Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.
- Развивать образную, выразительную речь детей.
- Обогащать и активизировать словарь.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов о природе.
- Работа над скороговорками и чистоговорками.
- Домашние задания для детей и родителей “Пойми и нарисуй русскую народную пословицу”.
- Совместная работа с родителями по подготовке русских народных костюмов для детей.
- Работа над этюдами и драматизацией.
- Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
- Коллективный выезд в кукольный театр “Тирлямы” на спектакль “Иванушкина дудочка”.
Материал:
- Элементы русских народных костюмов для детей и воспитателя /кокошники, ленты, кушаки, картузы/
- Импровизированные декорации для игры-драматизации
- Аудиозапись “Вологодские кружева” /русская мелодия/ –
- материал с курсов В.Жилина
- Рисунки детей к пословицам
- Шкатулка-“ларец мудрости”
- Кукла
- Картотеки
- “Пословицы и поговорки”
- “Скороговорки и чистоговорки”
- “Стихи о деревьях”
- “Этюды”
- Сценарий игры-драматизации по русской народной сказке “Как коза избушку построила”
Содержание деятельности с детьми
- Встреча с Ванюшкой и Машенькой, приглашение побывать на родной сторонушке.
- Сказ воспитателя о земле родной, земле русской.
- Рассказы детей о пословицах по домашним рисункам.
- Конкурс скороговорок и чистоговорок.
- Этюды по “стихотворной шумихе”: потешкам, журилкам, страшилкам, мирилкам.
- Русская народная игра “Бояре”
- Чтение стихов русских поэтов о природе
- Игра-драматизация по русской народной сказке “Как коза себе избушку построила” /театральный кружок “Чудинки”/.
- Прощальная игра “Ручеек” /русская народная/.
Сценарий досуга
Воспитатель:
“Пришли из глубины веков загадки и пословицы…
И смысл их драгоценных слов
Надолго нам запомниться”
Пословицы – это краткие народные изречения с глубоким поучительным смыслом как надо и не надо поступать. В них накоплен опыт многих поколений людей. Еще ваши прабабушки и прадедушки говаривали: “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится” /не молвится – значит, не говорится/. Обратили ли вы внимание, что речь становится яркой, интересной, когда в ней используют пословицы да поговорки.
Вспомните-ка, какие поговорки говорят у вас в доме, да нам растолкуйте.
Дети: /варианты разъяснений смысла пословиц с помощью домашнего рисунка/
“Замолчал, как в рот воды набрал”
“Слово не воробей: вылетит – не поймаешь”
“В чужом месте – что в лесу”
“Кукушка кукует, по бездомью горюет”
“На чужой сторонушке рад своей воронушке”
“В тесноте да не в обиде”
“Семеро одного не ждут”
“И готово, да бестолково”
“Всякой матери своё дитя мило”
Воспитатель:
Каких пословиц только нет –
И в каждой мудрый дан совет.
А сейчас все ваши рисунки в “ларец мудрости” отправляются,
Ларец закрывается, а у вас мудрости прибавляется.
Народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Скороговорка – это весёлая игра в быстрое повторение стишков и фраз, которые трудно выговорить.
Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки…
А нам пора провести конкурс “Скороговорки”.
Скороговорки знакомы детям, например:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Баран-буян залез в бурьян.
Павка на лавке плетёт лапти Клавке.Три сороки-тараторки тараторили на горке.
У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла.
Весь двор перерыла.У ежа и ёлки иголки колки.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Не хочет косой косить косой.
Идёт Козёл с Козой, а Коза идёт с косой.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре – большие болтушки.Шесть мышат в камышах шуршат.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Росла за горой, за пригорочком,
Сосёнка с под-при-сосёночком.
Дети: /по желанию/ усаживаются на “пригорке”, проговаривают скороговорки, получают награду.
Воспитатель: Молодцы, да только жаль, что “Всех скороговорок не перескороговоришь!”
Теперь пора и к беседушке перейти – душу отвести.
Как только в семье появлялось дитя малое, заботливые взрослые стали сочинять для него маленькие и добрые стишки – колыбельные, потешки. Бабушка пела или рассказывали своей внучке, когда внучка вырастала, то баловала своих деток и внучат – так эти песенки дошли и до вас /берет в руки куклу-младенца/:
Спи, мое дитятко малое,
Нежу я детку мою,
Вот колыбель закачалася…
Баюшки-баю-баю. /К.Бальмонт/
А как укачивала мама вас?
Дети: /варианты колыбельных песенок/
Воспитатель: А вот какой потешкой баловал дедушка своего внука.
Мальчик:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Воспитатель: Добрые и веселые стишки можно не только читать, но и играть.
Игра “Потягунушки”
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки, (потянуться, вытянув руки и выгибая спину)
А в ножки ходунушки, (вытянуть ноги)
А в ручки хватунушки, (сжимать–разжимать пальцы рук)
А в роток говорок, (зевнуть, прикрыв рот рукой)
А в головку разумок. (слегка почесать темя)
Дети: играют этюды на выражение основных эмоций
Журилка “Барабулька” /Один ребенок грустит – другой берет его за руку и говорит/
Если в доме кто-то плачет,
Вы ему скажите, что
Ходит Ёжик во лесу –
Барабулька на носу.
Ёжик ей ладошкой машет,
А она поёт и пляшет!
Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в лес пойдём
И такую Барабульку
Обязательно найдём!
Уговорка “Лапоть” /плачет малыш, расставшись с мамой или от обиды – другой ребенок его успокаивает/
Послушай, что тебе скажу,
Давай не будем плакать!
А то услышит наш сосед
И подарит лапоть.
Куда мы в нём с тобой пойдём?
Раз шагнём и упадём!
Пугалка “Петушки” В.Берестова /драчунам – можно хором/
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Страшилка “Крапива” /девочки грозят мальчикам/
На крапиву не садись,
Если сядешь – не сердись.
Потешка “На улице” /игра в микрогруппах/
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки красавицы
Смотрят и смеются.
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха.
Молчанка /воспитатель/
Шел Молчан
По крутым горам.
Кто не молчал –
Того за уши драл!
Мирилка /стишок, скрепленный соединением мизинцев, помогает забыть ссору – в парах/
Ехали на лодке,
Кушали селедку,
А селедка не годится,
Надо, надо помириться.
Мир, мир – навсегда,
Ссора, ссора – никогда!
Воспитатель: А в деревнях ребятишки, ох, как любили играть, да в игры разные, да веселые.
Дети играют в русскую народную игру “Бояре”.
Воспитатель: А сейчас мы с вами оказались на волшебной поляне. Прислушайтесь-ка, что это за шум такой? Это же листочки шелестят, так деревья между собой переговариваются.
Дети читают стихи:
“Клен”
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старый лист клена кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, веселый –
Чудесно, что клены растут возле школы!
Осенние клены – цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета. /С.А.Васильева/
“Дуб”
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. /И.Токмакова/
“Ива”
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
“Черемуха”
Черемуха пушистая,
Густая и душистая.
Завесило село,
Как будто подморозило,
Как будто сад у озера
Метелью занесло. /С.Есенин/
“Осинка”
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару.
Дайте осинке пальто и ботинки –
Надо согреться бедной осинке. /В.И.Мирясова/
“Ели”
Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки, –
У лесных ворот водят хоровод.
“Береза”
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Трава шелковая. /народ/
Воспитатель: На Руси березку не только в стихах и песнях прославляли, но и сказки про нее слагали. /Надевает кокошник, платок расписной/.
“Сказочное времечко,
Времечко желанное.
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Поведут тропиночки
Нас в края далёкие
Через чащи тёмные
И моря глубокие.
Игра-драматизация по русской народной сказке “Как коза избушку построила”
Сказочница: Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся.
Массовка – зрители имитируют различные виды работ “Что мы делали – покажем”.
Сказочница: А старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит – и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
Старуха-говоруха говорит всё подряд /импровизация/: стишок, о погоде, о болезнях, про базар и т.д.
Сказочница: А коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать...
Массовка удерживает козу с козлятами в хлеву.
Коза: Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдемте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Сказочница: Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали. Только старуха их и видела!
Коза с козлятами убегают, старуха-говоруха мечется по поляне, причитывает.
Коза: Вот мы и в лес прибежали, спаслись от старухи-говорухи. Теперь надо место найти, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке
Коза: Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
Яблонька /грустно/: Не строй подо мною избушку, яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.
Пошла коза к елке
Коза: Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?
Елка /с сожалением/: Не строй подо мною избушку, шишки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше, увидела высокий дуб.
Коза: Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
Дуб /огорченно/: Не строй подо мною избушку, по осени желуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине.
Коза: Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Осинка /затрясла всеми ветками, всеми листьями/: Мои листики днем и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятками дальше и пришла к шиповнику.
Коза: Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Шиповник /закачался/: Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать – всю шерстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Из последних сил бредет коза с козлятами к березе.
Коза /с отчаянием/: Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?
Березка /качнула веточками/: Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Коза с козлятами радостно строят себе избушку /из модулей/.
Коза и козлята /хором/: В своей избушке мы живем, травку жуем, водицей запиваем, березку восхваляем, вас в гости поджидаем!
Воспитатель /снимая кокошник, платок/:
Ну что ж, друзья мои, пора и честь знать. Как говорит народная мудрость: “В гостях – хорошо, а дома – лучше” да и без хозяина дом – сирота.
Вырастайте здоровыми, добрыми, трудолюбивыми и прославляйте свою Родину – Россию; не забывайте и народные традиции – “В каком народе живешь, тех обычаев и держись”.
Выход детей под русскую мелодию “Вологодские кружева”: Ванюшка и Машенька делают “воротца” – русская народная игра “Ручеек”.
Используемая литература:
- Авт.-сост. Грабчикова Е.С. Пословицы, поговорки, загадки – Мн.: “Асар”, 2000.
- Гербова В.В. Учусь говорить – М.: Просвещение, 2002.
- Кудрина Г.Я., Примакова Р.В., Водова В.Д. Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры – Иркутск, 2005.