Проект урока окружающего мира во 2-м классе (1–4). Тема: "Природные зоны холодного пояса"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование представления о природных зонах холодного пояса.

Задачи урока:

  1. Формировать представления о ледяных пустынях и тундре, их климате, познакомить с растительным и животным миром ледяных пустынь и тундры.
  2. Развивать умения: анализировать, обобщать, классифицировать; понимать главную мысль научного текста.
  3. Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.

Оборудование: карта природных зон с нанесенными на нее животными и растениями, пейзажи различных природных зон, рисунки растений и животных ледяных пустынь и тундры, план-маршрут урока, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой взлезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

2. Актуализация знаний

  • Сегодня мы отправимся в путешествие. Перед вами план-маршрут нашего пути. Он поможет нам двигаться в правильном направлении, выделять главное, узнать много нового и интересного.
    Ребята работают в парах. Заполняют таблицу плана-маршрута.
  • План-маршрут.

1. Холодные пояса на Земле расположены _____________________.
(Холодные пояса на Земле расположены на Северном и Южном полюсах).

  • Итак, где расположены на земле холодные пояса? Кто сможет показать на карте?
  • Ребята, почему в полярных областях так холодно? Сравните наклон солнечных лучей на полюсах и экваторе.
  • Как называются полярные области Северного и Южного полушария?

3. Совместное “открытие” знаний

А) Ребята работают по учебнику. Читают небольшой текст учебника на страницах 45-48. И выполняют в парах задания 2,3,4 и 5 в парах.

Б) Физкультминутка для глаз.

“Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руки вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

“Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

“Стрельба глазами”: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

“Письмо носом” (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

В) Объяснение нового материала.

  • Продолжим заполнять план-маршрут (дети по ходу урока заполняют план-маршрут опираясь на прочитанный материал, а вопросы учителя способствуют актуализации имеющихся знаний).

2. Природные зоны холодного пояса называются _______________, ________.

На доске появляются карточки: ЛЕДЯНЫЕ ПУСТЫНИ, ТУНДРА.

3. Климат тундры очень _______. Зима ______, а лето ______. Много о _____, б ______, р______.
(Климат тундры очень суровый. Зима долгая, а лето короткое. Много озёр, болот, рек).

Учитель дополняет ответы детей. По ходу своего рассказа вывешивает карточки с новыми терминами и пейзажами природных зон холодного пояса.

“Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним Севером или Арктикой. “Арктос” - страна белых медведей. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток тянется безлесная равнина. Зима в тундре долгая и суровая. Морозы до 50 градусов. В середине зимы наступает ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ и как в ледяных и пустынях бывает северное сияние. Лето короткое и прохладное. И хотя наступает ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ, часто бывают заморозки, а иногда выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы испаряется очень медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре так много болот, озёр, рек. Для всего живого условия в тундре очень суровые, но жизнь здесь разнообразная”.

Ребята, какие растения могут выжить в таких суровых условиях? Выберите из предложенного списка только те, которые растут в тундре и подчеркните их. Помните, что одна голова хорошо, а две лучше. Работаем в микро коллективах.

  1. Дуб
  2. Пальма
  3. Мхи +
  4. Лишайники +
  5. Морошка +
  6. Липа
  7. Карликовая берёза +
  8. Полярные маки +
  9. Камнеломки +
  10. Сосна

При проверке задания преподаватель показывает иллюстрации с растениями тундры. А также проверяется задание из учебника 4 на странице 47. Учащиеся делают вывод и заполняют план-маршрут.

4. Главные “ кормильцы” в тундровых экосистемах _____ и _____.
(Главные “кормильцы” в тундровых экосистемах мхи и лишайники).

  • Объясните, ребята, почему?

“Даже летом косые лучи слабо прогревают землю. Оттаивает только самый верхний слой земли. Ниже сохраняется вечная мерзлота. Мёрзлая земля не даёт впитываться воде, поэтому в тундре много болот, озёр, рек. Это благоприятные условия для лишайников и мхов”.

  • Ребята, какие животные приспособились к жизни в таких условиях?

Перед вами таблица, которую необходимо заполнить. В этом вам поможет карта.

  • Рассмотрите внимательно карту природных зон, по условным знакам определите, какие животные обитают в зоне ледяных пустынь и тундры.
  • Работаем в парах.
Белый медведь Самый проворный охотник, несмотря на то, что вес до 1000 кг.
Песец Хищный зверёк с красивой шубкой и ценным мехом.
Лемминг Самый маленький грызун, который выводит потомство даже зимой.
Полярная куропатка

Полярная сова

Растительноядная птица, зимой ноги покрываются перьями до когтей.

Хищная птица, питается куропатками и леммингами.

Северный олень У него густой мех, раздвоенные копыта. Питается лишайником-ягелем.
Морж Крупное неуклюжее туловище до 5 м в длину, весит около 2 тонн.
Тюлень Способен в воде развивать скорость до 15 миль в час.

Ученики называют животных, вписывают в таблицу и соотносят с иллюстрациями на доске (их больше, чем дано в образце).

4. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (Имитируют движение руками)

5. Первичное закрепление

  • Покажите с помощью стрелок, кто чем питается в тундре (С.46,з.3).
  • Подчеркните, кто является “кормильцами” для обитателей полярных морей и побережий.

Кайры, растительный планктон, креветки, животный планктон, морские звёзды, донные водоросли.

  • Проведите стрелки от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в тундре летом много птиц (В приложении).

6. Контроль

1+ 5+ 9+ 13+
2- 6+ 10+ 14-
3- 7+ 11+ 15-
4- 8+ 12+ 16-

Вопросы:

  1. Природные зоны холодного пояса называются ледниковые пустыни и тундры.
  2. Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне.
  3. Тигр в тундре охотится на северного оленя.
  4. Холодные пояса расположены рядом с экватором.
  5. Косые лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому оттаивает только верхний слой земли.
  6. Огромные стаи птиц прилетают сюда, чтобы вырастить птенцов.
  7. Мхи и лишайники основные “кормильцы” в тундровых экосистемах.
  8. Даже летом могут быть осадки в виде снега.
  9. В тундре грибы выше деревьев.
  10. Микробы и мелкие животные – ногохвостки “мусорщики” тундры.
  11. Для холодного пояса характерны полярный день и полярная ночь.
  12. В тундре много озёр, болот и рек.
  13. Белый медведь и пингвины обитатели полярных пустынь.
  14. Лето в тундре длинное и холодное.
  15. Полярные совы охотятся на песцов и волков.
  16. Полярная куропатка летом и зимой бурая.
  • Что у вас получилось? Если вы сделали всё правильно, то получилась буква “т”.
  • С помощь “волшебной линеечки” оцените свою работу.

7. Итог урока

  • Опираясь на план-маршрут, расскажите каковы особенности климата полярных областей?
  • Кого из обитателей ледяных пустынь и тундр вы знаете?
  • Как животные и растения приспособились к жизни в холодном поясе?
  • Как вечная мерзлота влияет на природу тундры?
  • С каким заданием справились без затруднений, а где было трудно?

8. Домашнее задание

Подготовить сообщения о растениях и животных холодного пояса. Или составить кроссворд.

Приложение