Тип урока – интегрированный.
Форма урока – закрепление полученных знаний
Цели:
- Закрепить умения решать уравнения, текстовые задачи, пользоваться математической терминологией; закрепить материал по теме «Природа и экология Красноярского края»;
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, вычислительные навыки до 100, интерес к окружающему миру;
- Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: физическая карта Красноярского края, слайдовая презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Ребята, сегодня необычный урок. Мы будем заниматься математикой на привалах, путешествуя по нашему краю. Готовы? Берем с собой свои знания и хорошее настроение! И так в путь! (Слайд1,2)
II. Проверка домашнего задания.
III. Устная работа.
1. Упражнение на развитие внимания и памяти. (Слайд 3)
-Посмотрите на выражения, запомните и через полминуты назовите их.
2. Чтобы вспомнить интересные данные о нашем крае, вы должны выполнить задания.
И так в путь!
К сумме чисел 25 и 15 прибавьте 32 и вы вспомните сколько лет Красноярскому краю (72 года).
Из числа 43 вычтите сумму 30 и 3 и вы узнаете: сколько букв в названии столицы нашего края (Красноярск. 10 букв).
Из разности 30 и 6 вычтете 18.
Вы сразу ответите на вопрос: с какой буквы начинается название главной реки края. Но почему ответ-»ключ» к решению? Решите этот несложный ребус. (6- под этим номером в алфавите стоит буква е. Енисей).
-Решив ребусы, вы вспомните на сколько велика территория нашего края. (Слайд 4)
-Красноярский край завораживал многих людей своей историей, просторами, природными богатствами, людьми. Поэты посвящали стихи нашему краю (наизусть читает ученик).
Красноярский край.
На три тысячи верст он разлегся в длину –обойти и объехать такое не просто...
Чуть не тысяча штук Люксембургов ему, десять полных Великобритании по росту.
А какой он? Он разный... Устав от степей, хочешь в горы? Ступай в грозовые Саяны!
Хочешь реки? С обрыва ныряй в Енисей! Хочешь море? Два шага до океана.Лев Ошанин.
IV. Закрепление.
1. Решив уравнения, вы вспомните сколько рек впадает в Енисей и сколько видов рыб обитает в реках и озерах нашего края. (Слайд 5)
1.
Х-76=24
Х=24+76
Х=100
Ответ: х=100
2.
92+х=52
х=92-52
х=40
Ответ: х=40
-Да, ребята в Енисей впадает более 100 рек и обитают в них около 40 видов рыб.
-А вы все любите рыбу? А какую больше? (Омуль, чир, сиг, муксун, нельма, стерлядь, осетр и другие)
2. -Сделаем остановку в лесу. Наш край так богат растительным миром: 62 вида деревьев и кустарников и около 2000 видов травянистых растений! Нам знакомы ягоды, которые растут в в тундре и наших лесах. Если мы будем бережно относиться к природе, то целебные настои из этих ягод и трав будут помогать нам восстанавливать силы после полярной ночи и приносить просто радость!
-Какие ягоды вам по вкусу? (голубика, черника, шиповник, малина, брусника, морошка, земляника и другие) (Слайды 6,7,8)
-А какие вы знаете деревья, которые растут в нашем крае? (береза, карликовая береза, сосна, ель, осина, сосна и другие) (Слайд 9,10,11)
V. Физкультминутка.
-А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно топать. Начинаем:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…(Топают на слове «мухи»)
Прилетели птицы: голуби, куницы…(топают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…(топают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы!
-Какую пользу мы можем принести лесу?
-Давайте решим задачу, подтвердив ваши ответы.
Задача.
Ученики 2 «А» класса собрали макулатуры 40 кг,это на 20 кг. меньше, чем 2 «Б». Сколько кг. макулатуры собрали ребята двух классов и сколько сберегли деревьев, если каждые 60 кг.-это одно сбереженное дерево?
40+ (40+20)=100 кг.
Ответ: собрали 100 кг. макулатуры и сберегли больше одного дерева.
3. Вычислите (по рядам) и составьте названия животных, которые живут в нашем крае.
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд | |||
32+18 70-23 45-15 64+17 91-49 |
Л Ь О Н Е |
29+31 80-54 78-30 36+19 47+28 |
О З К Л Е |
45+55 90-68 57-40 17+76 82-48 |
Е Ь Д М В |
1-й ряд: | 2-й ряд: | 3-й ряд: | |||
30 50 42 81 47 |
О л е н ь |
48 60 26 75 55 |
К о з е л |
93 100 17 34 100 17 22 |
М е д в е д ь |
-Каких животных вы еще знаете, которые живут в Красноярском крае? (белый медведь, бурый медведь, тюлень, морж, лиса, волк, горный козел, песец и другие) (Слайды 14-21)
-Какое из животных нарисован на гербе города Норильска?
-Да, белый медведь. (Слайд 22)
Белый медведь.
Обитатель арктической зоны. Крупный зверь, достигающий веса 600 - 800 кг. Зверь внесен в международную Красную книгу. В России строго охраняется. Во всей Арктике в настоящее время насчитывается всего около 10 - 15 тыс. белых медведей, из них в России - 5 - 7 тыс. Обычный вес самцов - до 500 г, самок - до 350 кг. В Сибири встречается во льдах полярного океана, на островах Северной Земли и по арктическим побережьям Таймыра. Известны редкие заходы зимой, весной и осенью на юг до Таймырского озера (р. Бикада), устья Хатанги, р. Дудыпты и Толстого Носа в устье Енисея, р. Верхней Таймыры, в 150 км. к югу от озера Таймыр.
В 1956 г. Совет Министров РСФСР принял постановление об охране фауны Арктики, которым полностью запрещался отстрел белых медведей. За 10 лет после запрета численность медведей в Арктике увеличилась примерно в два раза, но конкретных сведений о состоянии среднесибирской популяции пока нет. По самым приблизительным нашим расчетам, в настоящее время в пределах арктических пространств Сибири обитает около 1000 медведей. В большинстве случаев это кочующие звери. О былом обилии медведей говорить не приходится. Быстро плавает (до 6,5 км. в час), хорошо ныряет и может пробыть под водой до 2 минут. Прыгает на лед с четырехметровой, а в воду - с шестиметровой высоты, ходит не быстро, но при беге развивает скорость до 8 - 15 км. в час и нередко догоняет убегающего человека. Долго бежать не может, выдыхается через 5 - 10 км. Превосходно развито обоняние, слух и зрение хорошие. Беременные самки ложатся в снежные берлоги на 160 - 170 дней и выходят из них в конце апреля. Есть сведения о том, что и самцы на короткий срок залегают в берлоги. Гон в марте - апреле. Медвежата родятся в феврале - марте. Медвежата в возрасте 60 дней весят 6 - 7 кг, а в 8 месяцев - около шести - десяти. Основная пища - нерпа, реже морской заяц. Медведи широко кочуют с плавучими льдами и в поисках пищи. Неспровоцированные случаи нападения белых медведей на людей крайне редки, а для Таймыра они неизвестны. Обычно опасность белых медведей сильно преувеличивают. Однако угроза нападения медведей не исключается, особенно при встречах медведиц с медвежатами и голодных зверей. Для отпугивания зверей обычно достаточно выстрела из ракетницы
VI. Итог урока.
- Понравилось вам сегодняшнее путешествие? Чем?
- Кроме занятия по математике, мы с вами говорили о природе. Человек неотделим от нее. Он учится у нее. Только в содружестве с природой, мы можем быть счастливы. Ведь «Любить природу- это значит любить Родину»-так говорил писатель М. Пришвин.
VII. Домашнее задание.
- Придумать экологическую задачу.