Программа воспитательной работы "Исток"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


1. Проблема: Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.

2. Цель программы: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.

3. Воспитательные задачи программы заключаются в формировании у ребенка:

1). Гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций) и в том, что жизнь – высшая ценность бытия.

2). Необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из чистого родника народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, так называемых “простых норм нравственности”, а также высших социально-нравственных качеств.

3). Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.

4). Социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений: толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.

5). Эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта.

6). Экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии (на примере наших предков), сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы.

7). Образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.

4. Прогнозируемые результаты:

  • приобщение к истории своей семьи, школы, села и культуре народов;
  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
  • приобщение к исследовательской деятельности;
  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
  • проявление уважительного отношения к старшим;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • расширение кругозора;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

5. Обоснование актуальности: Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодушными. Своеобразие же манит, заинтересовывает, заставляет стремиться проникнуть в суть. Поэтому национальную культуру и традиции следует изучать и сохранять. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы изучаем культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность.

Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состоит в том, чтобы служить объединению. Памятники культуры сильнее, чем что-либо другое, способствуют взаимопониманию между народами. Реальная цель воспитания – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное содержание воспитания – базовая культура личности. Школа работает в условиях этнического многообразия, что требует учета интересов и традиций не только чувашского, но и многих других народов. Поэтому в основу данного проекта положена идея диалога двух культур с последующим развитием его в культуре наций.

6. Новизна:

  • заключается в том, что реализация этой программы позволяет на приоритетных началах представлять культуру разных районов в поликультурном регионе;
  • дает возможность учителю шире использовать национально-региональные материалы в целях воспитания школьников;
  • повышает возможности участия родителей в жизни класса и школы.

7. Содержание:

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1-4 классы;

2 ступень – 5- 6 классы;

3 ступень – 7-9 классы;

4 ступень – 10-11 классы.

1) Работа классного руководителя с классным коллективом

Первая ступень (1-4 классы) – тема: “Чувашский фольклор, декоративно-прикладное искусство и национальный костюм”.

1. Знакомство с чувашскими сказками, песнями, костюмом, народной игрушкой и посудой.

2. Инсценировки сказок, исполнение народных песен и частушек, изготовление предметов национального костюма.

3. Знакомство с пословицами, поговорками и их значениями.

4. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

5. Викторина “В стране сказок и загадок”.

6. Творческие работы “Устный фольклор чувашей”, “Чувашские песни и частушки”, “Чувашский национальный костюм”.

Вторая ступень (5-6 классы) – тема: “Русский фольклор, декоративно-прикладное искусство и национальный костюм”

1. Знакомство с русскими сказками, песнями, танцами, костюмом и народными ремеслами.

2. Инсценирование сказок, исполнение народных песен и частушек, изготовление предметов национального костюма.

3. Знакомство с пословицами, поговорками и их значениями.

4. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

5. Приглашение народного умельца и знакомство с его ремеслом.

6. Конкурс на лучшую частушку.

7. Выпуск стенной газеты

Третья ступень (7-9 классы) – тема: “Национальные праздники, танцы и игры”

1. Знакомство с народными праздниками, танцами и играми.

2. Вечера народных праздников, игр и развлечений.

3. Инсценировки праздников, гуляний и посиделок.

4. Соревнования по городкам, лаптей и др.

5. Диспут “Утратили ли народные праздники свою суть?”

6. Творческие работы по темам: “Чувашские народные праздники”, “Русские народные праздники”.

Четвертая ступень (10-11 классы) – тема: “Народные обряды, традиции и обычаи”

1. Знакомство с семейными и народными обрядами, традициями и обычаями (почитание старших, гостеприимство, почитание родителей и женщин, бережливость, вежливость, этикет, раскаяние, уход за могилами и др.).

2. Инсценировка одного из обрядов.

3. Деловая игра на знание народных традиций и обычаев.

4. Тренинг “К нам пришли гости”.

5. Диспут на тему “Обряды: за и против”.

6. Разработка и выпуск буклетов об обрядах, традициях и обычаях.

2) Традиционные общешкольные праздники

На протяжении учебного года проводятся два крупных общешкольных дела: праздники русской народной культуры и чувашской народной культуры. Каждый из них – это целый комплекс различных воспитательно-развлекательных дел, в который включаются учащиеся всех ступеней. Подготовка к этим мероприятиям и их проведение растянуты по всему учебному году. Каждое из этих двух дел имеет логическое завершение: недели этих культур.

Неделя русской культуры (с 20 по 28 февраля):

1) “Путешествие в русскую народную сказку” (проводят учащиеся 2 ступени для учащихся 1 ступени). Дело проходит как “парад сказок и сказочных героев”, учат добру и справедливости, устраивают разнообразные конкурсы и веселые розыгрыши.

2) “Конкурс рисунков по русским народным сказкам” (учащиеся 1 и 2 ступени). Выставка рисунков, отмечаются призами лучшие работы.

3) “Пословица – всем углам помощница” (учащиеся 2 и 3 ступени). Викторина на знание русских пословиц и поговорок.

4) Театрализованный обряд “Русские посиделки” (учащиеся 4 ступени). Дело проходит в форме инсценировки, каждый исполняет свою роль (строго по обычаям предков).

5) “Масленица” (учащиеся 1-4 ступеней). В этот день проводится: состязания по русским народным играм, конкурс по исполнению русских народных песен, танцев и частушек, ребячьи бои, угощение русскими блинами, катание на санях, запряженной лошадкой и, конечно же, традиционный обряд прощания с зимой и сжигание огромной соломенной куклы.

6) Знакомство с историей Российского герба, флага и гимна.

7) Конкурс творческих работ и стенных газет.

Неделя чувашской культуры (с 24 по 30 апреля):

1) “Путешествие в чувашскую народную сказку” (1 ступень).

2) Конкурс рисунков по чувашским народным сказкам (1 ступень).

3) Знакомство с символикой Чувашской Республики.

4) “Улах” (3 ступень). Проводится в форме вечерних посиделок. Это традиционный праздник чувашской молодежи. Здесь звучат национальные песни, исполняются народные танцы, ребята выполняют традиционное рукоделие чувашей (вышивают, вяжут, ткут, плетут). Ребята шутят, разыгрывают друг друга, играют в народные игры, вовлекая во все это зрителей.

5) Театрализованный обряд “Салтака aсатни” (4 ступень). Дело проходит в форме инсценировки, где каждый выполняет свою роль строго по обычаям предков. Имеет очень большое воспитательное значение.

6) Конкурс “Тeпел” (2 и 3 ступень). Конкурс, где девушки демонстрируют свое умение в приготовлении национальных блюд и национальной вышивки, исполнения песен и танцев, знания чувашского фольклора.

7) “Акатуй” (1-4 ступень). В этот день проводится состязания по чувашским народным играм, конкурс по исполнению чувашских народных песен, танцев и частушек, разнообразные конкурсы и аттракционы. День заканчивается традиционным чувашским молодежным развлечением “Чaваш вaййи”.

3) Кружки, студии и секции.

1. Драматический кружок “Сала кайaк”.

2. Спортивная секция “Кeреш”.

3. Фольклорная студия “Перепелочка”.

4. Кружок “Народные промыслы” (для мальчиков).

5. Кружок “Национальная вышивка” (для девочек) .

6. Кружок “Рукодельница”.

7. Кружок “Народная игрушка”.

4) Работа с родителями.

  • Знакомство с народной педагогикой (лекции и беседы).
  • Привлечение родителей к ведению кружков, подготовке и проведению народных праздников, вечеров и других мероприятий.

8. Продолжительность реализации (внедрения) программы: Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 1-11 классов и рассчитана на 11 лет.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”;
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
  • Указ президента Чувашской Республики о “Годе духовного просвещения” от 28.12.2005 г. №127

9. Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и школьной Республики “Радуга”;
  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческими музеями.
  • Программа рассчитана для использования в общеобразовательной школе. Пользователями являются классные руководители, руководители кружков и учителя начальных классов.

10. Описание выполняемых работ, их целевое назначение: см. 8 пункт.

11. Уровень разработанности программы экспериментальный. Работа по этой программе начата с 1 сентября 2005 г.

Ресурсы: классные руководители и учителя начальных классов:

1-й класс – Т.В. Титова учитель I категории, 2-ой класс – Е.И. Кузьмина учитель I категории; 3-й класс – А.А. Васильева – учитель II категории; 4-й класс – Л.Ю. Григорьева учитель II категории; 5-й класс – Л.П. Турхан учитель высшей категории; 6-й класс – Г.П. Киселева учитель II категории; 7-й класс – Ф.А. Скирдова учитель I категории; 8-й класс – О.В. Викентьева учитель I категории; 9-й класс – Т.М. Зайцева учитель I I категории; 10-й класс – С.А. Иванова учитель высшей категории; 11-й класс – Е.П. Егорова учитель II категории.

Руководители кружков:

1. Драматический кружок “Сала кайaк” руководитель Ф.А. Скирдова учитель чувашского языка и литературы.

2. Спортивная секция “Кeреш” – А.П. Прохоров учитель физической культуры.

3. Фольклорная студия “Перепелочка” – Е.И. Кузьмина учитель начальных классов.

4. Кружок “Народные промыслы” (для мальчиков) – И.А. Турхан учитель технологии.

5. Кружок “Национальная вышивка” (для девочек) – С.А. Павлова заместитель директора по ВР.

6. Кружок “Рукодельница” – С.А. Павлова заместитель директора по ВР.

7. Кружок “Народная игрушка” – Т.В. Титова учитель начальных классов.

МОУ “Новобайбатыревская СОШ” Яльчикского района является опытно-экспериментальной базой технолого-экономического факультета ГОУ ВПО “ЧГПУ им. И.Я. Яковлева”. Существует связь между коллективом и преподавателями технолого-экономического факультета. Ученики и учителя, студенты (бывшие ученики) участвовали на республиканской научно практической конференции “Традиции народного искусства в образовательном процессе”.