В программу начальной школы по литературному чтению включено очень мало произведений “долгожданного” русского поэта Н.М. Рубцова, несмотря на то, что для детей вышло три его сборника: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”. Стихи Н. Рубцова не оставляют равнодушными ни взрослых, ни детей. Тема любви к родине, природе, к животным актуальна в наши дни. Мы должны воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к “братьям нашим меньшим”. В этом нам помогут произведения Н.М. Рубцова.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формировать навыки выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; прививать любовь к природе; учить бережному отношению к “братьям нашим меньшим”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели
- Мы начинаем изучение нового раздела, он называется “О братьях наших меньших”. Как вы думаете, о ком, кому посвящены произведения этого раздела? (Высказывания детей).
III. Вступительное слово учителя
- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова.
(На фоне музыки на стихи Н. Рубцова “В горнице” слова учителя.)
- 3 января 1936 года четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля.
(Слайд №1. Фото. Родственники поэта. В центре – отец.)
В автобиографии он сообщит: “Я, Рубцов Н.М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году”. Николаю было всего 6 лет, когда “от водянки и голодовки” умерла мать.
Мать умерла. Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.
Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области.
Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…
Преобразившись в памяти, этот пасмурный день и вечер запомнились Николаю Рубцову:
Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик “Скорей!”,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу.
(Слайд №2. Фото. Детский дом в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1943 – 1950 гг. жил Н.М.Рубцов, дом после реставрации).
- От моста дорога заходит в село Никольское, длинным посадом, растянувшимся по берегу реки. На пригорке высоко поднялся над избами двухэтажный деревянный дом с усадебными и хозяйственными постройками на задах. Это и есть детдом. Отсюда видна просторная луговина, спускающаяся к воде, кусты по берегам и кое-где баньки. А за рекой, над глинистыми обрывами, - лес и лес без конца…
Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки.
Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого.
Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.
(Слайд №3. На фоне летней природы – собака.)
То старую лошадь кормит травой и гладит. А когда мальчик подрос, он охотно ездил с бочкой за водой, и уж, конечно, для него большая радость пройти с вожжами в руках за телегой в поле.
(Слайд №4. На фоне летнего пейзажа – лошадь.)
Уборочные дни всегда сближали ребят друг с другом и с воспитателями.
Лень, отлынивание от работы не признавались самими детьми. И, конечно, весь быт детского дома был поставлен на самообслуживание – и в спальнях и в столовой. Таковы были обычные дни и труды, основным из которых оставалась все-таки учеба.
Одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова “Зима” выходит в 1945 году.
Сохранился рассказ учительницы литературы: “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”.
(Слайд №5. Фото – детские годы.)
Учился Николай Рубцов хорошо. Это подтверждается школьными документами – свидетельствами и похвальными грамотами.
Разумеется, для воспитанников детского дома ( а их было около ста человек) жизнь не сводилась только к учёбе и хозяйственным работам. Не обходилось без развлечений, озорства, игр. Например, Николай до страсти увлекался рыбалкой и, когда это было возможно, целые дни проводил со сверстниками на реке. То с удочкой сидит, а потом несут связку плотвы и маленьких окуней, то охотится за налимами, переворачивая камни в воде, вооруженные самодельной острой.
Детские впечатления ожили позже в стихах:
Помню, как тропкой, едва заметной,
В густой осоке ходили летом
Ловить налимов под речными корягами.
Поймать налима не просто было.
Мало одного желания.
Мы уставали, и нас знобило
От длительного купания.
… И долго после мечтали лежа
О чем-то очень большом и смелом,
Смотрели в небо, и небо тоже
Глазами звезд на нас смотрело.
Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает.
(Слайд № 6. Фото – “Приютино. 1955г.).
Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте.
(Слайд №7. Фото – “Северный флот”).
После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А.М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.
В предисловии к рукописи сборника “Волны и скалы” Н. Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное…”.
(Слайд №8. Обложка первого стихотворного сборника Н.Рубцова).
В одном из сборников выходит его стихотворение “Я умру в крещенские морозы”, и оно является пророческим. В 1971 году 19 января, в крещенские морозы, погиб Николай Рубцов.
Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.
IV. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
IV. Работа над стихотворениями “Ласточка” и “Воробей”
Чтение учителем стихотворения “Ласточка”.
(Слайд №9. Ласточка)
Высказывания детей об услышанном.
Беседа по вопросам:
- Какое настроение создается от этого стихотворения?
- Можно ли было как-то помочь ласточке?
- Каким вы представляете себе поэта?
- Каково его отношение к птице?
Чтение детьми “про себя”.
Словарная работа.
(Слайд №10 со словами)
Окрестные – живущие в окрестности, окрестность – это местность, прилегающая к чему-нибудь;
Осколок – отколовшийся кусок;
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
Работа над выразительным чтением стихотворения “Ласточка”.
Чтение учителем стихотворения “Воробей”.
(Слайд №11. Воробей)
Высказывания детей об услашанном.
Словарная работа.
(Слайд №12 со словами)
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Чердак – помещение между потолком и крышей.
Беседа по вопросам:
- В чем смысл стихотворения?
- Каким можно назвать воробья?
- Сравните стихотворения “Ласточка” и “Воробей”.
- Прочитайте друг другу стихотворение “Воробей”.
- Как можно помочь зимующим птицам?
V. Рисование по впечатлениям
- Ребята, попробуйте с помощью рисунка показать свое отношение к “братьям нашим меньшим”.
VI. Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору учащихся).
VII. Рефлексия
VIII. Оценивание