Социальное проектирование по проблеме "За жизнь без табака"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


1. Звучит стихотворение

Не курить!

В. Бондаренко

Спасу нет от разгула наркотика.
Не щадя, убивает меня
Ядовитая наркоэкзотика –
Принародно, средь бела дня.
Дым – убийца клубится по зданиям…
Крематорий – в табачном чаду.
Страх: провальная наркомания,
А попробуй привлечь к суду.
Рак, бесплодие, инсульты, инфаркты –
Сигаретой направлены в нас.
«Не курить!» - призывают плакаты,
Да не вышел такой указ.
И курильщики не стесняются –
На плакаты буквально плюют.
Жертв табачной войны прибавляется:
Сигареты без промаха бьют.
…С детства знаем, что грамм никотина
Валит лошадь и даже – быка.
(Позавидуешь тут: скотина
Лучшим воздухом дышит пока).
Человеку же меньше надо,
Чтобы не в гроб, так в невротики…
Уж невмочь от табачного яда.
Уберите с прилавка наркотики!

2. Инсценировка стихотворения:

«Что такое – хорошо, что такое – плохо»

М.А. Оганова

Кроха – сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
«Если я курить начну –
Это очень плохо?»

Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.

И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
«Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень ».
Сын, услышав, сей ответ,
Снова вопрошает:
«Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?»

«Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А вся глава седая.

Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.

Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу
мучает одышка.

Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил
сердце прихватило.

Целый месяц пробыл там.
Еле откачали.
Да, спасибо докторам –
Умереть не дали.

Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил

За свое куренье.

Никотин – опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает,

А угарный газ СО,
Попадая с дымом,
Он в крови вступить готов
В бой с гемоглобином.

Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазам синева
Почернее тучи».

«Ну и ну! – воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин …
А курить, однако ж, не бросаешь!»

«Дорогой сыночек мой,

Я б тебе слукавил,
Но признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.

Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять:
Не хватает воли».

«Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой и смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.

Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.

Знаю, что курить бросать
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать.
Трудно, но возможно.

Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.

Я и мама не хотим
Мы курить пассивно.
К нам ведь тоже никотин
Попадает с дымом.

И семейный нас бюджет
Станет побогаче.
Купим мне велосипед,

Чтоб гонял на даче».

«Ну и кроха! Вот так сын –
Хитроват ужасно.
Все проблемы враз решил.
Ладно. Я согласный

Но условия свои
Тоже выдвигаю –
Ты и пробовать не смей.
А я курить бросаю».

И решили впредь еще
И отец, и кроха:
«Будем делать хорошо
И не будем плохо»

Выступление команды.

- Вас приветствует команда 10-х классов

Приаргунской средней школы. Мы предлагаем вашему вниманию проект «За жизнь без табака». Мы решили остановиться на этой проблеме, т.к. поняли, что она является очень значимой в стране и в нашей школе, в частности.

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи и в среде учащихся нашей школы. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у подростков, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании многих наших сверстников, курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время в большинстве стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.д. предстоит многое сделать в обществе и в нашей школе, чтобы в сознании людей, и прежде всего молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины РФ академиком Р.Г. Огановым о том, что курильщик – это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.

Разрушительная сила курения заставила нас обратиться к этой проблеме, искать проблемы на вопросы:

- почему люди курят и как помочь избавиться от этой привычки; насколько эффективны программы по борьбе с курением?

Сегодня помощь курильщикам включает следующее:

- предупреждение официальной службы охраны здоровья;
- советы врачей;
- лечение;
- когнитивную помощь;
- создание групп поддержки.

К сожалению, все это дает лишь временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают людей после принятых мер, большинство же возобновляют привычку.

Ключевыми моментами нашего проекта является:

- представление полной информации о вреде курения на организм человека;
- показ механизмов влияния рекламы, сверстников, родителей на распространение курения;
- проведение исследовательских заданий (анкетирование, опрос, интервью) по изучению проблем, связанных с курением;
- моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки;
- разработка школьной программы по избавлению от вредной привычки наших школьников;
- конкурс плакатов о вреде курения.

Актуальность выбранной нами проблемы очевидна.

Предоставляем вашему вниманию информационные материалы. (Приложение 1, приложение 2).

Во время работы над проектом мы:

1. Изучили законодательные меры против табака.

Мы узнали, что:

10 июля 2001 года Президентом РФ В.В.Путиным подписан закон «Об ограничении курения табака». Его основные положения:

  1. Закон вводит ограничения на содержание смол и никотина в табачных изделиях;
  2. Законом требуется, чтобы на каждой упаковке табачных изделий имелись предупредительные надписи о вреде курения табака;
  3. Запрещается различная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в 1 пачке;
  4. Не допускается продажа табачных изделий лицам, моложе 18 лет;
  5. Реклама табака осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе;
  6. Закон обязывает Федеральные органы исп. Власти и культуры осуществлять пропаганду знаний о вреде курения;
  7. Не допускать демонстрации курения во вновь создаваемых фильмах;
  8. Образовательные программы школ должны содержать разделы о влиянии курения на организм человека.

В нашей стране запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним. Запрещена реклама табачных изделий, не допускается демонстрация процессов курения с указанием торговых марок рекламируемых табачных изделий, изображений или звуковых текстов, призывающих к употреблению табачных изделий. Между тем еще существует множество рекламных щитов фирм – производителей табачной продукции, которые воспринимаются учащимися, молодежью, как реклама потребления табака и расцениваются как средство приобщения к курению. Учитывая сказанное, с целью снижения уровня потребление табака, уменьшения частоты заболеваний, связанных с курением, и формирования здорового образа жизни населения, необходимо совершенствовать законодательство в области рекламы табачной продукции.

2. Провели социологический опрос учащихся нашей школы;

3. Встретились с психологом нашей школы.

Провели беседу с валеологом. Из беседы с валеологом, узнали данные анонимного анкетирования учащихся по курению, употреблению алкоголя и наркотиков, (за 2006 год):

- самое большое количество курящих среди 8-ков – 65%
- начальная школа – пробовали курить от 2 до 6%
- 5 кл. – пробовали – 23%
- 6 кл. – курят 4%
- 7 кл. – 15%
- 8 кл. – 65%
- 9 кл. – 43% (из них девочек 26%)
- 10 кл. – 30%
- 11 кл. – 28%.

В этом году (согласно нашего анкетирования) ситуация в 8 классах улучшилась курящих стало 46%, однако по остальным классам наблюдается – незначительно положительная динамика.

4. Совместно с психологом нашей школы мы изучаем характер отношения к курению подростков.

Анализ результатов методики «Мое письмо курящему сверстнику», проведенной с ребятами 7-9 классов позволяет оценить понимание подростками последствий курения. Большинство ребят в диапазоне от 40% до 55% опрошенных отметили, что самым значительным последствием курения для здоровья – это проявление зависимости. Следует отметить, что ребята не различают, какая эта зависимость психическая или физическая.

Второй по значимости показатель – проявление заболеваний (18% до 25%). Настораживает тот факт, что значительная часть опрошенных не смогли назвать каких-либо последствий курения для личности и для организма человека (от 4% до 15%). Чаще всего наблюдалось среди некурящих.

В целом можно отметить, что большинство ребят школы сознают вредные последствия курения для личности (привычка, зависимость) и для организма (опасные заболевания), но осознание это носит поверхностный характер.

Самым сильным обстоятельством, осложняющим отказ от курения, испытуемые отметили «влияния окружающих». Но эти обстоятельства увязываются с причинами физиологического и внешнего порядка, а не с личными особенностями самых молодых людей (слабоволием, неумением психологически грамотно решать личные проблемы и т.п.)

Популярность курения в среде школьников во многом определяется распространенностью курения среди родителей и личным отношениям подростков к курению.

Особую роль в распространении курения играют мотивация и привлекательность курения среди сверстников. Мы определили ряд мотивов начала курения подростков:

  1. Желание приобрести друзей, выделиться;
  2. Подражание, мода, курение родителей;
  3. Любопытство;
  4. Слабость воли;
  5. Личные проблемы;
  6. Доказать свою взрослость и независимость.

Для того чтобы профилактика курения была эффективной, мы предлагаем:

  1. В школе провести конкурсы
    - рекламных щитов, пропагандирующие здоровый образ жизни;
    - конкурс плакатов «Школа без табака».
  2. Проводить конференции, круглые столы с участием специалистов;
  3. Выпустить информационный сборник для учащихся и родителей «Последствия курения для здоровья».
  4. Создать в школе видео ролики по данной проблеме;
  5. Провести акцию в школе «Школа без табака».

Разработав план действий по реализации нашего проекта, мы предприняли ряд мер:

  1. Провели конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».
  2. Разработали для каждого класса таблицу с указанием симптомов заболеваний от курения.
  3. Подготовили:
    а) сказку о русских богатырях и их врагах.
    b) рекламу здоровья (либо правдивая контрреклама сигарет).
    c) спектакль «Обвиняется сигарета».

Инсценирование спектакля.