Цели:
- формировать умения находить части сложного предложения;
- познакомить с алгоритмом постановки запятой между частями сложного предложения;
- продолжить знакомство с заимствованиями в русском языке; развивать монологическую речь учащихся, орфографическую зоркость, навыки самоконтроля;
- воспитывать культуру общения на уроке, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, повышать познавательную активность.
Оборудование: учебник “Русский язык.4 класс, часть вторая” (авт. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю.Романова); рабочая тетрадь № 2 “Пишем грамотно” (авт. М.И.Кузнецова); таблица “Знаки препинания в сложносочинённом предложении” (V-VIIIкл.); историко-этимологический словарь (авт. П.Я.Черных); орфографический словарь (авт. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков); карточки плана урока; индивидуальные карточки для чистописания; индивидуальные карточки “Ступеньки знаний”; аудиозапись.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой. Релаксация “Дотянись до звёзд” (Звучит тихая спокойная музыка)
Учитель. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленно выдох…Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами. Посмотрите на какую-нибудь особо яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзинку…Пусть звезда, которую вы сняли, поможет вам сегодня на уроке. Садитесь.
II. Сообщение темы урока
У.Откройте учебник, прочитайте тему урока. Посмотрите на план урока.
На доске карточки
1. Пиши правильно.
2. Путешествие в прошлое.
3. Вспомни материал.
4. Давай подумаем. Тайны языка.
5. Работа в парах, по группам.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Какие цели поставите перед собой?
Дети отвечают.
- На уроке мы научимся правильно ставить запятую в сложном предложении, продолжим находить части сложного предложения, будем работать с заимствованными словами. Перед началом работы оцените свои знания в карточке “Ступеньки знаний”.
III.Чистописание
У. Проведём гимнастику для кисти руки. Поставьте правую (левую) руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз, вправо, влево. Нарисуем 5 кружков по часовой стрелке, 5 - против. Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
Дети прописывают с карточек элементы букв, слова на правильное произношение.
IV. Словарная работа
Игра “Ромашка”.
У. Вспомните слова английского происхождения.
Дети. Кроссворд, кросс, кроссовки.
У. Заимствованные слова могут не только одинаково начинаться, но и одинаково заканчиваться. Соберём “Ромашку”. Середина - английский элемент - БОЛ. Что значит это слово?
Д. В переводе с английского это означает “мяч”.
У. Назовите слова с этим элементом и объясните значение и правописание первой части слова. Тогда можно присоединить лепесток с первой частью к середине ромашки. Затрудняясь при значении слова, обратитесь к историко-этимологическому словарю, а при правописании слова - к орфографическому словарю.
Дети называют слово, объясняют значение и правописание слов, записывают в тетрадь. На доске собирают “Ромашку”.
Д. Футбол, волейбол, баскетбол, мотобол, гандбол, стритбол.
У. Как общим словом назвать все слова?
Д. Спортивные игры, виды спорта.
У. Каким вы любите заниматься видом спорта?
Дети отвечают.
V. Повторение о предложении с однородными членами
У. Используя записанные слова, составьте предложения с однородными членами после обобщающего слова (I вариант) и перед обобщающим словом (II вариант). Запишите предложения.
Дети зачитывают составленные предложения.
У. Объяснить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.
Дети отвечают.
VI. Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно,
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните всё, что изучали,
Без моей подсказки.
VII. Работа над новым материалом
У. Чем отличается простое предложение от сложного предложения?
Д. Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа.
У. Как связаны части сложного предложения и сложносочинённого предложения?
Д. Части сложного предложения связаны по смыслу и при помощи интонации. Части сложносочинённого предложения могут связывать сочинительные союзы и, или, а, но.
У. Прочитайте предложения в учебнике на с.111. Сколько в каждом из них грамматических основ? А сколько частей?
Дети отвечают и делают вывод о том, как разделяются части сложного предложения.
Для повышенного уровня детям предлагается таблица “Знаки препинания в сложносочинённом предложении”. Дети читают предложения.
Д. Низко над землёй стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Солнце село, но в лесу ещё светло. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. К вечеру небо покрылось чёрными тучами и пошёл сильный дождь.
У.Обратите внимание, в последнем примере перед союзом и запятая не поставлена. Можете объяснить, почему?
Выслушиваются ответы детей.
У. Перед союзом и запятая не ставится, если в предложении есть общий второстепенный член, в данном случае слово к вечеру.
У. Познакомимся с алгоритмом постановки запятой между частями сложного предложения и применим алгоритм в выполнении упражнений.
Дети читают алгоритм “Учись применять правило” в учебнике, выполняют упражнение 1 у доски и в тетрадях, упражнение 2 - работа в парах, упражнение 3 - устно.
VIII. Физкультминутка
У. Посмотрите вдаль в окно, а теперь на свои пальчики. Пощупайте мочки ушей. Взмахните руками в стороны, вверх - вдох глубокий, вниз - выдох.
IX. Творческая работа учащихся
У. В рабочих тетрадях на с.35 в упражнении 2 постарайтесь продолжить предложения, обращая внимание на схемы, и также исследуя упражнение 3, найдите и исправьте ошибки.
Дети выполняют работу в парах. Проверка.
У. Работа в группах по карточкам. Найдите и исправьте пунктуационные ошибки. Не забывайте о культуре общения на уроке, о правилах взаимопомощи и взаимоподдержки.
Группа 1.
- Ночью месяц сверкает и всё освещает.
- Осенью звёзды светят ярко но холодно.
- Дождик захватил нас когда мы повернули в берёзовую рощу.
- За ночь чай в котелке замерзает и утром лежит жёлтая льдинка.
- Птицы возились в чаще и щебетали.
Группа 2.
- Дождь стучал по крыше и трепал листья.
- Сверкнула молния и послышался резкий удар грома.
- Птичка ныряет на дно а потом выскакивает на берег.
- Мы едва тащились шагом потому что мокрый снег прилипал к колёсам.
- На кустах и деревьях распевали птицы.
Задание выполняется, заслушиваются ответы детей.
X. Итог урока
У. Вы справились со всеми заданиями на уроке. Достигли цели, поставленной в начале урока? Кто затруднялся на уроке? Кому легко было работать?
Выслушиваются ответы детей.
У. Оцените свои знания в карточке “Ступеньки знаний”. На какой ступеньке вы оказались?
Учитель выставляет отметки, обращая внимание на самооценку детей.
XI. Домашнее задание
У. Выполните упражнение 1 на с.35 в тетради или упражнение 4 на с.112 в учебнике по выбору.