1. Проблема: Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.
Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.
2. Цель программы: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
3. Воспитательные задачи программы заключаются в формировании у ребенка:
1). Гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций) и в том, что жизнь – высшая ценность бытия.
2). Необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из чистого родника народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, так называемых “простых норм нравственности”, а также высших социально-нравственных качеств.
3). Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.
4). Социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений: толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.
5). Эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта.
6). Экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии (на примере наших предков), сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы.
7). Образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
4. Прогнозируемые результаты:
- приобщение к истории своей семьи, школы, села и культуре народов;
- приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
- приобщение к исследовательской деятельности;
- повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
- воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
- проявление уважительного отношения к старшим;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- расширение кругозора;
- активное участие родителей в жизни класса, школы;
- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
5. Обоснование актуальности: Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодушными. Своеобразие же манит, заинтересовывает, заставляет стремиться проникнуть в суть. Поэтому национальную культуру и традиции следует изучать и сохранять. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы изучаем культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность.
Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состоит в том, чтобы служить объединению. Памятники культуры сильнее, чем что-либо другое, способствуют взаимопониманию между народами. Реальная цель воспитания – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное содержание воспитания – базовая культура личности. Школа работает в условиях этнического многообразия, что требует учета интересов и традиций не только чувашского, но и многих других народов. Поэтому в основу данного проекта положена идея диалога двух культур с последующим развитием его в культуре наций.
6. Новизна:
- заключается в том, что реализация этой программы позволяет на приоритетных началах представлять культуру разных районов в поликультурном регионе;
- дает возможность учителю шире использовать национально-региональные материалы в целях воспитания школьников;
- повышает возможности участия родителей в жизни класса и школы.
7. Содержание:
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1-4 классы;
2 ступень – 5- 6 классы;
3 ступень – 7-9 классы;
4 ступень – 10-11 классы.
1) Работа классного руководителя с классным коллективом
Первая ступень (1-4 классы) – тема: “Чувашский фольклор, декоративно-прикладное искусство и национальный костюм”.
1. Знакомство с чувашскими сказками, песнями, костюмом, народной игрушкой и посудой.
2. Инсценировки сказок, исполнение народных песен и частушек, изготовление предметов национального костюма.
3. Знакомство с пословицами, поговорками и их значениями.
4. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
5. Викторина “В стране сказок и загадок”.
6. Творческие работы “Устный фольклор чувашей”, “Чувашские песни и частушки”, “Чувашский национальный костюм”.
Вторая ступень (5-6 классы) – тема: “Русский фольклор, декоративно-прикладное искусство и национальный костюм”
1. Знакомство с русскими сказками, песнями, танцами, костюмом и народными ремеслами.
2. Инсценирование сказок, исполнение народных песен и частушек, изготовление предметов национального костюма.
3. Знакомство с пословицами, поговорками и их значениями.
4. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
5. Приглашение народного умельца и знакомство с его ремеслом.
6. Конкурс на лучшую частушку.
7. Выпуск стенной газеты
Третья ступень (7-9 классы) – тема: “Национальные праздники, танцы и игры”
1. Знакомство с народными праздниками, танцами и играми.
2. Вечера народных праздников, игр и развлечений.
3. Инсценировки праздников, гуляний и посиделок.
4. Соревнования по городкам, лаптей и др.
5. Диспут “Утратили ли народные праздники свою суть?”
6. Творческие работы по темам: “Чувашские народные праздники”, “Русские народные праздники”.
Четвертая ступень (10-11 классы) – тема: “Народные обряды, традиции и обычаи”
1. Знакомство с семейными и народными обрядами, традициями и обычаями (почитание старших, гостеприимство, почитание родителей и женщин, бережливость, вежливость, этикет, раскаяние, уход за могилами и др.).
2. Инсценировка одного из обрядов.
3. Деловая игра на знание народных традиций и обычаев.
4. Тренинг “К нам пришли гости”.
5. Диспут на тему “Обряды: за и против”.
6. Разработка и выпуск буклетов об обрядах, традициях и обычаях.
2) Традиционные общешкольные праздники
На протяжении учебного года проводятся два крупных общешкольных дела: праздники русской народной культуры и чувашской народной культуры. Каждый из них – это целый комплекс различных воспитательно-развлекательных дел, в который включаются учащиеся всех ступеней. Подготовка к этим мероприятиям и их проведение растянуты по всему учебному году. Каждое из этих двух дел имеет логическое завершение: недели этих культур.
Неделя русской культуры (с 20 по 28 февраля):
1) “Путешествие в русскую народную сказку” (проводят учащиеся 2 ступени для учащихся 1 ступени). Дело проходит как “парад сказок и сказочных героев”, учат добру и справедливости, устраивают разнообразные конкурсы и веселые розыгрыши.
2) “Конкурс рисунков по русским народным сказкам” (учащиеся 1 и 2 ступени). Выставка рисунков, отмечаются призами лучшие работы.
3) “Пословица – всем углам помощница” (учащиеся 2 и 3 ступени). Викторина на знание русских пословиц и поговорок.
4) Театрализованный обряд “Русские посиделки” (учащиеся 4 ступени). Дело проходит в форме инсценировки, каждый исполняет свою роль (строго по обычаям предков).
5) “Масленица” (учащиеся 1-4 ступеней). В этот день проводится: состязания по русским народным играм, конкурс по исполнению русских народных песен, танцев и частушек, ребячьи бои, угощение русскими блинами, катание на санях, запряженной лошадкой и, конечно же, традиционный обряд прощания с зимой и сжигание огромной соломенной куклы.
6) Знакомство с историей Российского герба, флага и гимна.
7) Конкурс творческих работ и стенных газет.
Неделя чувашской культуры (с 24 по 30 апреля):
1) “Путешествие в чувашскую народную сказку” (1 ступень).
2) Конкурс рисунков по чувашским народным сказкам (1 ступень).
3) Знакомство с символикой Чувашской Республики.
4) “Улах” (3 ступень). Проводится в форме вечерних посиделок. Это традиционный праздник чувашской молодежи. Здесь звучат национальные песни, исполняются народные танцы, ребята выполняют традиционное рукоделие чувашей (вышивают, вяжут, ткут, плетут). Ребята шутят, разыгрывают друг друга, играют в народные игры, вовлекая во все это зрителей.
5) Театрализованный обряд “Салтака aсатни” (4 ступень). Дело проходит в форме инсценировки, где каждый выполняет свою роль строго по обычаям предков. Имеет очень большое воспитательное значение.
6) Конкурс “Тeпел” (2 и 3 ступень). Конкурс, где девушки демонстрируют свое умение в приготовлении национальных блюд и национальной вышивки, исполнения песен и танцев, знания чувашского фольклора.
7) “Акатуй” (1-4 ступень). В этот день проводится состязания по чувашским народным играм, конкурс по исполнению чувашских народных песен, танцев и частушек, разнообразные конкурсы и аттракционы. День заканчивается традиционным чувашским молодежным развлечением “Чaваш вaййи”.
3) Кружки, студии и секции.
1. Драматический кружок “Сала кайaк”.
2. Спортивная секция “Кeреш”.
3. Фольклорная студия “Перепелочка”.
4. Кружок “Народные промыслы” (для мальчиков).
5. Кружок “Национальная вышивка” (для девочек) .
6. Кружок “Рукодельница”.
7. Кружок “Народная игрушка”.
4) Работа с родителями.
- Знакомство с народной педагогикой (лекции и беседы).
- Привлечение родителей к ведению кружков, подготовке и проведению народных праздников, вечеров и других мероприятий.
8. Продолжительность реализации (внедрения) программы: Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 1-11 классов и рассчитана на 11 лет.
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
- Указ президента Чувашской Республики о “Годе духовного просвещения” от 28.12.2005 г. №127
9. Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и школьной Республики “Радуга”;
- совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческими музеями.
- Программа рассчитана для использования в общеобразовательной школе. Пользователями являются классные руководители, руководители кружков и учителя начальных классов.
10. Описание выполняемых работ, их целевое назначение: см. 8 пункт.
11. Уровень разработанности программы экспериментальный. Работа по этой программе начата с 1 сентября 2005 г.
Ресурсы: классные руководители и учителя начальных классов:
1-й класс – Т.В. Титова учитель I категории, 2-ой класс – Е.И. Кузьмина учитель I категории; 3-й класс – А.А. Васильева – учитель II категории; 4-й класс – Л.Ю. Григорьева учитель II категории; 5-й класс – Л.П. Турхан учитель высшей категории; 6-й класс – Г.П. Киселева учитель II категории; 7-й класс – Ф.А. Скирдова учитель I категории; 8-й класс – О.В. Викентьева учитель I категории; 9-й класс – Т.М. Зайцева учитель I I категории; 10-й класс – С.А. Иванова учитель высшей категории; 11-й класс – Е.П. Егорова учитель II категории.
Руководители кружков:
1. Драматический кружок “Сала кайaк” руководитель Ф.А. Скирдова учитель чувашского языка и литературы.
2. Спортивная секция “Кeреш” – А.П. Прохоров учитель физической культуры.
3. Фольклорная студия “Перепелочка” – Е.И. Кузьмина учитель начальных классов.
4. Кружок “Народные промыслы” (для мальчиков) – И.А. Турхан учитель технологии.
5. Кружок “Национальная вышивка” (для девочек) – С.А. Павлова заместитель директора по ВР.
6. Кружок “Рукодельница” – С.А. Павлова заместитель директора по ВР.
7. Кружок “Народная игрушка” – Т.В. Титова учитель начальных классов.
МОУ “Новобайбатыревская СОШ” Яльчикского района является опытно-экспериментальной базой технолого-экономического факультета ГОУ ВПО “ЧГПУ им. И.Я. Яковлева”. Существует связь между коллективом и преподавателями технолого-экономического факультета. Ученики и учителя, студенты (бывшие ученики) участвовали на республиканской научно практической конференции “Традиции народного искусства в образовательном процессе”.