребицкому и В. Чаллиной «Как белочка зимует», Г. Скребицкий. «Крылатые гости», Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся»), о взаимосвязях в природе и многообразии объектов (Н. Надеждина. «Цветы и ягоды», А. Плещеев. «Первые весенние цветы»), мотивах охраны природы (Е. Пермяк. «Знакомые следы», Л. Воронкова. «Птичьи кормушки», И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает»). Но особое внимание на уроках чтения учитель уделяет работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное художественное познание мира.
Учитель может рассказать учащимся об увлечениях природой В. Бианки, начиная с детских лет; о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у младших школьников умение сравнивать состояния природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру
Последовательная интегрированная работа учителя значительно обогатит знания учащихся. Такая работа будет способствовать формированию у них сознания слитности с природой, о чем М.М. Пришвин писал: «Я слился с жизнью природы, и в душе вдруг, как голубь, затрепетала радость жизни. И я понял в это мгновенье, что это чувство есть чувство личности».
Таким образом, вся работа по экологическому образованию и воспитанию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удается помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.
Литература:
- Васин А.М., Васина А.Л. Заповедник «Малая Сосьва». М. Унисерв, 2000 г.
- Васин А.М. Малая Сосьва. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1989 г.
- Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Интегрированный курс « Математика и конструирование» - М. « Просвещение», 1998 г.
- Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987 г. № 9.
- Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. 1987 г.
- Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. 1991 г.
- Калугин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М. 1992 г.
- Кедров Б.М. и др. Взаимосвязь общественных, естественных и технических наук // Природа.1981 г. № 1.
- Коложвари И.И. Как организовать интегрированный урок. М. Просвещение. 1992 г.
- Колыщева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность младших школьников в системе интегративной педагогики // Начальная школа,2000 .№ 3.
- Леонович Е.Н. К вопросу об интеграции на уроках русского языка. М. Просвещение. 1982 г.
- Лихачёв Б.Г. Экология личности //Педагогика.1999 № 2.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М. 1988 г.
- Малеванный Ю.И., Рыманенко В.Е. Об интегральном уроке в школе // Новые исследования в педагогических науках. М. 1990 г. № 2.
- Орлова Т.К., Демус Л.Г., Богордаева Н.Г., Ничаева Л.Н. Интегрированная программа по краеведению «Мы - дети природы» - ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск. 2000 г.
- Разумный В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (основополагания интерактивной педагогики). М. Просвещение. 1999 г.
- Самарин Ю. А. Об ассоциативном мышлении // Вопросы психологии. 1994 г. №
- Шпотова Т.В. Программы и методические рекомендации к детскому эколого-этнографическоми проекту «Дом». Обнинск. ЦЭО. 2000 г.
- Экология. Смоленск. Русич. 2001 г.