Разработка урока с использованием социальной среды WikiWiki по теме "Устройство компьютера"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающая:

  • обобщение, систематизация и расширение знаний учащихся об устройстве компьютера;
  • формирование навыков работы с компьютером и поиска информации в Интернете по ключевым словам.

Развивающая:

  • развитие логического мышления и аналитических способностей учащихся: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме;
  • развитие творческого потенциала учащихся.

Воспитывающая:

  • воспитание информационной культуры учащихся через работу с социальными сервисами;
  • воспитание чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе;
  • воспитание навыков работы в парах, в группе, терпимости к мнению одноклассников.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • интерактивная доска,
  • мультимедиапроектор,
  • модели устройств компьютера,
  • раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный этап. (2 минуты)

На экране открыта страница сайта, который дети сами создавали в социальной среде WikiWiki на сайте ХабаВики (http://resource.ippk.ru/mediawiki/) на предыдущих уроках (http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Устройство_компьютера).

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.

Тема сегодняшнего урока “Устройство компьютера”.

Скажите, пожалуйста, какова же цель сегодняшнего урока?

(обобщить знания об устройстве ПК)

Скажите, пожалуйста, что мы сегодня на уроке должны повторить?

Верно, сегодня на уроке, мы вспомним классификацию основных устройств компьютера и составим опорную таблицу, которую вы сможете в дальнейшем использовать.

2. Актуализация знаний и умений учащихся (5 минут)

Подскажите, пожалуйста, что мы изучали на предыдущих уроках информатики?

(устройство ПК)

А зачем мы их изучали?

(чтобы знать назначение каждого устройства, куда оно подсоединяется)

3. Тест с самопроверкой (5 минут)

Перед уроком всем учащимся на парты раскладывается “Рабочий лист” (см. Приложение 1).

Ребята, запишите, пожалуйста, на рабочих листах сегодняшнее число, свою фамилию, имя, класс.

В это время учитель открывает вопрос предстоящего теста для учащихся.

Вопросы теста:

1. Можно ли все устройства компьютера разделить на группы?

(да, устройства ввода, устройства вывода, устройства хранения, устройства обработки)

Один учащийся выходит к доске и выполняет задание с использованием интерактивной доски. Заранее подготовлен файл с картинками различных устройств. Экран разделен на две части: 1 часть – рабочее поле ученика, куда он будет перемещать необходимые устройства по смыслу; 2 часть – поле с верным ответом закрытое “шторкой” (одна из возможностей интерактивной доски).

Во время проверки задания “шторка” открывается и сравнивается, ответ ученика с правильным ответом.

2. Какие устройства составляют стандартную конфигурацию компьютера?

(монитор, системный блок, мышь, клавиатура)

Один ученик подходит к столу учителя, на котором лежат различные модели устройств компьютера (можно выставить оригинальные устройства): монитор, системный блок, принтер, сканер, дискеты, флешки, диски, видеокарта, колонки, клавиатура, мышка и т.д. необходимо оставить на столе только те устройства, которые составляют стандартную конфигурацию ПК.

Когда все учащиеся за партами заканчивают тест, происходит проверка теста.

За верный ответ вы ставите “+”, неверный “–”. Поднимите руки, у кого получилось ответить на все вопросы правильно?

4. Представление дополнительного материала учащегося (5 минут)

Одному из учащихся на предыдущем уроке к итоговому уроку по теме “Устройство компьютера” задается домашнее задание по теме “Типы ПК”. Задание готовится как дополнительный материал и выкладывается на ХабаВики на странице “Типы персональных компьютеров” (http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Типы_персональных_компьютеров).

А сейчас мы выслушаем домашнее задание, которое было подготовлено <Имя ученика>. Будьте готовы задавать вопросы.

Ученик выступает по теме “Типы ПК”.

(выходит к доске и включает свою страницу – работает с интерактивной доской).

Ребята внимательно слушают и задают вопросы по окончании выступления.

5. Домашнее задание. (1 минута)

На прошлом уроке каждый из вас создавал статью о конкретном устройстве ПК. Я все эти статьи просмотрела, исправила все ошибки.

(Адрес статей http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Устройство_компьютера).

Ребята, обратите внимание, что некоторые статьи на сайте до сих пор остались не заполнены.

Как я это определила? (они выделены красным цветом).

В течение недели до следующего урока вам предстоит заполнить эти статьи.

2 варианта:

CD-ROM,

Магистраль.

6. Практическая работа. (15 минут)

До урока снизу стула (стола) необходимо приклеить карточки - компоненты ПК (см. Приложение 2).

Сейчас Вам предстоит выполнить практическую работу. У каждого из вас будет индивидуальное задание. Давайте посмотрим, что предстоит сделать. На листах с практическими заданиями вы видите ход выполнения всей работы: (проговариваются задания – читает ученик вслух). А теперь мы узнаем, на какой странице каждому из вас предстоит работать?

– найдите под стулом (столом) свое задание.

Каждый получает карточку с заданием и написанным названием страницы на сайте ХабаВики. Количество карточек (статей) соответствует количеству компьютеров в классе (10 компьютеров). Это следующие статьи:

1. Типы персональных компьютеров

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Типы_персональных_компьютеров),

2. Системный блок

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Системный_блок),

3. Микропроцессор

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Микропроцессор),

4. Оперативная память (ОЗУ)

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Оперативная_память_(ОЗУ)),

5. Долговременная память

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Долговременная_память),

6. Манипулятор мышь

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Манипулятор_мышь),

7. Сенсорная панель

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Сенсорная_панель),

8. Монитор

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Монитор),

9. Жесткий диск

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Жесткий_диск),

10. Клавиатура (дополнительный вопрос для тех, кто справился быстро с заданием)

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Клавиатура),

11. Устройство компьютера (дополнительный вопрос для тех, кто справился быстро с заданием) (http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Устройство_компьютера).

Если кому-либо из учащихся досталась карточка со статьей, которую он создавал, необходимо поменять карточку (возможно, поменяться с соседом за партой).

Одному ученику достается индивидуальное задание – создать таблицу “Классификация устройств компьютера” (устройства ввода, устройства вывода, устройства хранения, устройства обработки) – учителем заранее заготавливается для этого ученика на ХабаВики страница с аналогичным названием

(http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Классификация_устройств_компьютера).

Ученик, получивший это задание должен найти данную страницу и распределить все известные ему устройства. По возможности, если остается время, необходимо на каждую статью сделать гиперссылки.

Возле каждого компьютера лежит памятка “Вход и регистрация на ХабаВики” (см. Приложение 3) на случай, если учащиеся забудут отдельные моменты работы в социальной среде WikiWiki.

Практическая работа №1 (см. Приложение 4).

На каждой странице, с которыми вы будете работать на вкладке “Обсуждение” по теме данной страницы приготовлены вопросы.

Ваша задача сейчас найти статью о том, какая картинка вам досталась, и ответить на мои вопросы. Правильность написания статьи смотрите на своей карточке.

(Дети садятся за ПК в строке поиск набирают заданную им тему, изучают и отвечают)

Вопросы к практической работе №1 (жирным курсивом выделены правильные ответы):

1. Обсуждение: Системный блок:

Какие устройства входят в состав системного блока:

  • клавиатура, мышь, монитор;
  • микропроцессор, внутренняя память, блок питания;
  • микропроцессор, блок питания, колонки.

2. Обсуждение: Микропроцессор:

Процессор обрабатывает информацию, представленную:

  • в десятичной системе счисления;
  • на английском языке;
  • на машинном языке (в двоичном коде).

3. Обсуждение: Оперативная память (ОЗУ):

При выключении компьютера вся информация в оперативной памяти:

  • стирается;
  • сохраняется;
  • сохраняется частично.

4. Обсуждение: Долговременная память:

При выключении компьютера вся информация в долговременной памяти:

  • стирается;
  • сохраняется;
  • сохраняется частично.

5. Обсуждение: Манипулятор мышь:

При нажатии на правую кнопку мыши появится:

  • меню пуск;
  • системное меню;
  • выпадающий список.

6. Обсуждение: Монитор:

Какие бывают виды мониторов по внутреннему устройству:

  • электронно-лучевые, жидко-кристаллические;
  • цветные и черно-белые;
  • жидко-кристаллические, цветные.

7. Обсуждение: Типы персональных компьютеров:

Портативный компьютер отличается от настольного:

  • внешней конфигурацией и размером;
  • скоростью записи дисков и размером;
  • объемом памяти и скоростью записи.

8. Обсуждение: Сенсорная панель:

Какое устройство компьютера заменяет сенсорная панель:

  • клавиатуру;
  • коврик;
  • мышку.

9. Обсуждение: Жесткий диск:

В целях сохранения информации жесткие диски необходимо оберегать от:

  • пониженной температуры;
  • перепадов атмосферного давления;
  • ударов при установке.

10. Обсуждение: Клавиатура:

Исправить ошибку в тексте можно, нажав на клавиатуре клавиши:

  • Delete или Backspace;
  • Enter;
  • только клавиша Delete.

11. Обсуждение: Устройство компьютера:

Какие устройства составляют стандартную конфигурацию компьютера:

  • монитор, системный блок, мышь, клавиатура;
  • монитор, системный блок, модем;
  • системный блок, микропроцессор, жесткий диск.

Практическая работа №2 (см. Приложение 4).

Зайдите на вкладку “История”, определите, кто создавал данную статью, перейдите на его личную страницу и задайте на вкладке “Обсуждение участника” один вопрос по теме статьи. Не забываем оставлять подписи на странице обсуждения.

Необходимо прочитать полученное сообщение и ответить на него на вкладке обсуждение того участника, который вам задал вопрос.

Таким образом, каждый участник получит по 2 сообщения: 1 сообщение – вопрос, 2 сообщение – ответ на собственный вопрос.

Сделать выводы по практической работе (спросить каждого по очереди, о том чему научился)

7. Итоги урока. (3-5 минут)

Скажите, то, что мы сегодня делали?

Могут ли, полученные знания по теме пригодится в жизни?

Где конкретно?

Проводится рефлексия. Учащиеся дополняют мои предложения:

Понравился ли урок?

С какими чувствами вы сегодня уходите?

Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

Для меня было трудным…

Я уверен(а), что правильно дал(а) ответы на ….вопросов.