Спортивное соревнование на уроках математики

Разделы: Математика


Немаловажными факторами в обучении математики является доступность, заинтересованность, разнообразие приемов, форм и методов.

Планируя спортивно-математическое соревнование, важно ориентироваться на уже достигнутый уровень знаний шестиклассников. Кроме того, предъявляя несколько завышенные требования к его мышлению, немного забегая вперед, в зону ближайшего развития, выводим на уровень обобщений, абстракций, уровень творческого мышления. Тем самым появляется возможность проявить себя обучающимся с разным уровнем подготовки, почувствовать способность к состязанию.

Разнообразие интересов и форм деятельности нисколько не мешает развитию математических способностей, но даже стимулирует интерес к познанию. Сочетание физической и умственной деятельности порождает азарт, заинтересованность.

Игра проводится в три этапа на территории школы, спортивном зале и в кабинете математики.

Оборудование: спортивные снаряды, проектор, экран, две скамьи, два стола, судейский стол, карандаши, ручки, бумага, измерительная лента, линейка.

Цели игры:

  • обобщение знаний по теме “Формулы. Соотношение между величинами”;
  • закрепление умений пользоваться формулами;
  • формирование умения групповой деятельности; ответственности за конечный результат;
  • формирование умения концентрировать внимание в непривычных условиях в короткий промежуток времени.

Этапы:

1. Ориентирование

2. Эстафета

3. Матч-реванш.

Предварительно каждый класс параллели разбивается на команды не более семи человек каждая. Выбирается капитан, название, девиз, отличительный знак (с использованием математических понятий терминов, символов).

Домашнее задание: выбрать “коварные задачи”, пословицы и поговорки, связанные с числами.

Первый этап. Ориентирование. Проводится во время двух больших перемен. Каждой команде дается план пришкольного участка (участок нашей школы - довольно обширный сквер, если такового нет, можно выйти в ближайший городской парк). В плане введена система координат по сторонам света, точка отсчета, масштаб. Проложен маршрут, по которому размещены “капсулы” с подсказками в виде трехмерных координат. Найдя “капсулу”, команда получает трехмерную схему школы и по подсказке находит конверт с заданием. В конверте находится задача-стих “Пчелы” В.М. Акимова

Жила-была в дупле большом
Семья пчелиная,
Семью вела к цветам в лугах
Дорога длинная.
Поутру завтракать в луга
Все вышли, мал-малы.
И трутень сразу полетел
В пять раз быстрей пчелы.
Пчела ответственно подходит
К скорости движения.
Её скорость постоянна,
В этом нет сомнения.
Наш трутень жадно пил нектар,
Потел и парился.
И не заметил, просмотрел,
Как нанектарился.
В пять раз он медленнее пчел
Летел домой, жужжал
Во сколько раз он в этот день
Дольше пчел летал?”

Решение. Время движения пчелы время движения трутня . Отношение промежутков времени

В зачет идет время поиска и время решения отдельно.

Второй этап. Эстафета. Проводится в два этапа во время спаренного урока в спортзале. Перед началом каждой игры команды приветствуют друг друга. Они размещаются две по разные стороны на скамьях. Остальные - как зрители - вдоль стен. Жюри из пяти старшеклассников - по центру. Построены две полосы препятствий. По сигналу учителя дается старт игре и засекается время. Первый игрок получает задание, решает его, дает ответ, затем проходит полосу препятствий. Если не справляется, получает штрафное задание. Передает эстафету другому участнику и так до последнего игрока команды. В это время для всех демонстрируются задания на экране. Задания на схемах и рисунках чередуются с текстовыми задачами.

В зачет идет общее время и очки за правильно выполненные задания.

Пример заданий для полуфинала

  • Собрать парами карточки
a=bg + r, r0 Формула периметра прямоугольника
P=2(a+b) Формула площади поверхности прямоугольного параллелепипеда
S=2(ab+ac+bc) Формула объема прямоугольного параллелепипеда
s=vt Формула площади поверхности куба
V=abc Формула деления с остатком
S=6aa Формула пути
P=2a + b2 Формула объема куба
V=  
  • Дорисовать симметричные фигуры.
  • На команду купили 7 пирожных по a рублей и торт за b рублей. Сколько денег нужно заплатить каждому?
  • На рисунке изображен план земельного участка и указаны некоторые его размеры. Найти площадь участка и его периметр.
  • Срезали p белых роз, k желтых и t красных. Из них составили 5 букетов. Сколько роз в каждом букете?
  • Заполнить таблицу:
s v t
66 км   3 ч
  8 м/мин 50 мин
15 дм 3 дм/сек  
  • Вычислить неизвестные углы треугольника по данным чертежа.
  • Цена книги 65 рублей. Чему равна стоимость нескольких книг?
  • Заполни таблицу, где стоимость обозначена С, количество купленных книг n
n штук 2 4 6 n
С руб.        
  • Представте число 0,12 в виде несократимой дроби.
  • В трех корзинах k кг земляники. Сколько земляники в 13 корзинах?
  • Я покидаю дом ровно в 6 часов утра и возвращаюсь в 17 часов 15 минут. Сколько времени (в часах) я нахожусь вне дома?

Пример заданий для финала

  • Угадай корни уравнения: x+x+x+x+x=5*864; 4(5+y)=20+4y.
  • Караван верблюдов шел в первый день 9 часов со скоростью 8 км/ч, во второй день 6 часов со скоростью 9 км/ч, в третий день 5 часов со скоростью 6 км/ч. Какое расстояние прошел караван за три дня?
  • Заполнить таблицу:
s v t
70км   12 мин
  8 м/мин 5 часов
45 дм 3 м/сек  
  • Автомобиль проходит 480 км за 3 часа, а всадник за 48часов. У кого скорость больше и на сколько?
  • Вставить пропущенные цифры в примера на арифметические действия записанных столбиками (дается карточка).
  • Сколько тетрадей можно купить на 260 руб. по цене k рублей? Заполнить таблицу:
k руб. 4 10 13 k
n шт.        
  • Длина прямоугольного участка земли 8 м. Это на 6 м больше, чем ширина. Найти площадь.
  • Заполнить таблицы:
С а n С а n
390 руб. 30 руб. 344 руб.   4 шт.
7 руб. 47 шт. 639 руб. 9 руб.  
860 руб.   5 шт.   45 руб. 200 шт.
  • Мой рабочий день длится 8 часов. Если он начинается в 13чаов 30 минут, то в котором часу он заканчивается?
  • Если 1 литр краски покрывает площадь 6010 метров, то сколько литров краски потребуется для того, чтобы окрасить стену площадью 305 метров?
  • Обследованию подвергается 1 из каждых 9 семей. Сколько всего семей будет обследовано, если общее их количество 117?

Подводятся итоги. Объявляется команда-победитель и лучшие из игроков

Третий этап. Матч-реванш. Целесообразно проводить на другой день. После интенсивной, эмоционально напряженной эстафеты необходим отдых. В кабинете математики в форме КВМ (клуб веселых математиков) команды задают друг другу заранее подготовленные задачи, проверенные учителем на соответствие поставленной цели. “Перестрелка” пословицами и выполнение теста Заданного учителем. Вновь подводятся итоги командного и личного первенства.