Цели урока:
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал: Ю.Чичков “Волшебный цветок”; Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”; Э.Григ “Гном”; “Дорогою добра” - вокально – хоровая работа.
Наглядный материал: музыкальные инструменты – гусли, трещотки, барабан.
На учебной доске: тема, эпиграф урока, портреты композиторов – сказочников, поэта А.С.Пушкина, иллюстрации к норвежским сказкам
Литературный материал: “У Лукоморья” А.С.Пушкин; Фрагменты из “Сказки о царе Салтане”.
Ход урока
I. Вход в кабинет: “В мире много сказок” (без слов)
Приветствие.
Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)
- Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
Зажечь свечи. Звучит “Волшебный цветок”.
Произнести (с подсказками детей)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
- Любите ли Вы сказки?
- Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем. Итак, давайте вместе произнесем мелодично волшебные слова, которые откроют перед нами сказочный мир: “крибли, крабли, бумс”.
Произносим
- Если бы эти слова произносили музыкальные инструменты, то какие бы это были инструменты на Ваш взгляд? (Гусли, бубен, барабан).
Произносим с помощью музыкальных инструментов (открывается учебная доска).
II. Итак, тема нашего урока звучит так: “Что за прелесть эти сказки!”
- Кто является автором этого сказочного высказывания?
В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке таких композиторов – сказочников, как: П.Чайковского, Н.Римского – Корсакова, А.Бородина.
- Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?
На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ и сама музыка к сказкам А.Пушкина.
Слушаем Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” (фрагмент)
III. Анализ
- Среди музыкальных сказочников можно отметить и норвежского сказочника Э.Грига, который с помощью музыки сочинял сказки, где сказочными персонажами были эльфы, феи, гномы, тролли. Многие поэты, художники, слушая эти музыкальные сказки сочиняли литературные сюжеты и иллюстрации к ним.
Задание:
1 группа во время слушания создает иллюстрации
2 группа – литературный сказочный сюжет
Слушаем Э.Григ “Гном”
IV. Анализ работ и музыки
- Чему учит сказка?
- Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: “Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок” (учитель произносит выражение с помощью ребят)
Вокально-хоровая работа “Дорогою добра”
V. Обобщение
- Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?
- Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?
- Что они дают друг другу?
Пожелание учителя: сочиняя сказку слушайте музыку, которая Вам поможет в этом.
Выход из кабинета: “В мире много сказок” (со словами)
Урок разработан в рамках программы по музыке для общеобразовательных учебных заведений: Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для 5 – 8 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.; Музыка. 5 – 8 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – М.: Дрофа, 2005.
Место данного урока в системе указанной выше программы: 5 класс, I четверть “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”.