Цели:
- Совершенствовать навыки чтения, способствовать развитию речи;
- Учить постигать глубину мысли писателя;
- Воспитывать интерес к жизни окружающей природы, бережное отношение к ней;
- Уважительное отношение к старшему поколению;
- Понимание тесной связи человека и природы.
Ход урока
Створки доски перед началом урока закрыты | |
Играет лёгкая музыка, на её фоне звучат
слова. (выставляется портрет) |
Жил на земле добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных. И сам с ними разговаривал… И разговор деревьев он понимал. И с цветами здоровался А волшебником этим был, хороший добрый писатель, природолюб, проницательный знаток. - О ком эти строки? - Знакомы ли вы с его творчеством? |
Открывается кроссворд (заполняется по ходу ответов) “Лесной доктор” (дятел) “Лисичкин хлеб” (Терентий) “Выскочка” (выскочка) “Петин башмак” (лапоть) “Пиковая дама” (курица) (певец). (названные произведения выставляются) На доске появляется: М.М. Пришвин – певец….. русской природы |
- На сколько внимательны вы были при
чтении произведений, мы сейчас узнаем: 1. Семь дырок сделал хирург и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. 2. Птица, которую Пришвин называет ласково. 3. Про кого говорит автор: “И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большого сраму, как лишиться сороке хвоста” 4. Вот, если бы у нас был бы теперь и башмак, то можно было бы - одна нога в башмаке, другая в ………… ходить отлично по болоту за ягодами. 5. Кто у Пришвина “Пиковая дама”? - Какое слово появилось в кроссворде? - Можем ли мы его отнести к М.М. Пришвину? - Певец чего? - Докажите? |
Звучит тема и цели урока (предположения ребят) Тихо звучит грамзапись “Голоса леса” Выслушиваются варианты ответов. Комбинированное чтение (учитель + хорошо читающие дети) (добрый, наблюдательный, внимательный и любящий природу). Ответы учащихся и выборочное чтение. (чтение отрывка: “Конечно, можно бы очень просто сделать, как делают все, кто не понимает лесной жизни….” Выслушиваются мнения ребят . |
М.М. Пришвин – певец русской природы. “Старый гриб” - На примере этого произведения будем учиться постигать глубину мысли писателя, и посмотрим, чему же учит нас этот рассказ. - Не зная содержания этого произведения, как вы думаете, о чём пойдет речь? - Хорошо. Отправимся с вами в лес: Вы долго бродили в лесу, собирая грибы. Устали и вам до смерти пить захотелось. Вдруг вы увидели старый гриб, полный воды. Чтобы вы сделали? - А как поступает Пришвин? - Почему? - Каким был этот человек? Докажите. - Если бы он таким не был, то как он выпил воду из гриба? - А Пришвин мог себе позволить такое? - Почему? Вывод: 1. В природе не только нужно брать, но и давать. 2. Старое нужно для нового ( созреют в грибе семена – споры, ветер подхватит и рассеет по лесу для будущего). |
(….Чем же молодой - то гриб лучше
старого? Молодой просится на сковородку, а старый
сеет споры будущего и живёт для других, новых
грибов…). Выслушиваются мнения детей. |
- Кто не понимает этого в рассказе? - Согласен ли автор с этим мальчиком? - Где он даёт прямой ответ? - Так ли у людей? Может мальчик прав? Вывод: Старые люди дают жизнь другим, поют, кормят, воспитывают. Можно ли их “шмякнуть”, как старую сыроежку? Природа и человек – звенья одной цепи. Одно без другого не может существовать. Следовательно, М.М.Пришвин только ли певец - русской природы? - Верно? Пришвин, начиная с простого исследования поднимается в философские, поэтические и духовные сферы. |
Итог урока - Какой смысл заложен автором в названии рассказа “Старый гриб”? - Чему учит он нас? Сам Михаил Михайлович Пришвин писал: “Лечат меня, как лечат! А вот опять всю ночь прокашлял и не спал. Разбитый, потный, старый, вспомнил почему – то свой “Старый гриб”, стал его сравнивать и не нашел ни у кого такого правдивого, простого и красивого рассказа. От этого раздумья мне стало хорошо на душе” |
|
Домашнее задание: - Напишите сочинение – рассуждение: “Почему от этого раздумья у М.М.Пришвина стало хорошо на душе?” |
|
Список литературы 1. Л. А. Ефросинина “Литературное чтение” 2-й класс (2 часть) Москва, Вентана-Граф, 2005 год 2. В. Пришвина “Наш дом” Молодая гвардия, 1977 год |