Современная система образования может решить проблему адаптации к уровням развития обучающихся путем использования технологии уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация способствует усвоению материала на различных уровнях. Доминирующим при этом является уровень обязательной подготовки. Он характеризует тот минимум, которого должны достигать все обучающиеся и определяет нижнюю допустимую границу результатов математической подготовки. На основе уровня обязательной подготовки формируется более высокий уровень овладения учебным материалом – уровень возможностей. Он характеризует результаты, к которым могут стремиться и при желании достичь обучающиеся.
Рассмотрим изучение темы «Системы линейных уравнений» (7 класс) на основе уровневой дифференциации.
Учебное пособие. А.Г.Мордкович. Алгебра-7.
Общее количество часов. 18 ч. Количество часов в неделю: 4 ч.
Тематическое планирование
№ п/п |
Содержание урока |
Требования к математической подготовке |
Форма урока |
1. |
Линейные уравнения с двумя переменными. |
Знать и правильно употреблять понятия «уравнение с двумя переменными», «линейное уравнение с двумя переменными», «решение уравнения с двумя переменными», «равносильные уравнения с двумя переменными»; уметь правильно применять свойства уравнений. |
Лекция с элементами практической работы. |
2. |
Линейные уравнения с двумя переменными. Текущий зачет №1 (тест). |
Уметь выражать одну переменную уравнения через другую на уровне обязательных результатов обучения. |
Практикум. |
3. |
График линейного уравнения с двумя переменными. Текущий зачет №2. |
Знать и правильно употреблять понятия «график уравнения», «график уравнения с двумя переменными»; уметь строить график уравнения ах+bх=с в зависимости от значений его коэффициентов. |
Комбинированный урок с элементами КСО: работа в парах. |
4. |
Системы линейных уравнений с двумя переменными. Самостоятельная работа №1. |
Знать и уметь правильно употреблять термины «решение системы уравнений с двумя переменными», «решить систему уравнений с двумя переменными»; уметь решать систему уравнений с двумя переменными графическим способом. |
Промежуточный контроль. |
5. |
Способ подстановки. |
Знать и уметь правильно применять понятие «равносильные системы уравнений»; изучить алгоритм решения системы линейных уравнений способом подстановки. |
Лекция с элементами практической работы. |
6. |
Способ подстановки. Текущий зачет №3. |
Уметь применять способ подстановки к решению систем линейных уравнений на уровне обязательных результатов обучения. |
Практикум. |
7. |
Способ подстановки. Самостоятельная работа №2. |
Уметь применять способ подстановки к решению систем линейных уравнений на уровне обязательных результатов обучения и уровне возможностей. |
Промежуточный контроль. |
8. |
Способ подстановки. |
Уметь анализировать свои работы, находить и исправлять ошибки, выполнять упражнения, аналогичные тем, в которых допущены ошибки. |
Практикум с элементами консультаций. |
9. |
Способ сложения. |
Изучить алгоритм решения системы линейных уравнений способом сложения. |
Лекция с элементами практической работы. |
10. |
Способ сложения. Текущий зачет №4. |
Уметь применять способ сложения к решению систем линейных уравнений па уровне обязательных результатов обучения. |
Практикум. |
11. |
Способ сложения. Самостоятельная работа №3. |
Уметь применять способ сложения к решению систем линейных уравнений на двух уровнях. |
Промежуточный контроль. |
12. |
Способ сложения. |
Уметь анализировать свои работы, находить и исправлять ошибки, выполнять упражнения, аналогичные тем, в которых допущены ошибки. |
Практикум с элементами КСО: работа в малых группах. |
13. |
Решение задач с помощью систем уравнений. |
Уметь описывать различные реальные ситуации на математическом языке. |
Комбинированный урок. |
14. |
Решение задач с помощью систем уравнений. Текущий зачет №5. |
Уметь выделять при решении текстовых задач три этапа: составление математической модели, работа с математической моделью, ответ на вопрос задачи. |
Практикум. |
15. |
Решение задач по теме «Системы линейных уравнений». Самостоятельная работа №4. |
Уметь объективно оценивать уровень своих знаний и умений по данной теме. |
Предварительный контроль. |
16. |
Решение задач по теме «Системы линейных уравнений». |
Систематизировать и обобщить знания по данной теме, уметь выполнять задания, содержащие модуль и параметр. |
Урок - игра «Лабиринт». |
17. |
Контрольная работа по теме «Системы линейных уравнений. |
Проверка знаний, уровня сформированности умений и навыков по данной теме. |
Контроль. |
18. |
Анализ контрольной работы. |
Уметь анализировать свои работы, находить и исправлять ошибки, выполнять упражнения, аналогичные тем, в которых допущены ошибки. |
Практикум с |
Система контроля (Приложение1).
Уровень обязательных результатов обучения (Приложение 2).
Повышенный уровень заданий (на «4» и «5») (Приложение 3).
Литература
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра – 7. Задачник. М., «Мнемозина», 2001.
2. Колмакова Л.П. Технология уровневой дифференциации обучения математике. Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2001.
3. Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А. Алгебра. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. М., «Дрофа», 2000.