В настоящее время актуальным являются обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию.
Ведущая роль в школьном обучении географии принадлежит учителю, который организует и направляет познавательную деятельность учащихся. Но для успешного решения поставленных задач необходимо, чтобы учебный процесс был оборудован дидактическими средствами, среди которых ведущее место принадлежит учебнику. В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появления такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется основным средством реализации содержания образования. От того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой во многом зависит эффективность обучения по предмету.
Ниже предлагаются некоторые приемы работы с учебником, книгой, которые направлены на развитие учащихся, на подготовку их к самостоятельному приобретению знаний
Самостоятельная работа с учебником.
Учащиеся получают карточку с заданием или учитель пишет на доске вопросы, а ребята находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника.
8 класс. Тема: “История исследования и освоения территории России”
Учебник - Э.М. Раковская “География: природа России”
Задание: Прочитайте параграф учебника и выпишите фамилии известных путешественников.
- Его имя вошло в историю государства Российского и русских географических открытий. Именно с его похода началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири.
- Он с группой служивых людей достиг берега Охотского моря. Его люди осмотрели берега моря от устья р. Уды на юге и почти до современного Магадана на севере и основали Охотское зимовье, на месте которого возник позднее г. Охотск. Он стал окном России в Тихий океан и Северную Америку.
- Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названый не его именем.
- Тобольский воевода в 1667 г. составивший первую сводную карту всей Сибири - “Чертеж Сибирской земли”.
- Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии.
- Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одном из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны.
- Кто и когда в России составил первый географический атлас? Как он назывался.
- Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделен от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря.
- “Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км. длины, 300 км. ширины и до 3000 метров высоты, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири”. Оком и о чем идет речь в высказывании С.В. Обручева?
(Ермак, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Петр Годунов, Челюскин, Витус Беринг, Ремизов, Г.И. Невельский, И.Д. Черский)
9 класс Тема: “История хозяйственного освоения и заселения Иркутской области”
Учебник - Бояркин В.М. “География Иркутской Области”
Вопросы:
- Какие народы проживали на территории иркутской области до прихода русских, на севере, в центре, на западе Присаянья?
- Какой вели образ жизни, чем занималась эти народы?
- Почему строительство острогов началось на севере Иркутской области?
- Что привлекало русских промышленных, служилых., торговых людей в Сибирь?
- Объясните следующие выражения: “В Сибирь переселялись “ по указу”, “вольно” и в ссылку”.
- Какое важное событие в середине XVIII века способствовало развитию торгового капитала, строительству новых поселений : Тулун, Зима, Черемхово, Усолье?
- Какие отрасли хозяйства получили развитие с приходом русских в Сибирь?
- Какое влияние оказала железная дорога на заселение Иркутской области?
- В чем причина значительного притока населения в Иркутскую область в советский период?
В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу.
Работа с иллюстрациями, картами учебника.
8 класс. Физическая география Иркутской области.
Учебник - В.М.Боярин “География Иркутской области”
Задание:
- Какими двумя путями продвигались русские землепроходцы в Восточную Сибирь, и из каких острогов?
- Проследите путь П.Д.Пянда по территории Иркутской области и запишите в тетрадь.
- Назовите остроги, построенные в пределах нашей области с 1630 по 1660г., кто считается их основателем.
1630 г. - | 1631 г. – |
1641 г.- | 1654 г.- |
1661 г.- |
9 класс. Тема: “ Население Поволжья”
Вопросы
- Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
- Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в XVI веке?
- Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья.
- Назовите города-миллионеры Поволжья.
- Как размещены крупные города Поволжья?
При самостоятельном изучении материала или при повторении большие возможности дают таблицы. Применение таблиц на уроках географии позволяет развивать у учащихся способность к классификации и типологии, умение анализировать различные явления и делать выводы, обобщения.
Работа с таблицами учебника.
9 класс. Тема: Население и трудовые ресурсы центральной России.
Учебник - Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”
Задания
- По табл. 50, с.226 определите, в каком районе Центральной России наибольшая доля городского населения, а в каком наименьшая?
- Используя табл.13, с.48, назовите города-миллионеры Центральной России, запишите их в тетрадь.
- Вокруг этих городов сформировались агломерации. Вспомните, что называется агломерацией? Найдите на карте древние города центральной России.
- Как изменилась численность в областях и городах Центральной России (табл.51, с.226)?
- Почему численность населения крупных городов уменьшалась?
- Как изменяется численность населения в сельских населенных пунктах?
Самостоятельное чтение – один из наиболее действенных методов приобретения знаний. Оно воспитывает инициативу, пытливость ума, стремление находить в книге наиболее важное, видеть связь рассматриваемых в ней проблем, понимать их практическое значение. Навыки работы с книгой приобретаются в самом процессе самостоятельного чтения.
Чтение дополнительной литературы.
8 класс. Физическая география Иркутской области.
Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить параграф и подобрать к нему дополнительную информацию из научно-популярных журналов, художественной литературы и т.д. По результатам выполнения задания проводится круглый стол, где ребята обмениваются информацией, обсуждают работы.
Задание:
- Посетите областной краеведческий музей. Выпишите фамилии ученых-исследователей Сибири и Дальнего Востока, занесенных на фриз Иркутского областного краеведческого музея, и сделайте сообщение в классе по одному из них.
- Назовите фамилии современных исследователей нашего края, известных вам.
Дайте краткую характеристику деятельности одного из них.
Предлагаемые формы не новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества, позволяют учащимся проникнуть в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.
Используемая литература
- Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 8-9 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа,1997.
- Дронов В.П.,. Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник.- М.: Дрофа, 2003.
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: “ВАКО”, 2005.
- Боярин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов.- Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2000.