Планирование лежит в основе управления деятельностью ДОУ и позволяет определять зоны ближайшего и перспективного развития дошкольного образовательного учреждения в конкретных условиях. Деятельность всех участников педагогического процесса должна быть направлена на оптимальный выбор целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние. Проблемой управления образовательным процессом в ДОУ занимались К.Ю.Белая, Л.И.Поздняк, М.М.Поташник и другие, выделяя различные аспекты деятельности. Позиция В.И.Зверева, выделяющего три уровня планирования: стратегическое, тактическое и оперативное, наиболее полно, на наш взгляд, отражает проблему организации педагогического процесса. Такой подход позволяет выстроить иерархию целей и задач деятельности не только заведующей ДОУ, но и всего коллектива, определить этапы, формы работы и пути достижения поставленной цели. Целеполагание выстраивается на критическом анализе и прогнозировании условий работы, состояния педагогической среды, форм и методов деятельности сотрудников, заложенных в программу развития ДОУ и определяющих стратегию действий на несколько лет вперед. Тактическая деятельность ДОУ отражается в годовом плане работы и его приложениях: планов работы с родителями, взаимодействия со школой, психолого – медицинскими службами и т.д. и выражается не только в контроле, но и оказании методического руководства, создании развивающей среды, обеспечения современного анализа и коррекции деятельности всего коллектива. На основе годового плана работы ДОУ сотрудники осуществляют планирование своей деятельности с учетом реальных условий, что образует сетевой план интеграционного взаимодействия и позволяет оперативно управлять, дошкольным учреждением. Такой трехступенчатый подход обеспечивает систему в работе и комплексное решение задач работы в ДОУ.
Управление ДОУ предполагает использование различных методов, которые лежат в основе планирования. Единоначалие управления должно сочетаться с коллегиальностью и демократическим стилем. Выбор целей, путей развития ДОУ должен осуществляться всем коллективом сотрудников с учетом мнения родителей воспитанников, т.е. тех, ради кого работает ДОУ.
Часто в работе ДОУ преобладает планирование по целям, которые не учитывают реальных условий и возможностей коллектива. Более эффективным методом управления считается управление по результатам, которые предполагает выдвижение целей на основании достигнутого. Каждый участник, при этом, должен увязать свое участие в педагогическом процессе с деятельностью коллектива. Анализ результатов совместной деятельности позволяет более объективно выбрать цель, определить способы ее достижения.
Современные требования к работе ДОУ вызвали необходимость разработки “Программы развития ДОУ”, в процессе создания которой был проведен анализ проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей, что вполне закономерно, когда в стране происходит реформирование системы государственной власти и соответствующие изменения в сфере образования.
Формирование основ миропонимания у детей дошкольного возраста на современном этапе включает развитие основных содержательных компонентов национального самосознания. Это предполагает формирование культурно-ценностной ориентации и построение личностного положительного отношения к представителям разных этносов, что в нашей многонациональной Республике Хакасия является жизненноважной потребностью.
Анализ работы показал, что представления дошкольников о национальной культуре отрывочны, поверхностны. Наиболее полное знакомство происходит с декоративно-прикладным творчеством. Но представление о быте, ремеслах, хозяйственном укладе и связанными с ним традициями и обычаями недостаточно систематизированы и углублены. Это послужило отправной точкой для создания на базе ДОУ экспериментальной площадки по проблеме “Формирование представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста средствами народного творчества”. Для решения данной проблемы были выполнены следующие этапы планирования. Разработана комплексно-целевая программа развития ДОУ с учетом выбранной проблемы. Она включала информационный, аналитический этапы, этап реализации целей и итоговый. На основе комплексно-целевой программы была разработана программа пошаговых действий и целевой план работы экспериментальной площадки, а затем сетевой план работы сотрудников ДОУ. Это позволило каждому педагогу оценить уровень своей подготовленности по проблеме исследования и наметить первоочередные шаги в решении поставленной цели. Но планирование и работа без контроля не может быть достаточно результативной. Поэтому управление ДОУ должно включать не только итоговый, но и оперативный, фронтальный и тематический виды контроля.
Под народным творчеством мы понимаем не только декоративно – прикладное искусство, но и устное, музыкальное творчество, обычаи, традиции, праздники, ремесла народа. Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ показал, что хакасы намного бережнее русских относятся к своим традициям и обычаям, передают знания о народных праздниках. Народный костюм имеется во многих семьях, его чаще стали надевать не только для семейных торжеств, но и для народных гуляний. К сожалению, ни в одной русской семье не сохранился народный костюм. Следовательно, родители сами плохо представляют содержание обычаев и традиций своего народа и недостаточно уделяют внимания знакомству детей с национальной культурой.
Педагогическим советом ДОУ было принято решение об использовании занятий театрализованной деятельностью для ознакомления дошкольников с национальной культурой русского и хакасского народов. С этой целью был определен круг задач по обогащению педагогической среды и насыщению ее предметами народного быта, творчества. Запланирована серия обучающих семинаров и практических занятий для сотрудников ДОУ по изучению особенностей народного творчества русского и хакасского народов, изготовлению необходимых пособий, макетов, моделей.
Театрализованная деятельность обеспечивает высокий эмоциональный уровень сопереживания и сопричастности национальным традициям и обычаям. Во всех группах ДОУ для детей были изготовлены народные костюмы с выраженными этническими признаками и свободными от стилизации под псевдонародный костюм. Одежда используется детьми не только на праздниках, но и в сюжетно – ролевых играх, драматизациях. Недостаток свободных помещений не позволяет нам создать комнату - музей народного быта. Мы пошли по пути создания макетов русской избы и хакаской юрты и обнаружили, что в ряде случаев это более эффективное средство знакомства с народным бытом, традициями.
Дети могут сравнить внешнее и внутреннее убранство помещений, найти сходство и отличие в архитектурных конструкциях. Макеты народного жилища стали широко применяться не только на познавательных занятиях, но и в сюжетно – ролевых играх в “Дом”, “Бабушкин двор”, “Пастбище” и т.д. Оборудование мини-музеев позволило детям включить в игру такие предметы как коромысло, кочергу, ручную хакасскую меленку и узнать в деле предметы, которые часто упоминаются в народных сказках, но исчезли из современного городского быта. Комплексный подход педагогов к ознакомлению дошкольников с национальной культурой русского и хакасского народов вызвал новый виток детского творчества. С помощью родителей в группы приобретают и изготавливают деревянную и глиняную посуду, утварь, которую дети подготовительных групп расписывают мотивами народных орнаментов. Работы детей старшего дошкольного возраста вызывают восхищение даже у специалистов-искусствоведов. Этому способствовали специальные дидактические игры, работа с моделями народных орнаментов. Дети находили сходство и отличия в русском и хакасском творчестве.
Значительное место в жизни наших воспитанников стали занимать русские хороводные игры, которые способствуют сплочению, формированию дружбы. Кочевой образ жизни хакасов не способствовал развитию хороводов, но зато широко применялись игры – состязания. Многие родители воспитанников ДОУ приняли участие в сборе информации о народных играх и делились знаниями с воспитателями и детьми.
Особое значение в жизни детей занимают этнографические развлечения и праздники. Так как мы живем в условиях поликультурного общества, то посчитали необходимым узнать мнение родителей о народных праздниках, имеющих различные источники: календарные, аграрные, обрядовые, религиозные. В отдельных методических пособиях имеются рекомендации об участии детей в религиозных обрядах. Мы считаем это недопустимым и не соответствующих Закону РФ “Об образовании”. Это может способствовать возникновению и проявлению “маргинального синдрома”, когда человек находится между двумя и более культурами, но не может себя идентифицировать ни с одной из них. При этом не наступает удовлетворение своих потребностей и соответствие потребностям общества. Поэтому в отборе тем для праздников и развлечений мы стараемся избегать ярко выраженной религиозной тематики и знакомим детей с исторически сложившимися культурными обычаями. Нужно отметить как несомненную заслугу воспитателей – привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений, где родители принимают на себя роли активных участников, не ограничиваясь, традиционной материальной помощью ДОУ. В результате у многих родителей, по их высказываниям, изменилось представление о творческом потенциале супругов, возросло уважение и доверие к сотрудникам ДОУ.
Особо необходимо отметить большую работу, которую провели и продолжают сотрудники ДОУ по обогащению этнокультурных знаний. Сколько было сделано неожиданных “открытий” даже теми педагогами, которые считали себя знатоками народной культуры. Важно, что это был не просто анализ отдельно взятой национальной культуры. Было сформировано четко выраженное стремление сравнить русскую и хакасскую культуры, традиции, обычаи, ремесла, декоративное, устное и музыкальное творчество, фольклор, установить сходство и отличие этих культур. Педагоги на практических и семинарских занятиях осваивали основы декоративно-прикладного творчества, разучивали игры, обрядовые действия. Эти “маленькие открытия” способствовали сплочению коллектива, изменению мировоззрения педагогов, формировали более серьезное отношение к образцам народного искусства. Значительно возросла культура педагогического труда. Педагоги стали не только выступать с результатами педагогического опыта на совещаниях и семинарах различного ранга, но и возглавлять городские и региональные методические объединения по разным проблемам, участвовать в научно-практических конференциях, семинарах, учебных заведениях республики, распространять опыт работы в печатных изданиях. Это нашло подтверждение в результатах текущей диагностики деятельности сотрудников ДОУ. Планирование работы и прогнозирование ожидаемых результатов в начале каждого учебного года опирается на результаты обследования и диагностики итогов работы коллектива за предыдущий учебный год. На основании этого вводятся необходимые коррективы в педагогический процесс.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что для решения возникающих проблем необходимо не ограничиваться сиюминутным планированием текущих проблем, а подходить к планированию грамотно, определяя первостепенные цели, приоритетные задачи, создание необходимых условий педагогической среды мобилизуя творческий потенциал сотрудников. Системно-комплексный подход к управлению ДОУ позволяет решать поставленные проблемы поэтапно, не разбрасывая усилий коллектива, а направляя их для достижения поставленной цели.
Литература:
1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Сборник нормативно-правовых документов. /Под ред. Р.Б.Стеркиной. М.,1996
2. Белая К.Ю. Методическая работа ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.М.:Т.Ц.Сфера, 2006
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2004
4. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. М., 2006