Немаловажными факторами в обучении математики является доступность, заинтересованность, разнообразие приемов, форм и методов.
Планируя спортивно-математическое соревнование, важно ориентироваться на уже достигнутый уровень знаний шестиклассников. Кроме того, предъявляя несколько завышенные требования к его мышлению, немного забегая вперед, в зону ближайшего развития, выводим на уровень обобщений, абстракций, уровень творческого мышления. Тем самым появляется возможность проявить себя обучающимся с разным уровнем подготовки, почувствовать способность к состязанию.
Разнообразие интересов и форм деятельности нисколько не мешает развитию математических способностей, но даже стимулирует интерес к познанию. Сочетание физической и умственной деятельности порождает азарт, заинтересованность.
Игра проводится в три этапа на территории школы, спортивном зале и в кабинете математики.
Оборудование: спортивные снаряды, проектор, экран, две скамьи, два стола, судейский стол, карандаши, ручки, бумага, измерительная лента, линейка.
Цели игры:
- обобщение знаний по теме “Формулы. Соотношение между величинами”;
- закрепление умений пользоваться формулами;
- формирование умения групповой деятельности; ответственности за конечный результат;
- формирование умения концентрировать внимание в непривычных условиях в короткий промежуток времени.
Этапы:
1. Ориентирование
2. Эстафета
3. Матч-реванш.
Предварительно каждый класс параллели разбивается на команды не более семи человек каждая. Выбирается капитан, название, девиз, отличительный знак (с использованием математических понятий терминов, символов).
Домашнее задание: выбрать “коварные задачи”, пословицы и поговорки, связанные с числами.
Первый этап. Ориентирование. Проводится во время двух больших перемен. Каждой команде дается план пришкольного участка (участок нашей школы - довольно обширный сквер, если такового нет, можно выйти в ближайший городской парк). В плане введена система координат по сторонам света, точка отсчета, масштаб. Проложен маршрут, по которому размещены “капсулы” с подсказками в виде трехмерных координат. Найдя “капсулу”, команда получает трехмерную схему школы и по подсказке находит конверт с заданием. В конверте находится задача-стих “Пчелы” В.М. Акимова
Жила-была в дупле большом
Семья пчелиная,
Семью вела к цветам в лугах
Дорога длинная.
Поутру завтракать в луга
Все вышли, мал-малы.
И трутень сразу полетел
В пять раз быстрей пчелы.
Пчела ответственно подходит
К скорости движения.
Её скорость постоянна,
В этом нет сомнения.
Наш трутень жадно пил нектар,
Потел и парился.
И не заметил, просмотрел,
Как нанектарился.
В пять раз он медленнее пчел
Летел домой, жужжал
Во сколько раз он в этот день
Дольше пчел летал?”
Решение. Время движения пчелы время движения трутня . Отношение промежутков времени
В зачет идет время поиска и время решения отдельно.
Второй этап. Эстафета. Проводится в два этапа во время спаренного урока в спортзале. Перед началом каждой игры команды приветствуют друг друга. Они размещаются две по разные стороны на скамьях. Остальные - как зрители - вдоль стен. Жюри из пяти старшеклассников - по центру. Построены две полосы препятствий. По сигналу учителя дается старт игре и засекается время. Первый игрок получает задание, решает его, дает ответ, затем проходит полосу препятствий. Если не справляется, получает штрафное задание. Передает эстафету другому участнику и так до последнего игрока команды. В это время для всех демонстрируются задания на экране. Задания на схемах и рисунках чередуются с текстовыми задачами.
В зачет идет общее время и очки за правильно выполненные задания.
Пример заданий для полуфинала
- Собрать парами карточки
a=bg + r, r0 | Формула периметра прямоугольника | |
P=2(a+b) | Формула площади поверхности прямоугольного параллелепипеда | |
S=2(ab+ac+bc) | Формула объема прямоугольного параллелепипеда | |
s=vt | Формула площади поверхности куба | |
V=abc | Формула деления с остатком | |
S=6aa | Формула пути | |
P=2a + b2 | Формула объема куба | |
V= |
- Дорисовать симметричные фигуры.
s | v | t |
66 км | 3 ч | |
8 м/мин | 50 мин | |
15 дм | 3 дм/сек |
- Вычислить неизвестные углы треугольника по данным чертежа.
- Цена книги 65 рублей. Чему равна стоимость нескольких книг?
- Заполни таблицу, где стоимость обозначена С, количество купленных книг n
n штук | 2 | 4 | 6 | n |
С руб. |
- Представте число 0,12 в виде несократимой дроби.
- В трех корзинах k кг земляники. Сколько земляники в 13 корзинах?
- Я покидаю дом ровно в 6 часов утра и возвращаюсь в 17 часов 15 минут. Сколько времени (в часах) я нахожусь вне дома?
Пример заданий для финала
- Угадай корни уравнения: x+x+x+x+x=5*864; 4(5+y)=20+4y.
- Караван верблюдов шел в первый день 9 часов со скоростью 8 км/ч, во второй день 6 часов со скоростью 9 км/ч, в третий день 5 часов со скоростью 6 км/ч. Какое расстояние прошел караван за три дня?
- Заполнить таблицу:
s | v | t |
70км | 12 мин | |
8 м/мин | 5 часов | |
45 дм | 3 м/сек |
- Автомобиль проходит 480 км за 3 часа, а всадник за 48часов. У кого скорость больше и на сколько?
- Вставить пропущенные цифры в примера на арифметические действия записанных столбиками (дается карточка).
- Сколько тетрадей можно купить на 260 руб. по цене k рублей? Заполнить таблицу:
k руб. | 4 | 10 | 13 | k |
n шт. |
- Длина прямоугольного участка земли 8 м. Это на 6 м больше, чем ширина. Найти площадь.
- Заполнить таблицы:
С | а | n | С | а | n | |
390 руб. | 30 руб. | 344 руб. | 4 шт. | |||
7 руб. | 47 шт. | 639 руб. | 9 руб. | |||
860 руб. | 5 шт. | 45 руб. | 200 шт. |
- Мой рабочий день длится 8 часов. Если он начинается в 13чаов 30 минут, то в котором часу он заканчивается?
- Если 1 литр краски покрывает площадь 6010 метров, то сколько литров краски потребуется для того, чтобы окрасить стену площадью 305 метров?
- Обследованию подвергается 1 из каждых 9 семей. Сколько всего семей будет обследовано, если общее их количество 117?
Подводятся итоги. Объявляется команда-победитель и лучшие из игроков
Третий этап. Матч-реванш. Целесообразно проводить на другой день. После интенсивной, эмоционально напряженной эстафеты необходим отдых. В кабинете математики в форме КВМ (клуб веселых математиков) команды задают друг другу заранее подготовленные задачи, проверенные учителем на соответствие поставленной цели. “Перестрелка” пословицами и выполнение теста Заданного учителем. Вновь подводятся итоги командного и личного первенства.