Цель: закрепить с детьми правила этикета и хорошего тона.
Оборудование:
Ход утренника
/музыкальная заставка/
Ученица:
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт налево – песнь заводит,
Направо – сказку говорит.
Кот:
Вы когда-нибудь бывали в городе Спасибограде?
Где на Вежливом бульваре вежливо благодарят.
Там в проулке Гостевом зазывают в каждый дом,
Даже если вас не знают и никто вам не знаком!
В этом городе кругом люди говорят друг другу,
Незнакомому и другу, и особенно гостям:
“Очень рады, рады вам!
Если только захотите
Не стесняйтесь, заходите!”
Скажут адрес, дом, подъезд
И спасибо за приезд.
А живут в этом городе вежливые и умные сказочные герои, которых вы очень любите.
/музыкальная заставка, появляется Фея/
Фея:
Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Мы вместе с вами отправимся в город Спасибоград! Вот вам пригласительный билет, с помощью которого мы попадём в этот город. Ну, что отправляемся в путь?
/песня “Когда мои друзья со мной”, муз. В. Шаинского, сл. М. Танича/
/появляется Баба Яга/
Баба Яга:
А, вот меня-то вы как раз и не ждали. А я, тут как тут. Хотите быть вежливыми, повстречать своих сказочных героев? Как бы не так. Прислала меня к вам страшная Злобуля и приказала мне испортить ваше путешествие. Вот вам письмо от ваших любимых героев, прочитайте, что они вам пишут.
/вручает Фее конверт/
Фея: /читает/
“Дорогие ребята! У нас беда! В городе захватила власть страшная Злобуля. Она замуровала в стену все добрые слова, весёлые песни, смех и музыкальные звуки. Теперь все жители города стали завистливыми, жестокими, дерзкими, грубыми, много сплетничают. Помогите нам! Все задания у Бабы Яги. Если вы их выполните, то освободите наш город от Злобули и побываете у нас в гостях. С уважением сказочные герои!”
Что будем делать, ребята?! Поможем нашим друзьям? Попросите Бабу Ягу дать первое задание, но не забывайте о вежливых словах.
Баба Яга: /дразня всех/
Дайте, пожалуйста, хи-хи. Вот возьмите.
Кот: /читает/
Угадайте вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо)Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, … (здравствуйте)И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
/Фея, во время ответа детей, убирает грубые слова, и появляются добрые слова/
Фея:
Молодцы, ребята!
Баба Яга:
Кажется, мне тоже хочется быть вежливой. Но это не последняя моя хитрость. Быстрее побегу в город, доложу Злобуле о вас противных.
/музыкальная заставка, Баба Яга убегает/
Фея:
Беги, беги Баба Яга. Мы тебя не боимся.
/дети поют песню “Об очень важном” муз. А. Захаровой, сл. Л. Рыжова/
Отправляемся дальше в путь, ребята. /песня “Когда мои друзья со мной”, припев/
А вот и ворота замка.
/Кот и Фея подходят к воротам, но их останавливают стражи ворот/
Стражи ворот:
Посторонним вход воспрещен!
Кот:
Какие же мы посторонние. Мы свои, пропустите!
Фея:
Подожди, Кот. И ты уже начинаешь подчиняться Злобуле, где же твоя вежливость?
Кот:
Уважаемые стражи ворот! Будьте так любезны, пропустите нас в город.
Стражи ворот:
Вот это другое дело. Счастливого пути.
/музыкальная заставка, все уходят, вбегают ведьмочки/
Ведьмочки: /поют/
Заиграй-ка балалайка,
Балалайка три струны.
Запевайте, не зевайте
Выходите плясуны!Лида в круг вбежала смело
Завертелось как юла.
И под музыку запела
Про знакомые дела.Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините тетя Сима
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три девчонки
- Ух, народу сколько тут.
Занимай места, девчонки,
А то бабушки займут.Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.Витя очень умный парень
Может все он мастерить.
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорить.
Ведьмочки:
Узнали, наверное, себя? Вы так же делаете?
Посмотрим, посмотрим, какие правила хорошего тона вы знаете.
/читают задания, дети отвечают/
- Придя в гости, что вы должны сделать?
- В автобусе много народу, вы сидите, и вошла старая бабушка. Что вы сделаете?
- Можно ли встречать гостей в домашних тапочках и халате?
Ученицы:
Мы вас слушали, теперь вы нас послушайте.
“Здравствуйте” при встрече взрослым говорят.
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
/песня “Вежливый вальс”, муз. А. Захаровой, сл. Л. Рыжова/
Ведьмочки:
Спасибо, ребята. Вы такие вежливые, добрые. Нам нечего тут делать. До свидания!
/появляется Буратино и Мальвина/
Мальвина:
Здравствуй, Буратино!
Буратино:
Здравствуй, Мальвина!
Мальвина:
Что это ты не весёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино:
Плохо я справился с заданием.
Мальвина:
Почему?
Буратино:/злобно выкрикивая/
Потому, что не умею себя сдерживать.
Мальвина:
А как ты думаешь, приятно ли людям говорить с тобой?
Буратино:
Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина:
Буратино, ответь, пожалуйста. Каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
Мальвина:
Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.
Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Буратино:
Не было этого, не было, не было.
Мальвина:
Ну вот, опять ты своё. А когда ты говорил папе Карло: “Хочу мороженое, хочу мороженое” или “Хочу играть, хочу играть”, - разве этого не было. Это было сказано капризным, недовольным голосом.
Буратино:
Может быть, я говорю иногда немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу, Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: “Ну, как посадочка прошла”.
Он обиделся почему-то и ушел. А я, что ему плохого сделал? Или вот учительница “двойку” за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: “Клякса, вакса, гуталин, на носу горячий блин” Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, Мальвина?
Мальвина:
Я думаю, что это ты поступил нехорошо. Давай спросим у ребят. Ребята, правда, Буратино поступил плохо?
Правильно тебе сказали дети, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли человека тем, что ты ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино:
Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали? Потому что многие похожи на меня. Разве не так. Есть такие, /шепотом/ что даже бранятся. Да, да я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга обидными словами, дразнятся, и не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарища.
Мальвина:
Есть даже песня о таких ребятах, давайте послушаем её и не будем такими.
/песня “Не про нас”, муз. А. Захаровой, сл. Л. Рыжова/
Буратино:
Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. И тогда из города навсегда исчезнет Злобуля. Хорошо, я придумал, Мальвина?
Мальвина:
Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят:/показывает детям плакат/ “Слово лечит, слово и ранит”. Запомните это. До свидания, ребята. /уходят/
/появляются Кот и Фея/
Фея:
Я всё видела, ребята. Вы все хорошо справились с проказами Злобули. Добро пожаловать к сказочным героям, в город Спасибоград./подходит к нарисованному замку/ Но что это такое? Почему герои сказок не встречают нас? Так вот они. / к доске прикреплены нарисованные герои: Карлсон, Незнайка, Чиполлино/
Баба Яга:
Ну, что, съели! Ха-ха-ха! С этим заданием вы не справитесь, точно.
/показывает рисунки из мультфильмов “Ну, погоди!”, “Кот Леопольд”, дети отвечают на вопросы./
- Расскажите, как извинялся воспитанный заяц, когда нечаянно оторвал штанину у волка, и что ему ответил невоспитанный волк.
- Можно ли историю с котом назвать смешной, весёлой. Как вы думаете, почему Леопольд, несмотря на поведение мышей, всё равно пригласил их на день рождение и угостил тортом.
Кот:
Но теперь, я думаю, Злобуля побеждена! Ура!
Баба Яга:
А вот и нет!
/достает письмо от Злобули и отдаёт Фее/
Фея:
Дорогие ребята! Вы с достоинством прошли все испытания. И, кажется, я тоже научилась быть вежливой и воспитанной. Но сказочных героев вы освободите тогда, если споёте добрую песню, все вместе, дружно!
Ученик:
Давайте, ребята, споём песню “Доброта”. Она поможет поделиться добротой, проявить расположение друг к другу. А от этого настроение станет лучше.
/песня “Доброта” муз. И. Лученка, сл. Н.Тулуповой, во время исполнения песни сказочные герои просыпаются и выходят из-за ширмы/
Злобуля:
Вы простите меня, пожалуйста. Я благодарна вам за ваши добрые и ласковые слова. Но я такая злая из-за своего имени.
Фея:
Последнее слово царицы Злобули. Слуг её больше нет. Превратим её в добрулю. Повторяйте за мной заклинанье: “Раз! Два! Три! Кривли, бум!”
/после заклинанья Злобуля меняет маску, и её лицо становится добрым/
Ребята, пусть доброта всегда будет с нами.
Мальвина:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Буратино:
И если кому-то кто-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не просто был прожит
Что годы живёшь ты не зря.
Карлсон:
В школе добрыми делами занята
Тихо ходит в коридоре доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В школе столько доброты?
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы!
Незнайка:
Всем нам надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей.
Чиполлино:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнейшего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
И сердце добрым будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево!
/“Песня о дружбе”, муз. В. Иванова, сл. В. Потоцкого/