Цели:
- Дать представление об особенностях природы Антарктиды.
- Закрепить знания по материку Антарктида, обобщить изученный материал.
- Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.
- Развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний.
- Развивать интерес к предмету.
Оборудование: карты Антарктиды (физическая, климатическая), иллюстрации природных объектов Антарктиды, компьютер с установленной программой PowerPoint, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Нам предстоит совершить путешествие по самому холодному материку Земли, пересечь ледяные пустыни, побывать на шести его полюсах. Вы ещё раз побываете на научных станциях этого материка, искупаетесь и позагораете полярным летом в его оазисах, полюбуетесь айсбергами у его берегов и удивитесь необычной доверчивости к людям его коренных обитателей.
— Что вы знаете о природе Антарктиды? (Ответы учащихся).
Сколько льда в Антарктиде? Что находится под мощным ледниковым покровом? Еще 35— 40 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить. Теперь ученые установили, что в основе большей части материка — в ее восточной половине — лежит Антарктическая платформа. Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков. В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.
— Что произойдет, если произойдет полное таяние ледников Антарктиды (ответы учащихся).
По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!
Под воздействием своей силы тяжести антарктический лед растекается из нескольких центров к периферии покрова. В разных частях это движение идет с разной скоростью. В центре Антарктиды, как и в Гренландии, лед движется медленно, у ледникового края его скорость возрастает до многих десятков и сотен метров в год. И здесь быстрее всего движутся ледяные потоки, разгружающиеся в открытый океан. Их скорости нередко достигают километра в год, а ледник Пайн-Айленд “делает” несколько километров в год. Такие вот ледяные потоки, достигающие океан образуют айсберги.
(Сообщение учащихся об айсбергах)
Конечно, весь ледниковый панцирь планеты сейчас не тот, каким был 20 тыс. лет назад, но он ведь и не исчез, а только сократился. Он не раз сокращался и в прошлом, после чего вновь и вновь восстанавливался. Крупные колебания оледенения — характерная особенность ледникового периода, который всё ещё продолжается.
Антарктида, как и другие южные материки, была частью Гондваны. Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка. Около 1/З его поверхности лежит ниже уровня океана. В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы — продолжение Анд Южной Америки — Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка — массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина — 2555 м. На островах в море Росса есть действующий вулкан — Эребус — свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.
В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000—4000 м. Они сложены древнейшими отложениями, похожими на породы других материков, входивших в состав древнего материка Гондвана.
Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе. Особенно суров климат во внутренних областях материка. Средняя суточная температура там даже летом не поднимается выше —30°С, а зимой бывает ниже —70°С. Полярниками на станции “Восток” зарегистрирована самая низкая температура на Земле (—89,3°С). Вот почему станцию “Восток” называют полюсом холода Земли. Для работы в таких условиях используют специальную одежду. Но в Антарктиде не один, а 6 полюсов.
1. Южный полюс Земли — географический, 90° ю.ш.;
2. Южный магнитный полюс Земли — 72°25’ ю. ш., 155°16’в.д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.), 70° ю. ш. и 150° в. д. на 1950 г., в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон д’Юрвиль;
3. Южный геомагнитный полюс — 78°З6’ ю. ш., 109°54’ в. д. ( редине ХХ столетия), район научной станции Восток;
4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь функционировала научная станция — Полюс Недоступности;
5. Полюс холода — станция Восток — 89,2° С в 1984 г.;
6. Полюс ветров — мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может достигать 70—80 м/сек, а в 1912—1913 гг. за 12 месяцев отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более).
Антарктиду называют “холодильником” Земли.
III. Игра “По Антарктиде”
А теперь предлагаю сыграть в очень интересную игру
Форма организации игры – групповая.
Организация игры.
Класс делится на три команды (принцип деления возможны любые: по рядам и т.д.). Выбираются капитаны.
Правила игры.
Капитан 1-й команды вызывает одного ученика из своей команды. Ученик на игровом поле экрана выбирает:
а) тему, по которой он хочет отвечать, из следующего набора тем:
- Географическое положение.
- История открытия и исследований.
- Рельеф.
- Климат.
- Внутренние воды (ледниковый покров).
- Растительный и животный мир.
б) вопрос по теме с этой строчки выбирает с расчетом на какую-либо сумму баллов на игровом поле.
Если ученик чувствует себя не очень уверенно, то он выбирает легкий вопрос — число поменьше и приносит команде столько баллов какое число сам выбрал (при правильном ответе).
Если ученик считает, что очень хорошо усвоил изученный материал, то он может выбрать числа в этой строчке побольше и принесет столько баллов команде.
Затем ведущий нажимает на это число и на экране появляется вопрос и 4 варианта ответов.
Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может заменить ответ или дополнить ответ ученика из своей команды, но тогда команда получает только половину этого балла.
Правильный ответ смотрим на игровом поле экрана нажимая на слово “ответ”.
Такие же действия выполняет следующая команда.
Игра идет по круговой системе. Выигрывает команда с наибольшим количеством баллов.
Время игры 20 — 25 мин.
Оценки в конце урока наиболее активным ученикам могут поставить учитель, капитан команды с помощниками или члены каждой команды. Для этого целесообразно обсудить вклад каждого ученика в сумму баллов команды, а затем проставить оценки.
Плохие оценки ставить не стоит, так как если ученик во время игры подвел команду, то он уже сам себя наказал. У него не остается чувства озлобления, а появляется желание исправиться.
Изготовление игры
Игра разработана наподобие телевизионной игры “Своя игра” с помощью меняющихся слайдов по программе PowerPoint