1. Звучит стихотворение
Не курить!
В. Бондаренко
Спасу нет от разгула наркотика.
Не щадя, убивает меня
Ядовитая наркоэкзотика –
Принародно, средь бела дня.
Дым – убийца клубится по зданиям…
Крематорий – в табачном чаду.
Страх: провальная наркомания,
А попробуй привлечь к суду.
Рак, бесплодие, инсульты, инфаркты –
Сигаретой направлены в нас.
«Не курить!» - призывают плакаты,
Да не вышел такой указ.
И курильщики не стесняются –
На плакаты буквально плюют.
Жертв табачной войны прибавляется:
Сигареты без промаха бьют.
…С детства знаем, что грамм никотина
Валит лошадь и даже – быка.
(Позавидуешь тут: скотина
Лучшим воздухом дышит пока).
Человеку же меньше надо,
Чтобы не в гроб, так в невротики…
Уж невмочь от табачного яда.
Уберите с прилавка наркотики!
2. Инсценировка стихотворения:
«Что такое – хорошо, что такое – плохо»
М.А. Оганова
Кроха – сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
«Если я курить начну –
Это очень плохо?»Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
«Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень ».
Сын, услышав, сей ответ,
Снова вопрошает:
«Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?»«Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А вся глава седая.Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу
мучает одышка.Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил
сердце прихватило.Целый месяц пробыл там.
Еле откачали.
Да, спасибо докторам –
Умереть не дали.Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатилЗа свое куренье.
Никотин – опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает,А угарный газ СО,
Попадая с дымом,
Он в крови вступить готов
В бой с гемоглобином.Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазам синева
Почернее тучи».«Ну и ну! – воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин …
А курить, однако ж, не бросаешь!»«Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять:
Не хватает воли».«Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой и смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.Знаю, что курить бросать
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать.
Трудно, но возможно.Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.Я и мама не хотим
Мы курить пассивно.
К нам ведь тоже никотин
Попадает с дымом.И семейный нас бюджет
Станет побогаче.
Купим мне велосипед,Чтоб гонял на даче».
«Ну и кроха! Вот так сын –
Хитроват ужасно.
Все проблемы враз решил.
Ладно. Я согласныйНо условия свои
Тоже выдвигаю –
Ты и пробовать не смей.
А я курить бросаю».И решили впредь еще
И отец, и кроха:
«Будем делать хорошо
И не будем плохо»
Выступление команды.
- Вас приветствует команда 10-х классов
Приаргунской средней школы. Мы предлагаем вашему вниманию проект «За жизнь без табака». Мы решили остановиться на этой проблеме, т.к. поняли, что она является очень значимой в стране и в нашей школе, в частности.
Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи и в среде учащихся нашей школы. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у подростков, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.
К сожалению, в сознании многих наших сверстников, курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время в большинстве стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.д. предстоит многое сделать в обществе и в нашей школе, чтобы в сознании людей, и прежде всего молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины РФ академиком Р.Г. Огановым о том, что курильщик – это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.
Разрушительная сила курения заставила нас обратиться к этой проблеме, искать проблемы на вопросы:
- почему люди курят и как помочь избавиться от этой привычки; насколько эффективны программы по борьбе с курением?
Сегодня помощь курильщикам включает следующее:
- предупреждение официальной службы охраны здоровья;
- советы врачей;
- лечение;
- когнитивную помощь;
- создание групп поддержки.
К сожалению, все это дает лишь временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают людей после принятых мер, большинство же возобновляют привычку.
Ключевыми моментами нашего проекта является:
- представление полной информации о вреде курения на организм человека;
- показ механизмов влияния рекламы, сверстников, родителей на распространение курения;
- проведение исследовательских заданий (анкетирование, опрос, интервью) по изучению проблем, связанных с курением;
- моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки;
- разработка школьной программы по избавлению от вредной привычки наших школьников;
- конкурс плакатов о вреде курения.
Актуальность выбранной нами проблемы очевидна.
Предоставляем вашему вниманию информационные материалы. (Приложение 1, приложение 2).
Во время работы над проектом мы:
1. Изучили законодательные меры против табака.
Мы узнали, что:
10 июля 2001 года Президентом РФ В.В.Путиным подписан закон «Об ограничении курения табака». Его основные положения:
- Закон вводит ограничения на содержание смол и никотина в табачных изделиях;
- Законом требуется, чтобы на каждой упаковке табачных изделий имелись предупредительные надписи о вреде курения табака;
- Запрещается различная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в 1 пачке;
- Не допускается продажа табачных изделий лицам, моложе 18 лет;
- Реклама табака осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе;
- Закон обязывает Федеральные органы исп. Власти и культуры осуществлять пропаганду знаний о вреде курения;
- Не допускать демонстрации курения во вновь создаваемых фильмах;
- Образовательные программы школ должны содержать разделы о влиянии курения на организм человека.
В нашей стране запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним. Запрещена реклама табачных изделий, не допускается демонстрация процессов курения с указанием торговых марок рекламируемых табачных изделий, изображений или звуковых текстов, призывающих к употреблению табачных изделий. Между тем еще существует множество рекламных щитов фирм – производителей табачной продукции, которые воспринимаются учащимися, молодежью, как реклама потребления табака и расцениваются как средство приобщения к курению. Учитывая сказанное, с целью снижения уровня потребление табака, уменьшения частоты заболеваний, связанных с курением, и формирования здорового образа жизни населения, необходимо совершенствовать законодательство в области рекламы табачной продукции.
2. Провели социологический опрос учащихся нашей школы;
3. Встретились с психологом нашей школы.
Провели беседу с валеологом. Из беседы с валеологом, узнали данные анонимного анкетирования учащихся по курению, употреблению алкоголя и наркотиков, (за 2006 год):
- самое большое количество курящих среди 8-ков – 65%
- начальная школа – пробовали курить от 2 до 6%
- 5 кл. – пробовали – 23%
- 6 кл. – курят 4%
- 7 кл. – 15%
- 8 кл. – 65%
- 9 кл. – 43% (из них девочек 26%)
- 10 кл. – 30%
- 11 кл. – 28%.
В этом году (согласно нашего анкетирования) ситуация в 8 классах улучшилась курящих стало 46%, однако по остальным классам наблюдается – незначительно положительная динамика.
4. Совместно с психологом нашей школы мы изучаем характер отношения к курению подростков.
Анализ результатов методики «Мое письмо курящему сверстнику», проведенной с ребятами 7-9 классов позволяет оценить понимание подростками последствий курения. Большинство ребят в диапазоне от 40% до 55% опрошенных отметили, что самым значительным последствием курения для здоровья – это проявление зависимости. Следует отметить, что ребята не различают, какая эта зависимость психическая или физическая.
Второй по значимости показатель – проявление заболеваний (18% до 25%). Настораживает тот факт, что значительная часть опрошенных не смогли назвать каких-либо последствий курения для личности и для организма человека (от 4% до 15%). Чаще всего наблюдалось среди некурящих.
В целом можно отметить, что большинство ребят школы сознают вредные последствия курения для личности (привычка, зависимость) и для организма (опасные заболевания), но осознание это носит поверхностный характер.
Самым сильным обстоятельством, осложняющим отказ от курения, испытуемые отметили «влияния окружающих». Но эти обстоятельства увязываются с причинами физиологического и внешнего порядка, а не с личными особенностями самых молодых людей (слабоволием, неумением психологически грамотно решать личные проблемы и т.п.)
Популярность курения в среде школьников во многом определяется распространенностью курения среди родителей и личным отношениям подростков к курению.
Особую роль в распространении курения играют мотивация и привлекательность курения среди сверстников. Мы определили ряд мотивов начала курения подростков:
- Желание приобрести друзей, выделиться;
- Подражание, мода, курение родителей;
- Любопытство;
- Слабость воли;
- Личные проблемы;
- Доказать свою взрослость и независимость.
Для того чтобы профилактика курения была эффективной, мы предлагаем:
- В школе провести конкурсы
- рекламных щитов, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- конкурс плакатов «Школа без табака». - Проводить конференции, круглые столы с участием специалистов;
- Выпустить информационный сборник для учащихся и родителей «Последствия курения для здоровья».
- Создать в школе видео ролики по данной проблеме;
- Провести акцию в школе «Школа без табака».
Разработав план действий по реализации нашего проекта, мы предприняли ряд мер:
- Провели конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».
- Разработали для каждого класса таблицу с указанием симптомов заболеваний от курения.
- Подготовили:
а) сказку о русских богатырях и их врагах.
b) рекламу здоровья (либо правдивая контрреклама сигарет).
c) спектакль «Обвиняется сигарета».
Инсценирование спектакля.