Цели урока:
- познакомить учащихся с городами, культурой, обычаями, традициями народов Севера Европейской России;
- воспитывать чувство патриотизма;
- развивать кругозор, речь, мышление.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- физическая карта России для учителя;
- атласы для учащихся;
- иллюстрации с достопримечательностями Архангельска, Вологды, Пскова, острова Кижи (Презентация);
- кроссворд на карточках (для работы в парах) (Приложение 1);
- тесты на отдельных листах (для работы в группах) (Приложение 2);
- сигналы красного, зелёного и жёлтого цветя для каждого ученика;
- учебники для 4 класса “Мир вокруг нас” под редакцией А.А.Плешакова.
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся берутся за руки и желают успеха друг другу.
Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос (проверка осуществляется самими учащимися с помощью сигналов: неверный ответ – красный, верный ответ – зелёный, хочу добавить – жёлтый).
Вопросы:
- Вспомните тему прошлого урока. (Путешествие по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу).
- Какие народы России проживают на этих территориях?
- Какие обычаи и традиции народностей России тебе запомнились?
- В каких городах нашей страны ты побывал на прошлых уроках?
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посетить выставку. Как вы думаете, какова тема нашей выставки?
К доске приглашаются учащиеся, приготовившие открытки с достопримечательностями городов Дальнего Востока, Сибири и Урала.
III. Презентация нового материала.
- В какой из уголков России мы не заглянем, обязательно откроем что-то новое, неизвестное. Много в России городов и сёл, древних и совсем юных, и у каждого своя удивительная история. И чтобы рассказать их все понадобится не одна книга, а много разных книг – целая библиотека! И поэтому давайте не будем ставить точку в нашем путешествии!
- Хотите узнать, ребята, куда мы отправимся сегодня? Для этого необходимо отгадать кроссворд. (Приложение 1)
Работа над кроссвордом идёт в парах.
- Первыми встречают новый день жители Дальнего … (Востока).
- Один из коренных народов Дальнего Востока. (Коряки).
- Одни из коренных жителей Сибири. (Ханты).
- Самый красивый якутский народный праздник – праздник … (кумыса).
- На берегах Енисея раскинулся город … (Красноярск).
- Первыми из русских людей узнали об Урале предприимчивые … (новгородцы).
- Урал – это край … (металлургов).
- Один из старейших русских городов Урала – город … (Челябинск).
- На весь мир знамениты уральские … (самоцветы).
- Старинный город Оренбург расположен на границе между Европой и Азией. На весь мир он славится своими пуховыми … (платками).
- Название какого города вы прочитали в выделенных клеточках?
- Где находится этот город?
Сегодня мы совершаем путешествие на Север Европейской России (Слайд 1).
А помогут нам в этом наши экскурсоводы. Итак, начинаем. Не забываем составлять маршрут нашего путешествия.
IV. Работа над новым материалом.
1. Младшим братом Великого Новгорода называли в старину город Псков. Найдите этот город на карте и отметьте его.
Ученик выходит к доске и рассказывает об этом городе.
Среди городов Киевской Руси Псков занимал очень важное место, будучи стражем нового государства. Князь Владимир послал одного из своих сыновей управлять Псковом, а с 12 века бразды правления переходят в руки новгородских феодалов. Участие отряда псковичей в Куликовской битве положило началу сближения с Москвой, а в 1510 году произошло полное объединение Пскова и Москвы.
В месте слияния двух рек – Великой и Псковы – на высоком холме стоит Псковский кремль. (Слайд 2)
С трёх сторон защищают кремль обрывистые речные берега, а с четвёртой – высокая каменная стена. Выше крепостной стены поднимается белокаменный Троицкий собор. (Слайд 3)
Его можно увидеть со всех дорог, ещё задолго до въезда в город.
- Откроем учебники на стр. 193, найдём в них текст о городе Пскове и прочитаем его.
- Что нового узнали из текста учебника?
2. Недалеко от города Петрозаводска находится волшебный остров. Это Кижи. Найдите этот островок на карте и запомните как он называется.
Ученица выходит к доске и рассказывает об острове Кижи.
Кижи – это маленький островок в северной части Онежского озера.
Кижи – это музей-памятник деревянного зодчества под открытым небом.
Главная ценность заповедника – 22-главая Преображенская церковь, построенная в 1714 году. (Слайд 4)
Её стены, потолки и кровля сооружены без использования гвоздей только при помощи топора и долота. Внутреннее убранство церкви тоже представляет большую ценность. Рядом расположена девятиглавая Покровская церковь, построенная в 1764 году, а в 1874 году была возведена высокая шатровая колокольня. (Слайд 5-6)
- Познакомимся с материалом учебника (стр. 190).
- Что интересного вы можете рассказать о Преображенской церкви?
3. Главным городом Европейского Севера России является город Архангельск. Найдите его у себя на карте. В путешествие по этому городу вас приглашает … (ученица выходит к доске и рассказывает об этом городе).
Город Архангельск протянулся по берегам устья Северной Двины. Строительство города началось по указу Ивана IV как деревянная крепость рядом с Михайло-Архангельским монастырём. Первоначальные названия – Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры. С 1613 года – Архангельский город, затем Архангельск. Название Архангельск связано с монастырём Михаила Архангела, который раньше стоял на этом месте. (Слайд 7)
Город создавался как морской порт. Через него Русское государство торговало с Западной Европой. Издавна город был деревянным, даже мостовые в нём делали из досок. Архангельск сильно пострадал от пожара в 1667 году. Был отстроен заново, в основном деревянными зданиями. Одно из первых каменных строений – Гостиный двор. Среди достопримечательностей выделяется набережная Северной Двины.
(Слайд 8)
- Прочитаем текст учебника на стр. 191.
- Кто повелел построить порт на берегу Северной Двины?
- Чем ещё знаменит город Архангельск?
4. На славной реке Вологде стоит старинный русский город с тем же названием – Вологда. О нём нам расскажет … (ученик рассказывает об этом городе).
В XII веке на правом берегу реки Вологды появилось одноимённое поселение. К концу XV века Вологда стала уже большим, хорошо укреплённым городом. (Слайд 9) Большую роль в развитии города сыграл царь Иван Грозный. Он решил превратить Вологду в сильную крепость. Постройка каменной крепости была начата в 1565 году. Крепостные стены должны были оградить кремль (новый городской центр) от нашествия врагов. Одновременно со строительством крепостных стен по царскому указу в 1568-1571 годах был возведён величавый собор Успенья, позднее получивший название Софийского. (Слайд 10)
В 1571 году крымский хан напал на Москву, обеспокоенный этими событиями Иван Грозный отбыл в столицу. Собор был почти готов, но в нём не было никакой отделки, никакого убранства и 17 лет он простоял пустым, заброшенным.
В наши дни Вологда – это административный и культурный центр Северного края.
- Чем же прославился город Вологда?
- Какие народы населяют территорию Севера Европейской России?
V. Закрепление пройденного материала.
- Представьте себе, что вы юные историки и присутствуете на заседании учёного совета. Вам предстоит ответить на несколько вопросов, которые предлагает ваш руководитель.
- Кто это сможет сделать правильно и быстро?
Учащимся предлагается тест (работа над ним идёт в группах). (Приложение 2)
VI. Физкультурная пауза.
Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!
- Я прочитала вам закличку.
- Что такое закличка?
- Кого “закликают”, зовут в ней?
- Зачем?
VII. Дополнительный материал к уроку.
- А теперь, внимание, рубрика “Это интересно!”
Каждый из народов Севера Европейской России имел свою историю, обычаи, традиции и, конечно, свои праздники.
Наступал июнь, день становился всё длиннее, у людей прибавлялось работы, но и праздники выпадали часто. На сороковой день после Пасхи отмечали праздник Вознесения Христова. В Семик, первый день после Вознесения, “завивали берёзки”. Девушки бережно переплетали ветви деревьев или связывали их травой, качались на качелях, водили хороводы и, конечно же, пели.
- Давайте, ребята, вспомним русскую песню о берёзке.
Учащиеся поют песню о берёзке.
Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!
Мы к тебе идём, мы веночки несём.
По пшеничку, да по драчонничку,
Кувшин молока, да на закуску пирога.
Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!
В воскресенье наступал день Святой Троицы, которая завершала пасхальные праздники. В праздники все люди, особенно молодые девушки, любили красиво одеваться. До 18 века главной в одежде была русская рубаха. Наши далёкие предки считали, что одежда – это “оберег”, который укрывал человека от воздействия злых сил. Поэтому самые уязвимые места человеческого тела должны были укрываться: древние рубахи имели закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена. Позже, в зависимости от места проживания человека, одежда стала меняться. Так одевались девушки Архангельской и Вологодской губернии. Как видите, костюмы имеют существенные различия. Девичий костюм архангельской губернии состоит из сарафана, расшитого оранжевыми кружочками на тонких серебряных веточках, рубахи и головного убора-венца. (Слайд 11) В костюме девушки из вологодской губернии мы можем заметить сочетание двух цветов: белого и красного. Так, платок, заправленный за лямки сарафана, - белый с алой сборчатой полоской по краю. Такая же алая полоса украшает передник и юбку девушки. На голове у красавицы повязка с колпачком. В колпачок убирали косу. (Слайд 12)
VIII. Домашнее задание.
Страница 190-194, вопросы для повторения.
IX. Итог урока.
- По каким городам Русского Севера нам удалось совершить путешествие?
- На каком острове вы побывали?
- Захотелось ли вам поехать туда?
- Что вы мечтаете там увидеть?
- Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свою Родину и уважительно относиться к людям других национальностей)