Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов "Деревенские посиделки"

Разделы: Внеклассная работа


Интерьер класса должен напоминать крестьянскую избу, лавки, расшитые полотенца, самовар, прялка.

Хозяйка: Здесь и красны девицы…

Хозяин: Добры молодцы кругом.

Вместе: Все уселись за столом.

Хозяйка:

Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас.

Хозяин:

Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься.

Хозяйка: Пирогов отведать вкусных.

Хозяин: И чайку напиться всласть.

Вместе: Все мы рады видеть вас.

Хозяйка:

А где же пироги?
Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Хозяин:

Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.

1 Ведущий: А поговорить нам есть о чем. Каждый из вас стремится окружающий мир. А знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, с вашего села. Вам прежде всего открывается дверь в большой светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только настоящее, но и прошлое.

2 Ведущий: Тяжела и опасна была жизнь наших предков. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее – все это находило отражение в его творчестве. А наш народ был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.

1 Ведущий: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе - и снова работа: кто вышивает, кто прядет, кто ткет.

2 Ведущий: Но какая же работа без песни? А там и до пляски не далеко.

(Девушки поют, имитируя, что прядут)

«Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется.
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится»

Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской народной музыки. Девушки разрывают круг и в него, танцуя, входит добрый молодец. Девушки продолжают петь:

«Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.
А бородушка кучерява,
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца»

1 Ведущий: Среди участников посиделок присутствовали умельцы, которые умели играть и на балалайках, и на ложках, и на гармошках. И часто создавались ансамбли, как например и на наших посиделках имеется ансамбль.

Играет ансамбль, девушки и парни начинают состязаться в исполнении частушек:

Ох, и звонки планочки
У твоей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы было веселей.

Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.
Вот и пляски, вот и я,
Вот и выходка моя.
На гулянку собирались,
Маменька ругалась,
Папенька сидел как пень:
Ему ругаться было лень.

(Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова «прядут», исполняя песню «Позолоченная прялица»)

«Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется.
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится»

2 Ведущий: Устали девушки, присели и снова замелькали руки в работе. И вдруг…

1 Ведущий: Остановились руки, замерли все… Что же произошло?

Вместе: А вот что…

(Хозяйка рассказывает русскую народную сказку)

2 Ведущий: А кто автор этой сказки? Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.

1 Ведущий: А еще с давних времен народ создавал не только истории, легенды, сказки, но и пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, загадки.

2 Ведущий: А какие же посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное - они всегда веселые.

1 Ведущий:

Небылицы в лицах сидят
В теремах – светлицах
Щелкают орешки да творят насмешки.

(Звучат прибаутки и небылицы)

Сидит ворон на сосне,
А сова на другой.
Гой – гой – гой - гой на другой (2 раза)
У совы ворон пытает:
Кто в лесу гуляет?
Гу – гу – гу – гуляет (2 раза)
Дровосеки гуляют-
Секут лес и валят,
Чах – чах – чах валят (2 раза)
И сект, и кричат,
Испугать зверей хотят,
Тух – тух – тух хотят (2 раза)

- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить!
- Да иглы нет.
- А велика ли дыры-то?
- Один ворот остался.

Повстречались под вечер 2 приятеля. Один другого спрашивает:

- Чего сегодня делал?
- Рукавицы искал!
- Нашел?
- Нашел!
- Где же они были?
- Да за поясом. А ты куда шагаешь?
- За 7 верст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать.
- Это которого же комара?
- Да того, который за нос меня укусить хочет.
- Да он же при тебе.
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя.

2 Ведущий: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.

1 Ведущий: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Важно не только произнести скороговорку, как можно быстрее, но и чисто и красиво.

2 Ведущий: Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается.

(Ребята состязаются в умении произносить скороговорки)

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя попугаю»

Носит Сеня в сени сено.
Спать на сене будет Сеня.

1 Ведущий: Долог зимний вечер. Горит, потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливает тепло от русской печки.

2 Ведущий: На ком остановилась считалка, тот загадывает загадку.

Загадки:

  • С ногами, а не ходит, со спинкой, а не летит (Стул)
  • Сижу верхом, не ведаю на ком (Шапка)
  • Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша)
  • Держусь я только на ходу, а если встану – упаду (Велосипед)
  • Сухой – клин, мокрый – блин (Зонт)
  • Горя не знает, а горько плачет (Дождевая тучка)
  • Мужичку без топоров срубили избу без углов (муравьи)
  • В шубе летом, а зимой раздеты (деревья)

Загадки-шутки:

Ни окон, ни дверей, полна горница людей.
- Нет, не огурец, это стадион.

Без рук, без топоренка построена избенка.
- Нет, не гнездо, это фундамент дома.

40 одежек и все без застежек.
-Нет, не капуста, это продукция швейной фабрики.

Кто рано встает, голосисто поет, детям спать не дает?
- Нет, не петух. Соседка.

1 Ведущий: Быстро летит время. Пора по домам расходится. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?

- Жил-был царь, у царя был двор (как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала? Что за удивление? Ладно уж расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли сказку сначала?

2 Ведущий: Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую… Слушайте:

- В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину нос! Дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост.

1 Ведущий:

Ну, что ты рассказываешь?

Совсем, как испорченная пластинка!

Что же дальше?

2 Ведущий:

Что же дальше? А дальше то же:

Дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос.

1 Ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

(Входят Хозяйка и Хозяин)

Вместе: А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!

2 Ведущий:

И, как в старых добрых сказках,

Мы приглашаем вас на пир…

1 Ведущий: Вам сказка, а нам - бубликов связка.

2 Ведущий: Вам сказка, а нам – пироги да сласти.