Формы организации учебной деятельности по учебнику на уроках географии

Разделы: География


В настоящее время актуальным являются обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию.

Ведущая роль в школьном обучении географии принадлежит учителю, который организует и направляет познавательную деятельность учащихся. Но для успешного решения поставленных задач необходимо, чтобы учебный процесс был оборудован дидактическими средствами, среди которых ведущее место принадлежит учебнику. В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появления такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется основным средством реализации содержания образования. От того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой во многом зависит эффективность обучения по предмету.

Ниже предлагаются некоторые приемы работы с учебником, книгой, которые направлены на развитие учащихся, на подготовку их к самостоятельному приобретению знаний

Самостоятельная работа с учебником.

Учащиеся получают карточку с заданием или учитель пишет на доске вопросы, а ребята находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника.

8 класс. Тема: “История исследования и освоения территории России”

Учебник - Э.М. Раковская “География: природа России”

Задание: Прочитайте параграф учебника и выпишите фамилии известных путешественников.

  1. Его имя вошло в историю государства Российского и русских географических открытий. Именно с его похода началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири.
  2. Он с группой служивых людей достиг берега Охотского моря. Его люди осмотрели берега моря от устья р. Уды на юге и почти до современного Магадана на севере и основали Охотское зимовье, на месте которого возник позднее г. Охотск. Он стал окном России в Тихий океан и Северную Америку.
  3. Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названый не его именем.
  4. Тобольский воевода в 1667 г. составивший первую сводную карту всей Сибири - “Чертеж Сибирской земли”.
  5. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии.
  6. Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одном из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны.
  7. Кто и когда в России составил первый географический атлас? Как он назывался.
  8. Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделен от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря.
  9. “Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км. длины, 300 км. ширины и до 3000 метров высоты, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири”. Оком и о чем идет речь в высказывании С.В. Обручева?

(Ермак, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Петр Годунов, Челюскин, Витус Беринг, Ремизов, Г.И. Невельский, И.Д. Черский)

9 класс Тема: “История хозяйственного освоения и заселения Иркутской области

Учебник - Бояркин В.М. “География Иркутской Области”

Вопросы:

  1. Какие народы проживали на территории иркутской области до прихода русских, на севере, в центре, на западе Присаянья?
  2. Какой вели образ жизни, чем занималась эти народы?
  3. Почему строительство острогов началось на севере Иркутской области?
  4. Что привлекало русских промышленных, служилых., торговых людей в Сибирь?
  5. Объясните следующие выражения: “В Сибирь переселялись “ по указу”, “вольно” и в ссылку”.
  6. Какое важное событие в середине XVIII века способствовало развитию торгового капитала, строительству новых поселений : Тулун, Зима, Черемхово, Усолье?
  7. Какие отрасли хозяйства получили развитие с приходом русских в Сибирь?
  8. Какое влияние оказала железная дорога на заселение Иркутской области?
  9. В чем причина значительного притока населения в Иркутскую область в советский период?

В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу.

Работа с иллюстрациями, картами учебника.

8 класс. Физическая география Иркутской области.

Учебник - В.М.Боярин “География Иркутской области”

Задание:

  1. Какими двумя путями продвигались русские землепроходцы в Восточную Сибирь, и из каких острогов?
  2. Проследите путь П.Д.Пянда по территории Иркутской области и запишите в тетрадь.
  3. Назовите остроги, построенные в пределах нашей области с 1630 по 1660г., кто считается их основателем.
1630 г. - 1631 г. –
1641 г.- 1654 г.-
1661 г.-

9 класс. Тема: “ Население Поволжья”

Вопросы

  1. Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
  2. Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в XVI веке?
  3. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья.
  4. Назовите города-миллионеры Поволжья.
  5. Как размещены крупные города Поволжья?

При самостоятельном изучении материала или при повторении большие возможности дают таблицы. Применение таблиц на уроках географии позволяет развивать у учащихся способность к классификации и типологии, умение анализировать различные явления и делать выводы, обобщения.

Работа с таблицами учебника.

9 класс. Тема: Население и трудовые ресурсы центральной России.

Учебник - Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”

Задания

  1. По табл. 50, с.226 определите, в каком районе Центральной России наибольшая доля городского населения, а в каком наименьшая?
  2. Используя табл.13, с.48, назовите города-миллионеры Центральной России, запишите их в тетрадь.
  3. Вокруг этих городов сформировались агломерации. Вспомните, что называется агломерацией? Найдите на карте древние города центральной России.
  4. Как изменилась численность в областях и городах Центральной России (табл.51, с.226)?
  5. Почему численность населения крупных городов уменьшалась?
  6. Как изменяется численность населения в сельских населенных пунктах?

Самостоятельное чтение – один из наиболее действенных методов приобретения знаний. Оно воспитывает инициативу, пытливость ума, стремление находить в книге наиболее важное, видеть связь рассматриваемых в ней проблем, понимать их практическое значение. Навыки работы с книгой приобретаются в самом процессе самостоятельного чтения.

Чтение дополнительной литературы.

8 класс. Физическая география Иркутской области.

Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить параграф и подобрать к нему дополнительную информацию из научно-популярных журналов, художественной литературы и т.д. По результатам выполнения задания проводится круглый стол, где ребята обмениваются информацией, обсуждают работы.

Задание:

  1. Посетите областной краеведческий музей. Выпишите фамилии ученых-исследователей Сибири и Дальнего Востока, занесенных на фриз Иркутского областного краеведческого музея, и сделайте сообщение в классе по одному из них.
  2. Назовите фамилии современных исследователей нашего края, известных вам.

Дайте краткую характеристику деятельности одного из них.

Предлагаемые формы не новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества, позволяют учащимся проникнуть в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.

Используемая литература

  1. Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 8-9 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа,1997.
  2. Дронов В.П.,. Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник.- М.: Дрофа, 2003.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: “ВАКО”, 2005.
  4. Боярин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов.- Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2000.