Каждую минуту на свете появляется
маленький человек. Он не только мал, но и слаб,
неразвит, ничего не знает о себе, ни о мире, в
который он пришёл.
Кем вырастет этот человек? Развитой, творческой,
созидательной личностью или существом с
отрицательным социальным знаком, способным лишь
к разрушению?
Зависит это от условий, в которых он окажется.
Как существо социальное, вне социума, вне человеческих отношений ребёнок не может стать человеком. Очеловечивание, становление личности ребёнка – это процесс усвоения индивидом знаний, опыта, культуры предшествующих поколений, процесс, который принято называть социализацией.
В процессе социализации есть стихийное влияние: улица, сверстники, неформальные группировки и организованное: школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации.
На сегодняшний день именно школа призвана решить целенаправленную задачу социализации ребёнка в обществе. Отношения, которые складываются в школьные годы ребёнка с окружающими людьми, во многом определяют систему его отношений с миром на всю оставшуюся жизнь.
Важную роль в организации жизненного школьного пространства принадлежит педагогам-воспитателям. Сегодня они не только учат, но и, помогая природе, развивают ученика, его задатки и склонности, волю и психическую силу, чтобы ребёнок смог жить в изменяющемся, непредсказуемом мире.
На смену авторитарной педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.
Педагогику насильственного формирования сменяет педагогика поддержки ребёнка.
Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищённому и ранимому, в критических ситуациях, когда его здоровье ослаблено и он нуждается в длительном лечении.
Миссия нашей школы-интерната: оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
Школа-интернат – серьёзное испытание для большинства детей, ввиду ограничения социальных контактов (наши дети тубинфицированы), поэтому процесс их социализации и реабилитации затруднён.
Но педагоги нашего интерната знают, что в воспитании, инструментированном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных отношений, психологический климат. Но главное – ребёнок у нас живёт и развивается в «пространстве любви».
Воспитанники школы-интерната санаторного типа воспринимают отношения между детьми и взрослыми как эталонное.
Для наших воспитанников школа не только учреждение, где он получает образование, сколько среда его обитания, место, где он проводит большую часть своего времени, общается со сверстниками, реализует значимые для него потребности в общении, познании, признании и успехе.
Школа-интернат – это вторая большая и дружная семья, которую объединяют общие устремления, идеалы, общие планы.
Здесь формируются интересы ребёнка, определяются его жизненные цели, ожидания, устремления.
Достигать поставленные цели и решать задачи воспитания классным наставникам помогает руководство тремя «П» – принципами педагогического воздействия:
- понимание;
- природосообразность;
- поддержка.
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:
- придержав, не дать упасть;
- оказать помощь, содействие;
- выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;
- не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.
В нашем понимании педагогика поддержки – это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка и его самопроцесса, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОуправление и др.
О.С. Газман, который ввел понятие «педагогической поддержки» в научный обиход, определяет её как «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем».
Учитывая, что «белая ромашка» – символ чистого дыхания, в школе разработана такая модель педагогической поддержки.
- Лепесток 1: ребёнок – воспитатель. Воспитатель – основной носитель педагогической поддержки.
- Лепесток 2: ребёнок – учитель-предметник. На всех уровнях проведена модификация традиционных учебных программ с учётом особенностей и возможностей учащихся.
- Лепесток 3: ребёнок – медицинский работник. Педагогическая поддержка реализуется с учётом аспекта «здоровье ребёнка», для чего в школе-интернате создана комплексная программа реабилитации детей, нуждающихся в длительном лечении, которая предусматривает диагностику, лечение и профилактику заболеваний, ведение учебного курса «Крепыш», встречи с ведущими медицинскими специалистами, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.
- Лепесток 4: ребёнок – психолог. Психолог выявляет психологические особенности ребёнка, проводит коррекционную работу, индивидуальные консультации, организует мастерские общения.
- Лепесток 5: ребёнок – администрация школы-интерната. Деятельность администрации направлена на создание условий для участия в соуправлении учащихся.
- Лепесток 6: ребёнок – родитель. Проведение всеобуча для родителей по проблемам, связанным со здоровьем и обучением воспитанников интерната.
Таким образом, педагогическая поддержка нашего образовательного учреждения – это всегда партнёрство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон. Это мир, в котором мы живём. У него свои, особенные, краски и запахи, своя поэзия и проза, он не имеет границ и возраста.
Любая форма работы предполагает и воздействие слова, и чувственные переживания, и игру, и труд. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Так, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы и содержание внеурочных дел в школе-интернате очень разнообразны.
Клуб «Встреча» учит ребят рассказывать и слушать о себе, понимать собеседника и сопереживать ему, решать общие личные проблемы.
Кружок сказкотерапии «В гостях у сказки» воспитывает в детях нравственные отношения к жизни, окружающим людям, стабилизирует психические процессы, снимает напряжение, развивает уверенность в себе. Стимулирует творческое воображение и самовыражение.
Девичий клуб «Лада» знакомит девушек-девятиклассниц с основами этики и психологии семейной жизни, помогает девушкам познать себя, свои особенности, способности и возможности. Пробуждает у них стремление к самосовершенствованию, обогащает необходимыми знаниями и навыками в работе над собой.
Наибольшей популярностью у детей пользуются: школьные фестивали науки, техники, литературы и искусства, творческие командировки по классам, осенний и весенний спортивные чемпионаты школы, весенний день розыгрышей, шуток и веселья, торжественный отчёт – праздник «День Чести школы», обрядовые праздники, занятия «Школы вежливости». А встречи «вживую» с поэтами, писателями, первостроителями «Западно-Сибирского металлургического комбината» помогают детям понять и задуматься о значении «малой Родины в жизни каждого человека, проникнуться к своей земле и её людям, почувствовать ответственность за её будущее».
Многие формы внеурочных занятий с детьми в школе-интернате организуются подобно тому, как это делается взрослыми людьми в большой жизни. Такой подход очень важен в нашей работе: не придумывать нечто искусственное для детского употребления, а в хорошем смысле играть во взрослую жизнь, что и обеспечивает воспитательный эффект. Это относится и к подготовке к спектаклю, и к выпуску газет, и к походу по родному краю, и ко всему остальному.
Участие воспитанников в организованной таким образом работе не заметно готовит их уже в школе к будущей жизни. Играя во взрослую жизнь, они много узнают о ней и вырабатывают своё отношение к жизни, они много узнают о ней и вырабатывают своё отношение к жизни, к себе, людям, развивают необходимые деловые умения, навыки общения, взаимоотношения с людьми не только в стенах школы.
Одним из условий эффективной работы по социализации детей является связь с их ближайшим окружением – семьёй.
Невозможно решать вопросы формирования воспитательной системы учащихся без семьи и родительской общественности.
Родитель участвует в коллективных творческих делах, получает консультации школьных психологов. Воспитатель, как социальный педагог нередко становится посредником между семьёй и институтами общества: помогает решать вопросы трудоустройства, помощи детям-сиротам, сотрудничает с органами опеки, с правоохранительными органами. Многие родители, опекуны, бабушки и дедушки проявляют искренний интерес к работе школы-интерната.
Таким образом, в школе-интернате созданы педагогические условия, позволяющие эффективно осуществлять социальную реабилитацию наших воспитанников.
Воспитательный процесс характеризуется определёнными свойствами. Ими являются: гуманизм, событийный характер организации жизнедеятельности педагогов и воспитанников, природосообразность и культуросообразность их деятельности, учёт возрастных особенностей и особенностей здоровья воспитанников, связь с окружающей микросредой, способность к саморазвитию.
В работе школы-интерната нашли отражение основные тенденции современной государственной политики в области образования, одной из важнейших среде, которых является успешная социализация (и как её составная часть – социальная реабилитация) детей и подростков.
В воспитательном процессе системообразующей является деятельность педагогической поддержки ребёнка, нацеленная на его социальную реабилитацию.
Педагогическая поддержка – это реальная понимающая педагогика, которая в отличии от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего никогда не было в педагогике воздействия.
Литература:
- Газман О.С. Теория: что такое педагогическая поддержка. Классный руководитель, 2000.
- Соковня И. Социальное взросление и здоровье школьников. М.: Просвещение, 2005.
- Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Томск, 2007.
- Тартышная М.А. Всё лучшее – впереди. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.