Конференция родителей: "Профессиональное самоопределение – зачем?"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Работа с родителями, Социальная педагогика


Ученые социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, интересам, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, и даже психические расстройства. Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо ориентироваться в мире профессий и как можно больше знать себя. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:

  • самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
  • сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
  • выбор профессии и образа жизни.

В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии. Профессия и карьера - между ними существует тесная взаимосвязь. Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера, в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижения профессионального мастерства, признанного общественным мнением, удачна.

Где и как собирать информацию об интересующей вас профессии? Об этом вам рассказывали на проф.часах - психолог школы, классных часах –классный руководитель, профконсультант – на консультациях, и т.д. И мне бы хотелось, чтобы каждый из вас еще раз сегодня об этом серьезно задумался. И помочь в этом я пригласила сегодня к нам в гости представителей вузов и сузов. По результатам анкетирования (на экране) наибольший интерес вызвали следующие профессии…

Задачи:

  • Познакомить родителей с приоритетами интересов выпускников в получении профессии.
  • Формировать у родителей культуру понимания выбора профессии, сделанного старшеклассниками.
  • Выбор направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.

Оформление.

  1. В зале расставить столы для работы в группах (2-4).
  2. На входе в зал родителям предлагаются фигурки (разные по форме или цвету) для распределения по разным группам, на каждый стол соответственно ставятся эти же фигурки и вопросы для обсуждения.
  3. Мультимедийный показ результатов анкетирования родителей и детей.
  4. Плакаты и лозунги:
  • "Работа - поиск смысла жизни и хлеба насущного, признания, денег и интереса".
  • "Каждому родившемуся найдется на Земле работа и инструменты для тех, кто захочет ею заниматься".
  • "Сокровище скрыто внутри Вас. Внутри Вас есть всё, что Вам нужно...". (Древнекитайская мудрость)
  • "Выбор профессии - это выбор жизненного пути!"
  • "Найти любимую работу -значит, найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими мечтами, навыками и личными качествами"

План:

  1. Изучение профессиональных интересов учащихся (психолог школы).
  2. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе (профконсультант ГЦЗН).
  3. Приглашение представителей вузов и сузов, ЦЗН на встречу с родителями и их родителями (социальный педагог).
  4. Анкетирование родителей и старшеклассников (классные руководители).
  5. Советы и рекомендации психолога "Как выбрать профессию?".
  6. Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии.
  7. Заключительное слово ведущего.
  8. «Интересы и склонности в профессиональном выборе («Я - хочу»)».
  9. Предварительное занятие психолога с подростками.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1. Упражнение: «Знакомство с профессиями».

а) Назовите (запишите), как можно больше профессий начинающихся с данной буквы.

б) Называется какая- либо профессия, далее каждый следующий называет профессию в чем- либо близкую (токарь- слесарь- монтажник -…), объясняя их сходство.

Итак, мир профессий - перед вами. Надо определиться с выбором. Вопрос «кем быть?» должен быть решен уже сейчас. Мотивационной базой выбора профессии являются потребности, проявляющиеся в желаниях, интересах, склонностей человека.

В обыденной жизни интересы и склонности выражаются глаголом «я хочу». Характер этого хотения может быть пустым или сопровождаться действиями- стремлением, усилиями, настойчивостью.

Содержание интересов и склонностей - самое разнообразное; в области труда они могут быть направлены в любую профессиональную сферу. Однако удовлетворить потребности и интересы «Я хочу…» в жизни далеко не всегда просто. Так что же такое «интерес»?

На доске мелом ведущий записывает слово интерес, а учащиеся называют ассоциации. Они тоже записываются ведущим.

Интерес – побуждения – способности – выбор – желания – ум – хобби.

2. Диагностика интересов и склонностей.

Вступительная беседа.

Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), различают интересы по глубине, по длительности. Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей (пример)

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развивались в склонности. Чтобы узнать, на какие свои интересы и склонности вы можете ориентироваться при выборе будущей профессии, а так - же какая сфера профессиональной деятельности вам подойдет больше всего, предлагаю вам заполнить анкеты и узнать результаты. Детям предлагается заполнить методику «Профиль».

Завершающая беседа.

Вы ознакомились с разными видами профессиональной деятельности и сферами применения своих знаний и умений, которыми вы уже владеете и которым еще научитесь.

Интересно, что еще в 18 веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (с\х, физика, биология, математика), щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство)

Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонности». Между интересами и склонностями много общего, но и есть различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности- формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

3. Заполнение «Индивидуальной профориентационной карты».

3. Заключительная часть.

Приглашение.

По результатам предварительных бесед с детьми в классе, анкетирования родителей и старшеклассников по выбранным для себя профессий социальный педагог (профконсультант) приглашает нужных представителей учебных заведений города, профконсультанта ГЦЗН.

Представители вузов и сузов дают информацию о своих учебных учреждениях - коротко о самом заведении, условиях приема, о льготном поступлении, об оплате за обучение, где и чем занимаются люди этих профессий.

Профконсультант ГЦЗН знакомит присутствующих с требованиями рынка труда нашего города, с перспективными отраслями народного хозяйства, с курсами на базе учебного центра при ГЦЗН.

Классные руководители приглашают выпускников 9х, 10х классов и их родителей.

Профконсультант школы приглашает бывших выпускников школы, ставших студентами 4-5 курсов с высказыванием о совпадении или не очень с тем чего хотелось при поступлении в данное учебное заведение.

Можно пригласить успешных людей в карьере, семье, роде деятельности, признанных обществом деятелей.

АНКЕТА для учащихся

Вашему вниманию предлагается анкета, которая содержит вопросы, связанные с выбором профессии и дальнейшего жизненного пути.

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Год рождения____________ школа__________ класс_______________________________

  1. Можно ли сказать, что Вы уже выбрали себе профессию (отметьте букву того ответа, который соответствует Вашему мнению)? а). Да, выбрал. Какую – (напишите)___________________________; б) не выбрал; в) затрудняюсь ответить.
  2. Как Вы объясняете свой выбор или его отсутствие (ответ напишите)?
  3. Где бы ВЫ хотели продолжить учебу после окончания 9-го класса? а) в ПУ; б) в колледже, лицее; в) в школе; г) еще не решил.
  4. Как Вы учитесь в школе? а) «отлично»; б) хорошо, без троек; в) хорошо, бывают и тройки; г) в основном на тройки; д) плохо, не редко получаю двойки.
  5. Где советуют учиться родители?______________________________________
  6. Учеба в школе Вам: а) нравиться; б) не нравиться; в) заставляют.
  7. В Вашей семье доход на одного человека в месяц превышает: а)750р.; б)1000р.; в)1500р.; г) 2500р.; д) 3500р. и выше.
  8. Как Вы оцениваете свои способности к овладению намеченной профессии? а) могу; б) затрудняюсь ответить.
  9. Есть ли у Вас какие-либо ограничения медицинского характера? а) да, есть; б) нет, полностью здоров; в) затрудняюсь ответить.
  10. Как Вы думаете, зачем люди трудятся (ответ напишите)?____________________
  11. Есть ли у Вас какая-либо жизненная цель и план достижения этой цели? а) есть цель и план; б) есть цель, но нет плана; в) пока нет ни цели, ни плана; г) затрудняюсь ответить.
  12. В чём, по Вашему мнению, смысл жизни (напишите)?______________

Личный план жизненного и профессионального самоопределения отражает ответы на следующие вопросы:

  1. Где планируешь учиться, по какой специальности?
  2. По какой профессии в будущем хотел бы работать?
  3. На каком предприятии города планируете работать?
  4. Предполагаемый тобой размер заработной платы?
  5. Хотел бы совмещать работу с учебой, овладевать смежными профессиями?
  6. Каковы запасные варианты в случае неосуществления основного плана?

Анкета для родителей на предмет выбора профессии их ребенком:

  1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?
  2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
  3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
  4. Кем вы его видите в будущем?
  5. Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии?
  6. О профессиях в какой сферах деятельности для вашего ребенка не может быть и речи.
  7. Что, по Вашему мнению, является признаком желаемой профессии?
  8. Какие профессии на Ваш взгляд являются наиболее престижными в современном мире?
  9. Какие учебные заведения города Вы знаете? По каким профессиям в них готовят выпускников?

Советы родителям

Подготовка участия родителей в обмене мнением по следующим вопросам:

Есть два способа выбрать профессии. Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.

Другой путь - изучив себя можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выборе профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно храниться и передается из поколения в поколение. И главное - отношение взрослых к своей профессии, влюблённость в своё дело.

Обсудите и вынесите мнение группы по следующим пунктам:

Профессии нашей семьи.

  • Профессиональные династии - "за" и "против".
  • Роль школы в выборе профессии старшеклассников.
  • Модные профессии и не очень.
  • Другие.

Советы при проектировании профессионального пути

  1. Составьте общую, обзорную ориентировку в мире профессий, включая сведения об основных требованиях профессии к личности.
  2. Выделите возможности и ограничения.
  3. Выбирая профессию, ответьте на три главных вопроса: что ты хочешь, что ты можешь, что надо на рынке труда сейчас и в будущем.
  4. Познакомься с представителями выбранной профессии и уточни все возникшие вопросы.
  5. Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии.

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы, возможности.

  • Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
  • Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  • Рассматривайте выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  • Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной специальности.
  • Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами.
  • Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  • Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  • Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
  • Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
  • Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.