Цель урока: закрепить навык нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке путем решения разнообразных задач.
Оборудование:
- лист самоконтроля;
- листы для теста “Знаешь ли ты правило нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке”;
- таблица “План нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке с примерами применения”;
- таблица-плакат – графическое решение примера “Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x) = |x2 - 4| - x2 при х, принадлежащем [0; 3].
Содержание урока
I. Проверка домашнего задания: № 308, 309, 310 (е) (на перемене решают на доске дежурные). Самопроверка и выставление оценок в листок самоконтроля в графе “Домашнее задание”.
II. Зачитываем по плакату правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке и решенный пример на этом плакате.
III. Тест в двух вариантах
Ученики заполняют и сдают карточки по тесту
Карточка № 1. Найти разность между наибольшим и наименьшим значениями функции на [1; 3].
Карточка № 2. Материальная точка движется по закону S(t) – путь в метрах, t – время в секундах. В какой момент времени из промежутка [1; 4] скорость движения будет наибольшей и какова величина этой скорости?
IV. Устно:
Указать наибольшее значение функции y=f(x) на [a; b] (указать нельзя, т.к. функция y=f(x) не является непрерывной в точке х=с, имеет разрыв, а важным условием теоремы Вейерштрасса является непрерывность функции на отрезке).
V. Самостоятельная работа (основная часть урока)
1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции
В это время два ученика на откидных досках решают эту самостоятельную работу, чтобы ребята смогли проверить и поставить оценку в листок самоконтроля за самостоятельную работу.
VI. Нестандартные задания (предложены на вступительных экзаменах в вузы, а таких функций в учебнике нет, когда существуют критические точки, в которых производная не существует).
Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x) = |x2 - 4| - x2 при х, принадлежащем [0; 3].
Решение
Вывод: задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке находят большое практическое применение при решении задач на нахождение наилучших, оптимальных решений при наименьших затратах труда, с некоторыми из них познакомимся на следующих уроках.
Итог урока: ученики выставляют оценки в листок самоконтроля и учитель заносит их в журнал.
Листок самоконтроля
Д/р |
тест |
с/р |
устно |
Итоговая |
Д/з на “3” № 305 (а, в)
“4” № 306 (а); 309
“5” № 307; № 313; №316.