Характеристика на кадета

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. В кадетском корпусе этот документ составляется офицером-воспитателем или классным руководителем. Обычно в отражены следующие сведения:

  • в каком возрасте поступил в кадетский корпус и какова степень подготовленности;
  • сколько времени находится ребенок в кадетском корпусе и из какой школы он прибыл;
  • особенности адаптации ребенка к кадетскому корпус;
  • как успевает кадет и в чем заключаются трудности усвоения им программы;
  • особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания.
  • более детально описываются те случаи, когда у кадета выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
  • взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, драчливость, агрессивность или, наоборот, чрезмерная пассивность
  • отмечается, как относятся к нему другие дети.

Изучение природы личностных качеств и самооценки непростая задача.

Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей). Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, необходимо помнить, что личность представляет собой единое целое. В тоже время можно выделить физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности.

При психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.

В характеристике описываются не только о ценностно-ориентационном развитии.

В ней объективно оцениваются положительные и отрицательные качества развивающейся личности. Помимо этого производится поиск как внешних, так и внутренних причин формирования недостатков. Рассматриваются и анализируются отношения кадета в коллективе, его отношение к труду, дисциплинированность и ряд других показателей, которые являются внешней проекцией внутренних характеристик кадета.

Подростковый возраст называют “переходным”, “переломным”, “трудным”, “критическим”. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости. По всем направлениям идет становление качественно новых образований. Элементы взрослости появляются в результате перестройки организма, самосознания. У кадет переосмысливаются отношения с взрослыми и товарищами, меняются способы социального взаимодействия с ними, могут поменяться интересы, познавательная и учебная деятельность, содержание морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Офицер-воспитатель, составляя характеристику, не должен забывать, что данный период характеризуется начальной стадией формирования личности, новизной возникающих внутренних конфликтов и типичных проблем данного возраста. При составлении характеристики, офицер-воспитатель также должен помнить, что отрицательные качества у подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Все эти отрицательные качества возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.

Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Пример представления офицера-воспитателя на кадета в Приложении 1.

Список использованной литературы

  1. Алферов А.Д. “Психология развития школьников”, Ростов на Дону, 2000.
  2. Боброва В. Г., Вахрушев М. “Общая характеристика развития личности подростка”, Ростов на Дону, 1966.
  3. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: СПб., 1993.
  4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В.Гамезо. – М.,1984.
  5. “Вопросы психологии развития личности подростка и юноши”, Тюмень,1969.
  6. Выготский Л.С. “Проблемы психического развития ребенка”, - В кн.:Избранные психологические исследования. М., 1956.
  7. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.
  8. Драгунова Т.В. “Подросток”, М., 1976.
  9. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.:Просвещение, 1981. – 195с.
  10. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.
  11. Кудрявцев Г. А. “Общая психологическая характеристика личности трудных подростков”, Алма-Ата, 1967.
  12. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
  13. Леонтьев А.Н. “Проблемы развития психики”, М., 1972.
  14. Липкина А.И. “Самооценка школьника”, М., 1976
  15. Маклаков А. Г. “Общая психология”, издательство “Питер” , 2002.
  16. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной деятельности // Вопросы психологии. – М., 1982, № 4.
  17. Немов Р.С. Психология образования. Учебник. М., Владос, 2000.
  18. “Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учетные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена”, Сб. Т. 368. Л., 1970.
  19. Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), “Феникс”, 2000, 565 с..
  20. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. “Психология”, Москва, 2000, 512 с.
  21. “Познание учащегося и формирование его личности”, Вильнюс, 1975.
  22. “Развитие личности ребенка”, под ред. Фонарева А. М., М.: “Прогресс” 1987, 272 с.
  23. Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”, -СПб: изд. “Питер” 2000, 712 с.
  24. Сироткин Л.Ю. “Формирование личности: проблема устойчивости”, Казань,1992.
  25. Собр. соч. Л.С. Выготского. М., 1982. Т.1. С.20.
  26. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000.
  27. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1995.