Урок литературного чтения по теме "Старый гриб" М.М.Пришвина, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Совершенствовать навыки чтения, способствовать развитию речи;
  2. Учить постигать глубину мысли писателя;
  3. Воспитывать интерес к жизни окружающей природы, бережное отношение к ней;
  4. Уважительное отношение к старшему поколению;
  5. Понимание тесной связи человека и природы.

Ход урока

Створки доски перед началом урока закрыты  
Играет лёгкая музыка, на её фоне звучат слова.

(выставляется портрет)

Жил на земле добрый волшебник.

Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных.

И сам с ними разговаривал…

И разговор деревьев он понимал.

И с цветами здоровался

А волшебником этим был, хороший добрый писатель, природолюб, проницательный знаток.

- О ком эти строки?

- Знакомы ли вы с его творчеством?

Открывается кроссворд

(заполняется по ходу ответов)

“Лесной доктор” (дятел)

“Лисичкин хлеб” (Терентий)

“Выскочка” (выскочка)

“Петин башмак” (лапоть)

“Пиковая дама” (курица)

(певец).

(названные произведения выставляются)

На доске появляется:

М.М. Пришвин – певец….. русской природы

- На сколько внимательны вы были при чтении произведений, мы сейчас узнаем:

1. Семь дырок сделал хирург и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

2. Птица, которую Пришвин называет ласково.

3. Про кого говорит автор: “И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большого сраму, как лишиться сороке хвоста”

4. Вот, если бы у нас был бы теперь и башмак, то можно было бы - одна нога в башмаке, другая в ………… ходить отлично по болоту за ягодами.

5. Кто у Пришвина “Пиковая дама”?

- Какое слово появилось в кроссворде?

- Можем ли мы его отнести к М.М. Пришвину?

- Певец чего?

- Докажите?

Звучит тема и цели урока

(предположения ребят)

Тихо звучит грамзапись “Голоса леса”

Выслушиваются варианты ответов.

Комбинированное чтение (учитель + хорошо читающие дети)

(добрый, наблюдательный, внимательный и любящий природу). Ответы учащихся и выборочное чтение.

(чтение отрывка: “Конечно, можно бы очень просто сделать, как делают все, кто не понимает лесной жизни….”

Выслушиваются мнения ребят .

М.М. Пришвин – певец русской природы.

“Старый гриб”

- На примере этого произведения будем учиться постигать глубину мысли писателя, и посмотрим, чему же учит нас этот рассказ.

- Не зная содержания этого произведения, как вы думаете, о чём пойдет речь?

- Хорошо. Отправимся с вами в лес:

Вы долго бродили в лесу, собирая грибы. Устали и вам до смерти пить захотелось. Вдруг вы увидели старый гриб, полный воды. Чтобы вы сделали?

- А как поступает Пришвин?

- Почему?

- Каким был этот человек? Докажите.

- Если бы он таким не был, то как он выпил воду из гриба?

- А Пришвин мог себе позволить такое?

- Почему?

Вывод:

1. В природе не только нужно брать, но и давать.

2. Старое нужно для нового ( созреют в грибе семена – споры, ветер подхватит и рассеет по лесу для будущего).

(….Чем же молодой - то гриб лучше старого? Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живёт для других, новых грибов…).

Выслушиваются мнения детей.

- Кто не понимает этого в рассказе?

- Согласен ли автор с этим мальчиком?

- Где он даёт прямой ответ?

- Так ли у людей? Может мальчик прав?

Вывод: Старые люди дают жизнь другим, поют, кормят, воспитывают. Можно ли их “шмякнуть”, как старую сыроежку?

Природа и человек – звенья одной цепи. Одно без другого не может существовать. Следовательно, М.М.Пришвин только ли певец - русской природы?

- Верно? Пришвин, начиная с простого исследования поднимается в философские, поэтические и духовные сферы.

  Итог урока

- Какой смысл заложен автором в названии рассказа “Старый гриб”?

- Чему учит он нас?

Сам Михаил Михайлович Пришвин писал:

“Лечат меня, как лечат!

А вот опять всю ночь прокашлял и не спал. Разбитый, потный, старый, вспомнил почему – то свой “Старый гриб”, стал его сравнивать и не нашел ни у кого такого правдивого, простого и красивого рассказа. От этого раздумья мне стало хорошо на душе”

  Домашнее задание:

- Напишите сочинение – рассуждение: “Почему от этого раздумья у М.М.Пришвина стало хорошо на душе?”

  Список литературы

1. Л. А. Ефросинина “Литературное чтение” 2-й класс (2 часть) Москва, Вентана-Граф, 2005 год

2. В. Пришвина “Наш дом” Молодая гвардия, 1977 год