Цель урока: Сформировать представление о горных породах, минералах, полезных ископаемых Красноярского края.
Задачи:
- Углубить знания о горных породах, минералах, их свойствах.
- Развивать умение работы с учебником, картой, проводить исследования.
- Воспитывать культуру работы в группе, любовь к родному краю.
- Развивать речь, мышление, умение сравнивать, делать выводы.
Ведущая дидактическая цель: Изучение нового материала, отработка навыков работы с учебником, картой.
Форма урока: комбинированный.
План:
- Основные понятия темы.
- Элемент деловой игры («добыча» полезных ископаемых).
- Свойства горных пород (практическая работа).
- Деление горных пород на группы по способу происхождения (работа со схемой и учебником).
- Закрепление материала (работа по группам).
- Месторождения Красноярского края (путешествие по карте).
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята!
II. Изучение нового материала.
Мы продолжаем знакомство с нашим Красноярским краем, с нашей Родиной.
Послушайте, какие прекрасные стихи написал поэт Анатолий Третьяков:
…Родимый край! Саянские отроги,
И степь, и тундра…И во всей красе
Тайга на скалах, где кипят пороги,
Весь в облаках, как в льдинах, Енисей.
Какая мощь в тебе, мой край таежный!
И нет тебя прекрасней и родней.
Как хорошо, что здесь порою можно
С природою побыть наедине.
Много стихотворений, рассказов написано про наш край, про красоту окружающей природы. Но красота нашей земли не только в том, что нас окружает. У нас есть еще подземные богатства. Это горные породы и минералы.
Тема нашего урока: ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, МИНЕРАЛЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Красноярского края (открыли тетради, записали тему урока).
Издавна интересовались русские люди красотой, силой камня, подземными богатствами. Сегодня в роли исследователей будем и мы с вами. Наша задача рассмотреть свойства различных горных пород, узнать при каких условиях они образуются и где располагаются.
Вначале вспомним понятия: ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, МИНЕРАЛЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (карточки с понятиями прикреплены на классной доске).
Вопрос: Какие вы знаете горные породы?
Любой мастер камня должен знать и его свойства. Вот сейчас и мы поработаем над этим. Но вначале нужно добыть полезные ископаемые.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа будет добывать (искать) свои полезные ископаемые. УСЛОВНО:
- УГОЛЬ – (горох). I-ряд капитан --
- ЖЕЛЕЗНЫЕ РУДЫ – (гречневая крупа). II-ряд капитан--
- ЗОЛОТО - (фасоль). III-ряд капитан--
Разбрасываются «полезные ископаемые» СКОЛЬКО ИХ МЫ НЕ ЗНАЕМ. По моей команде каждая группа собирает свои полезные ископаемые.
Время ограничено (15 сек.) Не забываем быть взаимовежливыми.
Начали! По команде собрали свои полезные ископаемые, положили на стол, капитан подсчитал свои собранные полезные ископаемые. Запись на доске.
Дается еще 15 сек. для сбора. Собрали, подсчитали. Сделали выводы.
Второй раз собрали меньше. Почему?
Полезные ископаемые могут закончиться - их нужно использовать экономно, бережно
Полезные ископаемые мы собрали, а теперь познакомимся с их свойствами.
На каждой парте находятся образцы горных пород и минералов. Ваша задача определить их свойства (цвет, блеск, прозрачность и т.д.). Для этого вы должны заполнить таблицу (Приложение 1). Вначале подпишите фамилию в верхнем правом углу, затем работаем в таблице: записываем название вашего образца, описываем свойства. Кому понадобится моя помощь, поверните сигнал светофора красной стороной ко мне, кто закончит работу – зеленой стороной.
Чем отличаются горные породы и минералы друг от друга? (ответы уч-ся). Свойствами.
Как вы думаете, почему они все разные? (ответы уч-ся). Потому что они по-разному образовались.
Давайте обратимся к схеме, записанной на доске. Выделяют 3 вида горных пород (осадочные, магматические, метаморфические) (Записали). Найдите в учебнике стр. 42-43 как образовались эти группы? (Записали)
Внимательно посмотрите на свои образцы и записи. Перечислите названия осадочных горных пород, магматических, метаморфических. (Записали)
Какие горные породы вы встречали в нашей местности?
Запишите схему в тетрадь.
У вас на столе имеются флажки. Каждый флажок обозначает какой либо вид полезного ископаемого. Например: КРАСНЫЙ ЦВЕТ – ЭТО УГОЛЬ, ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КАРТЕ ЧЕРНЫЙ КВАДРАТИК и так далее (Приложение 2). Сейчас мы отправимся в путешествие. Первый ряд берет свои флажки, подходит к карте находит свой значок и прикрепляет. Второй и третий ряд отгадывает загадки. Затем к карте идет второй ряд, затем третий.
III. Обобщение.
Посмотрите на карту края. Как много значков мы прикрепили. Какой вывод? Наш край богат полезными ископаемыми.