“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г. Троепольский.
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.
Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.
Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.
В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 - 9-х классов.
Тимуровцы участвовали различных в операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: пилили и кололи дрова, складывали их в сарай, расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.
Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.
Также провели рейды к младшим школьникам: “Учитесь, работайте, веселитесь, как мы”
Кириллова Анастасия командир отряда “Забота” рассказывает: “Нам нравится помогать таким пожилым людям, беспомощным. Это приятно и себе, и другому. Как говорится, жизнь – это зеркало, сделаешь хорошее другому и тебе в будущем или в скором времени это вернется сторицей”.
Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу.
В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.
Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. Тимуровцы придерживаются заповедей:
- Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;
- Живи для улыбки товарища;
- Лучше трудно, чем нудно;
- Красота, но без прикрас
И добро не напоказ –
Вот что дорого для нас. - Помогай и защищай нуждающегося в помощи;
- Думать коллективно,
Работать оперативно,
Спорить доказательно –
Для всех обязательно.
Совершенно особую роль играет песня. Она вызывает чувства, которые трудно передать словами. Главное в песне то, что она сближает, роднит людей. Наша традиционная коллективная песня:
Дорога добра
Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.2. Забудь свои заботы,
падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.3. Ах, сколько будет разных
сомнений и соблазнов.
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.
Программа “Милосердие”
Задачи:
- Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.
- Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.
- Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.
- Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Направление деятельности |
Задачи |
Срок реализации |
Ожидаемые результаты |
Выявление при сотрудничестве с местной администрацией нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, ветеранов войны и инвалидов. | Оказать посильную помощь
в быту. Оказать моральную и посильную материальную помощь |
2001-2010 |
Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия. |
Сотрудничество с детским садом “Шaнкaрав” | Провести концертно – театральную работу, оказать посильную и материальную помощь нуждающимся детям | 2001-2010 |
Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия. |
Шефская работа с начальными классами школы | Помощь маленьким в организации досуга и познавательной деятельности | 2001-2010 |
Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия. |
Основные направления деятельности
Дом без одиночества
Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома
1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.
2. Организация и проведение:
- “огоньков”, встреч, концертных программ
- дня пожилых людей “Согреем ладони, разгладим морщинки”
- операций “Ветеран живет рядом”, “Подарок ветерану”, “Примите наши поздравления”.
“Шаг навстречу”
1. Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся на опеке.
2. Организация и проведение:
- благотворительных акций “доброта спасет мир”, “Творим добро своими руками”;
- эстафеты милосердия “Мир во мне и я – в мире”;
- праздников, игровых программ, концертов;
- операций “Письмо другу”, “Фонарик дружбы” (поздравительные открытки, мини-газеты).
“Ты знаешь – я рядом!”
1. Создание кружков по интересам, клубов и других детских объединений, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна: здесь и дети из полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.
2. Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.
З. Проведение совместных экскурсий, поездок, походов и т.п.
“Мы — твои старшие друзья”
Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной, “Заветная шкатулка”, “4 + З”, “Волшебная карусель”, “Наша школьная планета”, “Солнечные лучики”, “Республика ребячья”, “Цветик-семицветик”, “Теремок чудес”, “Сказочные домики”, “Динь-дон” и др.
Малышок
Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ “Сотвори добро”, “Заветная шкатулка”. Игры, праздники для воспитанников детских садов.
В кругу друзей
Организация и проведение для своих сверстников:
- уроков добра “Кто, если не ты”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Забота и внимание”, “Доброта приносит людям радость”, “Волшебное могущество добра”.
- Коллективно- творческих дел “Человек человеку нужен”, “Мы нужны друг другу”, “Добру – дорогу”, “Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно”, “Колокольчики добра”