Цели и задачи:
- Развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие логического мышления учащихся.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие навыков постановки эксперимента.
- Развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора.
- Повторение пройденного материала.
Участники игры.
В игре принимают участие две команды. Число членов команд – произвольное. Участвуют также главный судья соревнований (он же может выступать в роли ведущего), два его помощника, счетчики игры и болельщики. Болельщики помогают своей команде, принимая участие в конкурсах.
Ход игры:
- Вступительное слово ведущего.
- Представление команд.
- В гостях у почемучек.
- Случайное счастье.
- Ты мне, я тебе.
- Таинственные гости.
- Конкурс капитанов.
- Гонка за лидером.
- Математики, физики и лирики.
- Подведение итогов.
Оборудование:
- 2 набора цифр для судей.
- Слова “Счастливый случай”.
- Магнитофон с фонограммами.
- Набор физических приборов для проведения экспериментов.
- Физические газеты, выпущенные учащимися.
- Слова «Термометр», «Транспортир».
- Микрофоны.
(На сцене название игры “Счастливый случай”. Два игровых места для команд 10-х и 11-х классов).
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей игре “Счастливый случай”. Большую часть своего времени вы проводите в кругу школьных друзей. Вы делите с ними свои успехи и неудачи, свои радости и огорчения. И сегодня на нашей игре давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.
Ведущий: На нашей игре присутствует жюри, которое поможет нам решить спорные вопросы, возникающие в ходе игры, и будет следить за проведением игры. (представляет членов жюри). Счетная комиссия будет следить за набором командами очков и объявлять счет игры.
И, наконец, я представляю вам участников нашей сегодняшней игры. Это команды 9-х, 10-х и 11- х классов. Встречайте их.
(Команды под музыку выходят на сцену).
Представление команд.
Ведущий:
Если ты в жизни, хотя на мгновенье,
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы в решенье своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Итак, мы начинаем. Команды прошу приготовиться. Первый конкурс мы назвали: “В гостях у почемучек”. Каждой команде за 1 минуту необходимо ответить на максимальное количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то вам следует его пропустить. Ваша задача постараться набрать как можно больше баллов.
1-я команда:
- Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
- Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика)
- Прибор для измерения массы. (Весы)
- Место, занимаемое цифрой в записи числа. (разряд)
- Ученый, в честь которого названа единица энергии. (Джоуль)
- Сколько корней у квадратного уравнения, если дискриминант больше нуля? (два)
- Мельчайшая частица вещества. (Молекула)
- Третий месяц каникул. (август)
- Численное значение нормального атмосферного давления. (760 мм. рт. ст.)
- Уравнение вида ах =b. (линейное)
- Состояние, при котором вес тела возрастает. (перегрузка)
- Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (ноль)
- Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли)
- Кто ввёл прямоугольную систему координат? (Декарт)
- Прибор для измерения скорости. (спидометр)
- Сколько дней в летних каникулах? (92)
- Крупнейший изобретатель, основоположник отечественной космонавтики. (Циолковский)
- Треугольник со сторонами 3,4,5. (египетский)
- Устройство, с помощью которого рыбы регулируют значение действующей на них архимедовой силы и глубину погружения в водную среду. (воздушный пузырь)
- Является ли 8 точным квадратом? (нет)
- Скорость тела в данный момент времени. (мгновенная скорость)
- Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от составных. (решето)
- Изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел. (механическое движение)
- На какое наименьшее число делится без остатка любое целое число? (ноль)
2-я команда:
- Аппарат для исследования морских глубин, опускаемый в воду на тросе с судна. (Батисфера)
- Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики - … (Арифметика)
- Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли. (Искусственный спутник Земли)
- Специальный символ для обозначения математических операций и понятий. (Знак)
- Технические устройства для уменьшения трения. (Подшипники)
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше нуля? (Нисколько)
- Какой потребуется прибор, чтобы измерить температуру тела? (Термометр)
- Первый месяц зимы. (Декабрь)
- Природа силы трения. (Электромагнитная)
- Уравнение второй степени. (Квадратное)
- Величина, характеризующая инертность тела. (Масса)
- Утверждения, которые не доказываются. (Аксиома)
- Явление отсутствия веса у тела. (Невесомость)
- Сколько раз в году встает солнце? (365 раз)
- Численное значение первой космической скорости для Земли. (7,9 км/с)
- Будут ли числа 1,2,8 арифметической прогрессией? (Нет)
- Направление скорости тела в любой точке криволинейной траектории. (По касательной)
- Сколько граней у неочищенного граненого карандаша? (8 граней)
- Движение, при котором все точки тела движутся одинаково. (Поступательное)
- На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя)
- Итальянский ученый, изучивший свободное падение. (Г. Галилей)
- Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов? (10 рублей)
- Значение работы, совершенной в единицу времени. (Мощность)
- На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (На ½ )
Ведущий: Первые успехи, первые неудачи. Но не стоит огорчаться. Это только начало, а впереди у нас еще много интересных конкурсов. А сейчас немного отдохнем под музыку.
(Музыкальный номер) Приложение № 1.
Ведущий: Команды немного отдохнули и готовы к следующему конкурсу “Случайное счастье”. Каждой команде будет предложен выбор бочонка. За 1 минуту вам предстоит ответить на выбранный вопрос, номер которого указан на бочонке. Отвечает только команда, выбравшая бочонок, в случае если у команды не будет ответа на вопрос, мы спросим у болельщиков. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Начинает команда, набравшая меньшее число баллов.
(Члены команд поочередно вынимают бочонки с номерами вопросов. Команды отвечают поочередно на 3 вопроса. Счетная комиссия учитывает счет игры).
1. Может ли сильный холод помешать скольжению? Зачем лыжи смазывают? (Если температура снега много ниже точки его таяния, то водяная пленка не образуется, и тогда для уменьшения трения лыжи необходимо смазать лыжной мазью).
2.
Десятки превратил он в сотни,
А может в миллионы превратить,
Он среди чисел равноправен,
Но на него нельзя делить.(Ноль)
3. По какому льду легче идти – по гладкому или по шероховатому? (По шероховатому)
4.
Я цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь
Рядом встать! Я – все!
Отец, и ты, и дедушка, и мать.(Семья)
5. Что будет если бутылку с молоком выставить на мороз? (Бутылка лопнет, так как молоко – это эмульсия жира в воде, а вода, замерзая, расширяется).
6. Когда лопается батарея отопления – при замерзании в ней воды или при размораживании паяльной лампой? (Вода сильнее расширяется при замерзании, чем при нагревании, даже до 100°С. Поэтому аварийные трещины появляются при замерзании).
Ведущий: Вам наверное не терпится самим проверить знания ваших соперников. Следующий конкурс нашей встречи “Ты -мне, я- тебе”. Каждая команда приготовила команде соперников вопросы, на которые им и предстоит найти ответ. На обсуждение отводится по 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получит 4 балла. В заключение конкурса жюри необходимо отметить лучший вопрос, за что команда получит дополнительные очки. (Вопросы и опыты должны охватывать курс физики или математики 7-10 классов. Каждая команда, задающая вопрос, должна сама хорошо подготовить ответ и знать объяснение опыта.)
Ведущий: Вы хорошо поработали и вполне заслужили небольшой отдых. Для вас звучит песня.
(Музыкальный номер) Приложение № 2.
Звучит тихая таинственная музыка.
Ведущий: Таинственная музыка. Таинственные гости. Сейчас я предлагаю командам по некоторым фактам биографии отгадать, кто незримо сегодня присутствует на нашей встрече. Команда, первая поднявшая руку и правильно ответившая на вопрос, зарабатывает очко.
Немецкий ученый, в 1826 г. установил закон электрического тока, названный его именем. Труды по акустике, кристаллооптике, электричеству. (Ом Георг Симон)
Английский физик, математик и астроном. Главный труд по физике – «Оптика». Построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, предложил теорию движения небесных тел. (Исаак Ньютон)
Ведущий: А теперь приглашаем капитанов команд, вам предлагается из букв составить слово и охарактеризовать полученный термин.
(Термометр, Транспортир)
Ведущий: Нас впереди ждет последний конкурс нашей игры, я предлагаю командам продемонстрировать нам свои литературные таланты. Ребята заранее получили слова, используя которые, им предлагается пофантазировать на тему “Математики, физики и лирики”. Совет старейшин оценивает литературное творчество учащихся максимум 5 баллов.
(Опорные слова: физика(математика), любовь, лицей, масса, энергия, сила, экзамены, весна, задача, учебник, опыт, ускорение, перемена, столовая, урок, шпаргалка).
Ведущий: Команды уже готовы. Самое время проверить правильность выполненного задания, которое оценивается в 2 балла.
Ведущий: Перед последним конкурсом лидирует команда (называет лидирующую команду).
А сейчас “Гонка за лидером”: вам необходимо за 2 минуты ответить на максимальное количество вопросов и постараться обогнать команду соперников. Отвечая на вопросы, попрошу вас быть максимально внимательными и не тратить время на вопросы, ответы на которые вы затрудняетесь дать. Начинаем с проигрывающей пока команды.
(Ведущий задает поочередно каждой команде вопросы в течение 2 минут. Счетчики выводят счет на табло. Выигравшей считается команда при разнице в счете в 1 очко).
Команда 1:
- Единица измерения давления. (Паскаль)
- Высший бал в школах России. (Пять)
- Линия, вдоль которой движется тело. (Траектория)
- Направленный отрезок. (Вектор)
- Основные механические единицы в СИ. (Метр, килограмм, секунда)
- Город, состоящий из 101 имени. (Севастополь)
- Величайший физик и математик древности, родившийся в Сиракузах. (Архимед)
- Геометрия, в которой изучаются фигуры на плоскости. (Планиметрия)
- Название силы, «движущей мирами». (Сила всемирного тяготения)
- Сумма одночленов. (Многочлен)
- Вид теплового двигателя, в котором струя пара вращает вал, воздействуя на закрепленные на нем лопасти. (Турбина)
- Сколько лет просидел Илья Муромец? (33 года)
- Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняет ее функции. (Хрусталик)
- Наименьшее четное число. (Два)
- Универсальная физическая величина, характеризующая способность тела совершать работу. (Энергия)
- Сума углов любого треугольника. (180°)
- Можно ли в невесомости измерить вес тела пружинными весами? (Нельзя, потому что у тела нет веса, пружина не деформируется)
- Геометрическая фигура в любовных делах. (Треугольник)
- Переносит ли волна вещество?. (Нет)
- Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб)
- Вес одного литра воды. (10 Н)
- Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
- Дефект зрения, который исправляют очками с рассеивающей линзой. (Близорукость)
- Что является графиком функции у=k/x? (Гипербола)
- Изменение направления пучка света при переходе из одной среды в другую. (Преломление)
- Треугольник, у которого ест прямой угол. (Прямоугольник)
- Какой вид теплопередачи возможен в вакууме? (Излучение)
- Отношение противоположного катета к гипотенузе. (Синус)
- Основоположник классической механики. (И. Ньютон)
- Масса кубического дециметра воды. (Килограмм)
Команда 2:
- Сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого. (Сила трения)
- Очень плохая оценка знаний. (Единица)
- Прибор для плавного регулирования силы тока в цепи. (Реостат)
- Простейшая линия в геометрии. (Прямая)
- Длина траектории тела. (Путь)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь)
- Машина, служащая для сдавливания тел или веществ с большой силой. (Пресс)
- Равенство с переменной. (Уравнение)
- Вещества, проводящие электрический ток, только при определенных условиях. (Полупроводники)
- Сколько музыкантов в квартете? (Четыре)
- Периодическое изменение величины по закону синуса или косинуса называется… (Гармоническим колебанием)
- Наименьшее натуральное число. (Один)
- Если направление распространения волны перпендикулярно направлению распространения колебаний среды, то волна называется… (Поперечной)
- Сотая часть числа. (Процент)
- Закон, устанавливающий прямую зависимость силы упругости от значения деформации. (Закон Гука)
- Треугольный платок. (Косынка)
- Немецкий астроном, установивший законы движения планет. (И. Кеплер)
- Параллелограмм, у которого все углы прямые. (Прямоугольник)
- Каков вес каждого килограмма тела при перегрузке в 10g? (100 Н)
- Сколько пьес во «временах года» П.И. Чайковского? (Двенадцать)
- Чему равно давление ящика с гвоздями массой 10 кг, стоящего в комнате на полу вблизи стены на эту стену? (0)
- Наука о свойствах геометрических фигур. (Геометрия)
- Раздел физики, устанавливающий причину появления у тела ускорения. (Динамика)
- Что является графиком функции y=kx+b? (Прямая)
- Газ, в котором молекулы не взаимодействуют друг с другом. (Идеальный газ)
- Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)
- При каком угле падения луча на зеркало падающий и отраженный луч совпадают? (0°)
- Отношение противолежащего катета к прилежащему. (Тангенс)
- Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
- Сумма всех сторон треугольника. (Периметр)
(Музыкальный номер) Приложение № 3.
Ведущий:
А сейчас слово предоставляется совету старейшин. (Подводятся итоги игры, участники получают призы).