Открытый урок по окружающему миру по теме "Путешествие по северу Европейской России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с городами, культурой, обычаями, традициями народов Севера Европейской России;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • развивать кругозор, речь, мышление.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • физическая карта России для учителя;
  • атласы для учащихся;
  • иллюстрации с достопримечательностями Архангельска, Вологды, Пскова, острова Кижи (Презентация);
  • кроссворд на карточках (для работы в парах) (Приложение 1);
  • тесты на отдельных листах (для работы в группах) (Приложение 2);
  • сигналы красного, зелёного и жёлтого цветя для каждого ученика;
  • учебники для 4 класса “Мир вокруг нас” под редакцией А.А.Плешакова.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся берутся за руки и желают успеха друг другу.

Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос (проверка осуществляется самими учащимися с помощью сигналов: неверный ответ – красный, верный ответ – зелёный, хочу добавить – жёлтый).

Вопросы:

  1. Вспомните тему прошлого урока. (Путешествие по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу).
  2. Какие народы России проживают на этих территориях?
  3. Какие обычаи и традиции народностей России тебе запомнились?
  4. В каких городах нашей страны ты побывал на прошлых уроках?

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посетить выставку. Как вы думаете, какова тема нашей выставки?

К доске приглашаются учащиеся, приготовившие открытки с достопримечательностями городов Дальнего Востока, Сибири и Урала.

III. Презентация нового материала.

- В какой из уголков России мы не заглянем, обязательно откроем что-то новое, неизвестное. Много в России городов и сёл, древних и совсем юных, и у каждого своя удивительная история. И чтобы рассказать их все понадобится не одна книга, а много разных книг – целая библиотека! И поэтому давайте не будем ставить точку в нашем путешествии!

- Хотите узнать, ребята, куда мы отправимся сегодня? Для этого необходимо отгадать кроссворд. (Приложение 1)

Работа над кроссвордом идёт в парах.

  1. Первыми встречают новый день жители Дальнего … (Востока).
  2. Один из коренных народов Дальнего Востока. (Коряки).
  3. Одни из коренных жителей Сибири. (Ханты).
  4. Самый красивый якутский народный праздник – праздник … (кумыса).
  5. На берегах Енисея раскинулся город … (Красноярск).
  6. Первыми из русских людей узнали об Урале предприимчивые … (новгородцы).
  7. Урал – это край … (металлургов).
  8. Один из старейших русских городов Урала – город … (Челябинск).
  9. На весь мир знамениты уральские … (самоцветы).
  10. Старинный город Оренбург расположен на границе между Европой и Азией. На весь мир он славится своими пуховыми … (платками).

- Название какого города вы прочитали в выделенных клеточках?

- Где находится этот город?

Сегодня мы совершаем путешествие на Север Европейской России (Слайд 1).

А помогут нам в этом наши экскурсоводы. Итак, начинаем. Не забываем составлять маршрут нашего путешествия.

IV. Работа над новым материалом.

1. Младшим братом Великого Новгорода называли в старину город Псков. Найдите этот город на карте и отметьте его.

Ученик выходит к доске и рассказывает об этом городе.

Среди городов Киевской Руси Псков занимал очень важное место, будучи стражем нового государства. Князь Владимир послал одного из своих сыновей управлять Псковом, а с 12 века бразды правления переходят в руки новгородских феодалов. Участие отряда псковичей в Куликовской битве положило началу сближения с Москвой, а в 1510 году произошло полное объединение Пскова и Москвы.

В месте слияния двух рек – Великой и Псковы – на высоком холме стоит Псковский кремль. (Слайд 2)

С трёх сторон защищают кремль обрывистые речные берега, а с четвёртой – высокая каменная стена. Выше крепостной стены поднимается белокаменный Троицкий собор. (Слайд 3)

Его можно увидеть со всех дорог, ещё задолго до въезда в город.

- Откроем учебники на стр. 193, найдём в них текст о городе Пскове и прочитаем его.

- Что нового узнали из текста учебника?

2. Недалеко от города Петрозаводска находится волшебный остров. Это Кижи. Найдите этот островок на карте и запомните как он называется.

Ученица выходит к доске и рассказывает об острове Кижи.

Кижи – это маленький островок в северной части Онежского озера.

Кижи – это музей-памятник деревянного зодчества под открытым небом.

Главная ценность заповедника – 22-главая Преображенская церковь, построенная в 1714 году. (Слайд 4)

Её стены, потолки и кровля сооружены без использования гвоздей только при помощи топора и долота. Внутреннее убранство церкви тоже представляет большую ценность. Рядом расположена девятиглавая Покровская церковь, построенная в 1764 году, а в 1874 году была возведена высокая шатровая колокольня. (Слайд 5-6)

- Познакомимся с материалом учебника (стр. 190).

- Что интересного вы можете рассказать о Преображенской церкви?

3. Главным городом Европейского Севера России является город Архангельск. Найдите его у себя на карте. В путешествие по этому городу вас приглашает … (ученица выходит к доске и рассказывает об этом городе).

Город Архангельск протянулся по берегам устья Северной Двины. Строительство города началось по указу Ивана IV как деревянная крепость рядом с Михайло-Архангельским монастырём. Первоначальные названия – Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры. С 1613 года – Архангельский город, затем Архангельск. Название Архангельск связано с монастырём Михаила Архангела, который раньше стоял на этом месте. (Слайд 7)

Город создавался как морской порт. Через него Русское государство торговало с Западной Европой. Издавна город был деревянным, даже мостовые в нём делали из досок. Архангельск сильно пострадал от пожара в 1667 году. Был отстроен заново, в основном деревянными зданиями. Одно из первых каменных строений – Гостиный двор. Среди достопримечательностей выделяется набережная Северной Двины.

(Слайд 8)

- Прочитаем текст учебника на стр. 191.

- Кто повелел построить порт на берегу Северной Двины?

- Чем ещё знаменит город Архангельск?

4. На славной реке Вологде стоит старинный русский город с тем же названием – Вологда. О нём нам расскажет … (ученик рассказывает об этом городе).

В XII веке на правом берегу реки Вологды появилось одноимённое поселение. К концу XV века Вологда стала уже большим, хорошо укреплённым городом. (Слайд 9) Большую роль в развитии города сыграл царь Иван Грозный. Он решил превратить Вологду в сильную крепость. Постройка каменной крепости была начата в 1565 году. Крепостные стены должны были оградить кремль (новый городской центр) от нашествия врагов. Одновременно со строительством крепостных стен по царскому указу в 1568-1571 годах был возведён величавый собор Успенья, позднее получивший название Софийского. (Слайд 10)

В 1571 году крымский хан напал на Москву, обеспокоенный этими событиями Иван Грозный отбыл в столицу. Собор был почти готов, но в нём не было никакой отделки, никакого убранства и 17 лет он простоял пустым, заброшенным.

В наши дни Вологда – это административный и культурный центр Северного края.

- Чем же прославился город Вологда?

- Какие народы населяют территорию Севера Европейской России?

V. Закрепление пройденного материала.

- Представьте себе, что вы юные историки и присутствуете на заседании учёного совета. Вам предстоит ответить на несколько вопросов, которые предлагает ваш руководитель.

- Кто это сможет сделать правильно и быстро?

Учащимся предлагается тест (работа над ним идёт в группах). (Приложение 2)

VI. Физкультурная пауза.

Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!

- Я прочитала вам закличку.

- Что такое закличка?

- Кого “закликают”, зовут в ней?

- Зачем?

VII. Дополнительный материал к уроку.

- А теперь, внимание, рубрика “Это интересно!”

Каждый из народов Севера Европейской России имел свою историю, обычаи, традиции и, конечно, свои праздники.

Наступал июнь, день становился всё длиннее, у людей прибавлялось работы, но и праздники выпадали часто. На сороковой день после Пасхи отмечали праздник Вознесения Христова. В Семик, первый день после Вознесения, “завивали берёзки”. Девушки бережно переплетали ветви деревьев или связывали их травой, качались на качелях, водили хороводы и, конечно же, пели.

- Давайте, ребята, вспомним русскую песню о берёзке.

Учащиеся поют песню о берёзке.

Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!
Мы к тебе идём, мы веночки несём.
По пшеничку, да по драчонничку,
Кувшин молока, да на закуску пирога.
Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!

В воскресенье наступал день Святой Троицы, которая завершала пасхальные праздники. В праздники все люди, особенно молодые девушки, любили красиво одеваться. До 18 века главной в одежде была русская рубаха. Наши далёкие предки считали, что одежда – это “оберег”, который укрывал человека от воздействия злых сил. Поэтому самые уязвимые места человеческого тела должны были укрываться: древние рубахи имели закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена. Позже, в зависимости от места проживания человека, одежда стала меняться. Так одевались девушки Архангельской и Вологодской губернии. Как видите, костюмы имеют существенные различия. Девичий костюм архангельской губернии состоит из сарафана, расшитого оранжевыми кружочками на тонких серебряных веточках, рубахи и головного убора-венца. (Слайд 11) В костюме девушки из вологодской губернии мы можем заметить сочетание двух цветов: белого и красного. Так, платок, заправленный за лямки сарафана, - белый с алой сборчатой полоской по краю. Такая же алая полоса украшает передник и юбку девушки. На голове у красавицы повязка с колпачком. В колпачок убирали косу. (Слайд 12)

VIII. Домашнее задание.

Страница 190-194, вопросы для повторения.

IX. Итог урока.

- По каким городам Русского Севера нам удалось совершить путешествие?

- На каком острове вы побывали?

- Захотелось ли вам поехать туда?

- Что вы мечтаете там увидеть?

- Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свою Родину и уважительно относиться к людям других национальностей)