Основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. В кадетском корпусе этот документ составляется офицером-воспитателем или классным руководителем. Обычно в отражены следующие сведения:
- в каком возрасте поступил в кадетский корпус и какова степень подготовленности;
- сколько времени находится ребенок в кадетском корпусе и из какой школы он прибыл;
- особенности адаптации ребенка к кадетскому корпус;
- как успевает кадет и в чем заключаются трудности усвоения им программы;
- особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания.
- более детально описываются те случаи, когда у кадета выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
- взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, драчливость, агрессивность или, наоборот, чрезмерная пассивность
- отмечается, как относятся к нему другие дети.
Изучение природы личностных качеств и самооценки непростая задача.
Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей). Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая многообразием свойств, необходимо помнить, что личность представляет собой единое целое. В тоже время можно выделить физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности.
При психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.
В характеристике описываются не только о ценностно-ориентационном развитии.
В ней объективно оцениваются положительные и отрицательные качества развивающейся личности. Помимо этого производится поиск как внешних, так и внутренних причин формирования недостатков. Рассматриваются и анализируются отношения кадета в коллективе, его отношение к труду, дисциплинированность и ряд других показателей, которые являются внешней проекцией внутренних характеристик кадета.
Подростковый возраст называют “переходным”, “переломным”, “трудным”, “критическим”. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости. По всем направлениям идет становление качественно новых образований. Элементы взрослости появляются в результате перестройки организма, самосознания. У кадет переосмысливаются отношения с взрослыми и товарищами, меняются способы социального взаимодействия с ними, могут поменяться интересы, познавательная и учебная деятельность, содержание морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Офицер-воспитатель, составляя характеристику, не должен забывать, что данный период характеризуется начальной стадией формирования личности, новизной возникающих внутренних конфликтов и типичных проблем данного возраста. При составлении характеристики, офицер-воспитатель также должен помнить, что отрицательные качества у подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Все эти отрицательные качества возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.
Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Пример представления офицера-воспитателя на кадета в Приложении 1.
Список использованной литературы
- Алферов А.Д. “Психология развития школьников”, Ростов на Дону, 2000.
- Боброва В. Г., Вахрушев М. “Общая характеристика развития личности подростка”, Ростов на Дону, 1966.
- Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: СПб., 1993.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В.Гамезо. – М.,1984.
- “Вопросы психологии развития личности подростка и юноши”, Тюмень,1969.
- Выготский Л.С. “Проблемы психического развития ребенка”, - В кн.:Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.
- Драгунова Т.В. “Подросток”, М., 1976.
- Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.:Просвещение, 1981. – 195с.
- Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.
- Кудрявцев Г. А. “Общая психологическая характеристика личности трудных подростков”, Алма-Ата, 1967.
- Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
- Леонтьев А.Н. “Проблемы развития психики”, М., 1972.
- Липкина А.И. “Самооценка школьника”, М., 1976
- Маклаков А. Г. “Общая психология”, издательство “Питер” , 2002.
- Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной деятельности // Вопросы психологии. – М., 1982, № 4.
- Немов Р.С. Психология образования. Учебник. М., Владос, 2000.
- “Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учетные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена”, Сб. Т. 368. Л., 1970.
- Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), “Феникс”, 2000, 565 с..
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. “Психология”, Москва, 2000, 512 с.
- “Познание учащегося и формирование его личности”, Вильнюс, 1975.
- “Развитие личности ребенка”, под ред. Фонарева А. М., М.: “Прогресс” 1987, 272 с.
- Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”, -СПб: изд. “Питер” 2000, 712 с.
- Сироткин Л.Ю. “Формирование личности: проблема устойчивости”, Казань,1992.
- Собр. соч. Л.С. Выготского. М., 1982. Т.1. С.20.
- Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1995.