Данный конспект урока разработан на основе программы “Мы и окружающий мир”, 2 класс. Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. (Система Л.В.Занкова) с использованием информационно-компьютерных технологий.
Тема урока является одной из самых сложных и интересных в начальной школе. В подготовке к уроку использовалась электронная программа “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, которая ориентирована на учащихся младших классов и охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире природы, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Программа с помощью яркой анимации, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий вводит ребенка в таинственный мир законов природы, рассказывает о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и многом другом.
Программа, как источник красочных наглядно-дидактических материалов может активно использоваться учителем при фронтальной работе с классом.
В данном уроке рассмотрены эпизоды модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” в комплексе с традиционными приёмами при изучении нового материала.
Наглядно-дидактический модуль “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует достижению таких целей начального естественнонаучного образования, как
- формирование научного мировоззрения;
- знакомство с методами познания природы;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты, рассуждать, решать творческие задачи.
Цели:
- Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
- Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
- Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.
Оборудование: CD с программой “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, иллюстрации с картинами природы в разное время года, тестовые задания для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.
Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю. (Лето)Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)
(По мере, отгадывания загадок, на доске открываются иллюстрации, изображающие разные времена года. Приложение 1)
Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).
Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)
Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)
В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.
III. Работа по теме урока с использованием мультимедийного учебного модуля “Смена времён года”
Учитель демонстрирует эпизод 10.
1-2 кадр.
Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.
Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.
Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?
Верно, Северное, здесь лето.
3-4 кадры.
Земля продолжает своё движение.
Какое полушарие теперь обращено к Солнцу?
Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему?
По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня. Демонстрация эпизода № 3.
Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?
Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,
22 декабря – день зимнего солнцестояния,
22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.
IV. Физминутка для снятия напряжения с глаз
V. Продолжение работы по теме урока
Эпизод № 12.
Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.
Эпизод № 13.
Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – зима.
Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?
Сколько различают времён года? Назовите их. Эпизод № 14, 1 кадр.
В каждом времени года 3 месяца. Назовите какие. Эпизод № 14, кадр 2.
Раньше на Руси месяцы называли по-другому. (Учитель демонстрирует слайды с названиями месяцев и соответствующими изображениями природы.)
Попробуйте объяснить некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.)
VI. Особенности смены сезонов в экваториальной зоне и за полярными кругами
Эпизод № 11.
Посмотрите на схему. Где в течение года освещение не меняется?
Что ещё особенного вы заметили?
Мы уже отметили, что земная ось наклонена постоянно в одну сторону, на Полярную звезду. Как вы думаете, что было бы, если земная ось была расположена не наклонно, а вертикально?
Не везде на Земле так ярко выражены времена года как в умеренном поясе. В районе экватора освещение не меняется. Значит, причин для смены сезонов года здесь нет.
Давайте совершим короткое заочное путешествие.
Выслушиваются короткие сообщения подготовленных учащихся с демонстрацией слайдов об экваториальных лесах, сезонах дождей и сухих сезонах, о полярной ночи и полярном дне у полюсов. (Приложение 2; Приложение 3)
VII. Закрепление и проверка полученных знаний
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает лист с заданиями тестового характера (Приложение 4), сообща выполняют задания и один представитель от каждой группы озвучивает результаты своей работы.
VIII. Итог урока
- Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?
Заключение
Данный урок является примером использования ИКТ на уроках окружающего мира. Применение электронного учебного пособия в сочетании с традиционными средствами и формами обучения может повысить эффективность естественнонаучного образования младших школьников.
Система эпизодов модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует формированию представления младших школьников о смене времён года. Средствами данного модуля обеспечивается существенное воздействие на развитие речевых навыков учащихся, различных уровней познавательных процессов: развитие мышления, воображения, памяти, внимания, сенсорное развитие. Содержание эпизодов способствует также воздействию на эмоциональную сферу и творческие способности учащихся.
Кроме ИКТ на уроке использовались загадки, индивидуальные сообщения учащихся, тестовые задания, которые ребята выполняли в группах.