Задачи урока
- Закреплять знания учащихся об окончаниях имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в дательном падеже, развивать умение распознавать падеж, склонение имён существительных и осознанно применять эти знания при написании окончаний.
- Развивать познавательные интересы, орфографическую зоркость, память, внимание, воображение, способствовать развитию речи учащихся.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному городу, интерес к предмету.
Оборудование
Фотографии города Саратова, известных деятелей, портрет и книга Николая Палькина “Город волжской судьбы”, таблица падежных окончаний имён существительных, индивидуальные карточки с текстами стихотворных отрывков, карточки склонений, окончаний, флажки.
Ход урока
1. Организационный момент
Вот и прозвенел звонок,
Всех позвал он на урок.
Вы готовы? Всё в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки…
Сделаем сейчас зарядку,
Организм свой зарядим.
С ленью мы устроим схватку,
Скуку разом победим.
(Выполнение упражнений, способствующих улучшению кровообращения).
- Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
2. Постановка целей и задач
Всё то, что дорого и свято,
Навеки в сердце берегу…
Восславим год, когда Саратов
Возник на волжском берегу.
В его истории богатой
Велик размах, велик разбег.
Восславим год, когда Саратов
Начнёт в заботах новый век.
- Это стихотворение и вот эту замечательную книгу “Город волжской судьбы” написал наш земляк, писатель Николай Палькин. Рисунок 1. Николай Палькин.
Мы любим свой родной город, интересуемся его прошлым и настоящим, стараемся хорошо учиться, чтобы стать достойными жителями Саратова.
Сегодня на уроке, закрепляя правописание окончаний имен существительных в дательном падеже, мы продолжим разговор о Саратове, познакомимся с творчеством Николая Палькина.
3. Чистописание
- Начнём работу в тетради с минутки чистописания. Сядьте ровно, правильно положите тетради.
На первой строке напишите буквы и, ш и буквосочетания ис, иг, шк.
и и и ш ш ш ис ис ис иг иг иг шк шк шк
- На второй строке запишите слова “история”, “подвиг”, “школа”.
история история подвиг подвиг школа школа
- На третьей строке запишите пословицу.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
- Помните, важно не только грамотно писать, но и красиво, аккуратно,
- Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Как вы думаете, почему? Попробуйте в своём объяснении использовать слова “история”, “подвиг”, “школа”.
4. Проверка домашнего задания
- Дома вы подбирали словарные слова по теме “Город” и повторяли их написание. Поиграем в игру “Кто первый достигнет вершины?” Победит тот, кто первый правильно вставит пропущенные буквы, укажет склонение имён существительных и установит на вершине горы свой флажок.
(Задание записано на доске)
- Участники игры, будьте внимательны при определении склонения имён существительных.
(Метро, меню, шоссе – несклоняемые существительные.)
- А остальные ребята будут записывать слова под диктовку, распределяя их в три столбика. Но прежде чем записать слово в тетрадь, покажите мне карточку с нужным склонением.
(Работа детей в тетради)
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Родина | район | площадь |
аллея | правительство | область |
- Вспомним этимологию слов “автомобиль”, “библиотека”.
(Слово автомобиль обязано своим появлением французам. Авт(о) – “свой”, “собственный”, “сам”. Мобил(ис) - “подвижный”. Значит “самоподвижный”, то есть движущийся без помощи лошади.
Слово библиотека пришло к нам из латинского языка, а в него из греческого. Библио
по – гречески – “книга”, текос – “хранилище”, то есть “книгохранилище”.)
- Проверим, как участники игры справились с заданием и поздравим победителя. Ребята первого ряда проверяют первый столбик, второго ряда – второй и третьего ряда – третий. 2.
- Наш родной город раскинулся в живописной котловине, окружённой с трёх сторон невысокими горами. Как называются эти горы? (Соколовая, Лысая, Алтынная.)
5. Работа по теме урока
1. - В каком году основан город Саратов? (В 1590 году.)
- Кто его основатели? (Князь Георгий Осипович Засекин и боярин Туров.)
- От каких слов произошло название города? (Одна из версий: от татаро-монгольских слов
“сары” - жёлтый, “тау” - гора.)
- Прочитайте строки из стихотворения Николая Палькина.
(Слова записаны на доске)
Зазвучала речь застучал топор люди к берегу подошли.
Возвели наш град у высоких гор и Саратовом нарекли.
- Что означают слова “град”, “нарекли”?
- В каком предложении встречается существительное в дательном падеже? Спишите это предложение, расставив, где нужно запятые.
- Какое это предложение по структуре?
- Подчеркните грамматические основы.
(Дети работают у доски и в тетрадях.)
- Определите, каким членом предложения является им. сущ. в дательном падеже?
- Выпишите словосочетание, которое содержит им. сущ. в дательном падеже. Укажите склонение, выделите окончание.
2 скл.
Подошли (к чему?) к берегу.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод. Существительные 2 склонения в дательном падеже в единственном числе имеют окончание – у. (Открываем окончание в таблице падежных окончаний им. сущ. Таблица висит на доске.)
2. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Палькина.
Бежит к вождю уж весь народ,
И цепи рабства плавятся в огне.
И в город наш въезжает Пугачёв,
А с ним свобода рядом на коне.
- Кем был Емельян Пугачёв? (Предводителем крестьянского восстания.)
- Вспомните, где находился штаб и лагерь Е. Пугачёва в Саратове? (Рядом с нашей прогимназией. В районе Улешей, около Дегтярной площади.)
- Выпишите словосочетание, которое содержит существительное в дательном падеже. Укажите склонение, выделите окончание.
2 скл.
Бежит (к кому?) к вождю.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод. Существительные 2 склонения в дательном падеже в единственном числе имеют окончание – ю. (Открываем окончание в таблице.)
3. Прочитайте следующий отрывок.
Всё готово к пышной встрече,
Закипает торжество.
Входит царь на волжский берег,
С ним сподвижники его.
- О каком царе идёт речь?
- В 1695 году в Саратове, как известно, проездом побывал Пётр Первый. “Путь от ворот до воеводского дома был выстлан коврами. Пётр шёл, широко размахивая правой рукой, а левую держа на эфесе шпаги. Выйдя на площадь, осмотрел строящийся Троицкий собор, кинул взгляд на деревянные срубы казённых заведений, посадские и стрелецкие избы.
- Зело неудобно дома поставлены,- заметил он воеводе,- в тесности, от огня опасно и без всякого манеру”. (Отрывок из книги саратовских краеведов Семёнова и Захарова “Листая страницы истории”.)
- Как вы понимаете слово “сподвижники”?
- Заглянем в толковый словарь Ожегова, прочитаем объяснение этого слова?
- Выпишите словосочетание, которое содержит существительное в дательном падеже. Укажите склонение, выделите окончание.
1 скл.
Готово (к чему?) к встрече.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод. Существительные 1 склонения в дательном падеже в единственном числе имеют окончание – е. (Открываем окончание в таблице)
- Это окончание нужно запомнить!
4. Прочитаем ещё один стихотворный отрывок.
Он серьёзно готовится к речи,
Душа ведь о каждом болит.
Его понимают, ему доверяют,
Народ губернатора чтит.
- “Губернатор” в переводе с латинского означает “правитель”.
- Каких саратовских губернаторов прошлого вы можете назвать?
- Кто сейчас является губернатором? (Павел Леонидович Ипатов)
- Все саратовские губернаторы оставили заметный след в истории не только Саратова и губернии, но и России.
- Как вы понимаете выражение “болит душа”?
- Выпишите словосочетание, которое содержит существительное в дательном падеже.
Укажите склонение, выделите окончание.
3 скл.
Готовится (к чему?) к речи.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод. Существительные 3 склонения в дательном падеже в единственном числе имеют окончание – и. (Открываем окончание в таблице.)
-Это окончание нужно запомнить!
Физминутка.
6. Упражнение в правильном употреблении имён существительных в дательном падеже.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в именах существительных?
- Спишите пословицы, употребив имена существительные в дательном падеже.
Человеку по (работа) воздаётся честь.
Книга – к (мудрость) ступенька.
- Выделите окончания имён существительных в дательном падеже.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга выполнение работы.
- Объясните смысл пословиц? Покажите карточку с нужным окончанием.
- Произведём разбор слова “(к)мудрости” по составу, морфологический разбор слова “(по) работе”.
- Если мы будем хорошо учиться, читать много книг, интересоваться жизнью города, то воздастся и нам честь за хорошую работу. Мы вырастим достойными жителями Саратова, и, быть может, кто-то из вас напишет новую книгу о родном городе.
7. Творческая работа
- Саратов… Мы произносим название города и рядом возникает другое, близкое сердцу имя – Волга. Саратовцы очень любят Волгу. Своей красотой она притягивает к себе каждого. Недаром воспета Волга - матушка в народных песнях, стихах.
Из самых вольных рек река
С былинными рассветами.
Её крутые берега,
Воспетые поэтами.
Пейзаж простором наделён,
Хоть ничего в нём броского.
Но сразу чувствуется, он –
Происхожденья волжского.
- Любовь к Волге, неразрывную связь города и реки передал в своей “Поэме о Волге” поет Николай Палькин:
Моему саратовскому краю
Волга, словно песня соловью.
Каждый день с того я начинаю,
Что на зорьке Волгу навещаю
И о многом с нею говорю.
- Сейчас мы будем составлять начало рассказа о Волге. Каждый из вас побывал на набережной, бродил по её тенистым аллеям. Любовался красотой Волги, бороздя по её просторам на теплоходе. Закройте глаза (тихо звучит музыка).
- Представьте, что вы стоите на смотровой площадке речного вокзала или на борту прогулочного теплохода. Вы любуетесь волжскими просторами. Что вы видите, что чувствуете? Опишите это в своём рассказе.
- Запишите название рассказа “Волжские просторы”. Вы можете сейчас или потом придумать другое название, но тогда не забудьте для этого оставить пустую строку. Составить начало рассказа вам помогут иллюстрации, слова и словосочетания, записанные на доске. (Набережная, место отдыха горожан, волжские просторы, по зеркальной глади, раскинулись острова…)
Работа детей.
Зачитываем 2-3 работы.
8. Итог урока
- Что нужно каждому человеку знать, чтобы грамотно писать?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание?
- Написание, каких окончаний имен существительных в дательном падеже нужно запомнить?
- С творчеством, какого писателя вы познакомились?
- Чем ещё занимались на уроке?
- Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Оценка работы учащихся.
- В заключении нашего урока послушайте ещё одно стихотворение Николая Палькина.
Глянь с горы Соколовой
На Саратов ночной.
Золотою подковой
Город светится мой.И об этом не думать
И не помнить нельзя.
Ведь подкова даётся
Нам на счастье, друзья.Не сломали подкову
Ни нужда, ни война.
И недаром в наследство
Нам досталась она.Ради нашего счастья,
Ради будущих встреч
Золотую подкову
Будем вместе беречь.
- Город наш словно золотая подкова, которая дана саратовцам на счастье, которую мы берегли и будем беречь.
9. Домашнее задание
Закончить рассказ, подобрать или сочинить эпиграф к своему рассказу.