Цель семинара: создание оптимальных взаимоотношений в детско-взрослом коллективе воспитание эмоциональной культуры поведения, оптимизация образовательного процесса.
Задачи семинара:
- Выявить разнообразие форм индивидуальных особенностей детей. Личностные: возраст, пол, состояние здоровья (группа здоровья, уровень психического развития, гиперактивность и др.) особенности внешности, социально-культурные: национальность, тип темперамента, любимые занятия личные предпочтения, родители, особенности характера (застенчивость, агрессивность и т. д.)
- Развивать толерантность.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов: обозначить методы взаимодействия с учётом особенностей воспитанников, изучить приёмы регуляции нежелательных проявлений в поведении воспитанников.
- Мотивация педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию мотивация на изучение личности каждого воспитанника.
План семинара:
1. Рефлексия. Актуальность проблемы изучения личности дошкольника. Руководитель знакомит участников и слушателей с темой семинара, предлагает заполнить рефлексивные листы. Приложение 1
Личность каждого ребёнка неприкосновенна, уникальна, неповторима. Особенностью педагогической работы в ДОУ является полное и безоговорочное принятие личности каждого воспитанника, распознавание и учёт его личных особенностей, стиля семейного воспитания.
Для создания благоприятного эмоционально-психологического климата в группе (организации эмоционально-положительных взаимоотношений детей с взрослыми и друг другом, достаточный уровень воспитания культуры общественного поведения и развития эмоциональной сферы дошкольников), педагогу необходимо обладать многими профессиональными умениями: диагностическими, проектировочными, регуляционными, аналитическими.
Системно-комплексное изучение личности ребёнка способствует не только его благоприятной адаптации в детском коллективе и социуме вообще, но и стимулирует процесс познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей; благоприятно происходит самоактуализация личности ребёнка. В последнее время всё чаще нам приходится говорить о таком необходимом качестве педагога как толерантности, терпимости, возможности целостного приятия другого человека. Насколько эта черта выражена в нас? Руководитель семинара проводит тестирование «Индекс толерантности» [10]. Обнаруженная степень толерантности является не только условием к педагогической деятельности, но и индивидуальной чертой личности каждого педагога. Какими мы себя видим со стороны? Какими нас видят окружающие нас люди? Часто наши представления о себе не совпадают с представлениями о нас окружающих. Руководитель предлагает участникам нарисовать себя. Приложение 2
Для чего педагогам необходимо учитывать индивидуальность ребёнка? В работе нам необходимо не только замечать индивидуальные особенности детей, ориентировать свою деятельность с их учётом, но и признавать право ребёнка на его личностную целостность, воспитывать толерантность в детях по отношению к другим людям. [2].
При распределении ребёнка в группу ДОУ учитывается главная его индивидуальная характеристика – возраст. Именно при соблюдении возрастных особенностей выстраивается образовательный процесс. Итак, какими ещё бывают наши дети?
3. Игровой момент «Вспомнить всё»: участник, ловящий мяч называет личностную особенность ребёнка, бросает мяч другому участнику.
4. Организационный момент «Цветовая ромашка». По цвету выбранного лепестка разноцветной ромашки педагоги-участники семинара устанавливают очерёдность своих выступлений.
- Гиперактивные дети. [4,8].
- Проявления темперамента в дошкольном возрасте. [3]
- Агрессивный ребёнок. [1]
- Мальчики и девочки. [7]
- Детская застенчивость. [6]
Руководителем семинара даётся установка: выступление педагогов должно длиться не более 5 минут, содержать характеристику индивидуальных проявлений в поведении детей; необходимо сделать конкретные выводы, рекомендации по взаимодействию с ними. В середине выступлений предлагается социоигра «Волшебная палочка» [5]
5. Повторная рефлексия. Разработка общего резюме. Знаем ли мы своих детей, знаем ли мы, как они влияют на нас? Дети дошкольного возраста очень чувствительны к демонстрируемому к ним отношению со стороны взрослых и других детей. Это отношение может быть разным, в соответствии с этим может меняться и тип их поведения. Попробуем охарактеризовать наших детей с использованием литературных персонажей.[9] Руководитель семинара зачитывает характеристики литературных персонажей, педагоги называют воспитанников с названными чертами: Том Сойер, Карлсон, Буратино, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Мямлик, Маленький Мук, Мальвина, Щербатый - Гроза Арбата, Царевна – Несмеяна (Рёвушка-Коровушка). Приложение 3. Вывод: Часто взрослые (воспитатель или родитель) начинают считать, что ребёнок принадлежит к тому или иному типу, подталкивая его к поведению в соответствии с этим типом, тем самым лишая ребёнка права на возможность оставаться самим собой. Известно, что система ярлыков особенно вредна в детстве, когда происходит формирование личности человека, его будущих личностных качеств.
Литература:
- Агрессивные дети / Е. Смирнова//«Дошкольное воспитание» №4 2003.
- Все люди разные// «Обруч» №6 2004г.
- Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы»/ Е. Мурашова //«Обруч» №6 2003.
- Дикаева В.В., Селезнёва Н.В.. Руководство по взаимодействию с гиперактивными детьми, г. Железногорск., 2003.
- Ершова А.П., Букатов В.М Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – Красноярск: АКМЭ, 1999.
- Застенчивый ребёнок / Л. Галигузова //«Дошкольное воспитание» №4 2000.
- Мальчики и девочки – два разных мира. / В.Еремеева //Детский сад со всех сторон, №20 (56), 2001.
- Непоседы/ Д. Видра //«Дошкольное воспитание» №4 2003.
- Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Стрелкова Л.П. Воспитателю о личностном общении (психология общения): Москва, 1992.
- Толерантны ли вы?/ Г.Солдатова, О.Кравцова, О.Хухлаев, Л.Шайгерова //«Обруч» № 6 2004.