Цель урока: Формирование представления о природных зонах холодного пояса.
Задачи урока:
- Формировать представления о ледяных пустынях и тундре, их климате, познакомить с растительным и животным миром ледяных пустынь и тундры.
- Развивать умения: анализировать, обобщать, классифицировать; понимать главную мысль научного текста.
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.
Оборудование: карта природных зон с нанесенными на нее животными и растениями, пейзажи различных природных зон, рисунки растений и животных ледяных пустынь и тундры, план-маршрут урока, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой взлезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Перед вами
план-маршрут нашего пути. Он поможет нам
двигаться в правильном направлении, выделять
главное, узнать много нового и интересного.
Ребята работают в парах. Заполняют таблицу плана-маршрута. - План-маршрут.
1. Холодные пояса на Земле расположены
_____________________.
(Холодные пояса на Земле расположены на Северном
и Южном полюсах).
- Итак, где расположены на земле холодные пояса? Кто сможет показать на карте?
- Ребята, почему в полярных областях так холодно? Сравните наклон солнечных лучей на полюсах и экваторе.
- Как называются полярные области Северного и Южного полушария?
3. Совместное “открытие” знаний
А) Ребята работают по учебнику. Читают небольшой текст учебника на страницах 45-48. И выполняют в парах задания 2,3,4 и 5 в парах.
Б) Физкультминутка для глаз.
“Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руки вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
“Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
“Стрельба глазами”: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
“Письмо носом” (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
В) Объяснение нового материала.
- Продолжим заполнять план-маршрут (дети по ходу урока заполняют план-маршрут опираясь на прочитанный материал, а вопросы учителя способствуют актуализации имеющихся знаний).
2. Природные зоны холодного пояса называются _______________, ________.
На доске появляются карточки: ЛЕДЯНЫЕ ПУСТЫНИ, ТУНДРА.
3. Климат тундры очень _______. Зима ______, а лето
______. Много о _____, б ______, р______.
(Климат тундры очень суровый. Зима долгая, а лето
короткое. Много озёр, болот, рек).
Учитель дополняет ответы детей. По ходу своего рассказа вывешивает карточки с новыми терминами и пейзажами природных зон холодного пояса.
“Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним Севером или Арктикой. “Арктос” - страна белых медведей. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток тянется безлесная равнина. Зима в тундре долгая и суровая. Морозы до 50 градусов. В середине зимы наступает ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ и как в ледяных и пустынях бывает северное сияние. Лето короткое и прохладное. И хотя наступает ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ, часто бывают заморозки, а иногда выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы испаряется очень медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре так много болот, озёр, рек. Для всего живого условия в тундре очень суровые, но жизнь здесь разнообразная”.
Ребята, какие растения могут выжить в таких суровых условиях? Выберите из предложенного списка только те, которые растут в тундре и подчеркните их. Помните, что одна голова хорошо, а две лучше. Работаем в микро коллективах.
- Дуб
- Пальма
- Мхи +
- Лишайники +
- Морошка +
- Липа
- Карликовая берёза +
- Полярные маки +
- Камнеломки +
- Сосна
При проверке задания преподаватель показывает иллюстрации с растениями тундры. А также проверяется задание из учебника 4 на странице 47. Учащиеся делают вывод и заполняют план-маршрут.
4. Главные “ кормильцы” в тундровых
экосистемах _____ и _____.
(Главные “кормильцы” в тундровых экосистемах
мхи и лишайники).
- Объясните, ребята, почему?
“Даже летом косые лучи слабо прогревают землю. Оттаивает только самый верхний слой земли. Ниже сохраняется вечная мерзлота. Мёрзлая земля не даёт впитываться воде, поэтому в тундре много болот, озёр, рек. Это благоприятные условия для лишайников и мхов”.
- Ребята, какие животные приспособились к жизни в таких условиях?
Перед вами таблица, которую необходимо заполнить. В этом вам поможет карта.
- Рассмотрите внимательно карту природных зон, по условным знакам определите, какие животные обитают в зоне ледяных пустынь и тундры.
- Работаем в парах.
Белый медведь | Самый проворный охотник, несмотря на то, что вес до 1000 кг. |
Песец | Хищный зверёк с красивой шубкой и ценным мехом. |
Лемминг | Самый маленький грызун, который выводит потомство даже зимой. |
Полярная куропатка Полярная сова |
Растительноядная птица, зимой ноги
покрываются перьями до когтей. Хищная птица, питается куропатками и леммингами. |
Северный олень | У него густой мех, раздвоенные копыта. Питается лишайником-ягелем. |
Морж | Крупное неуклюжее туловище до 5 м в длину, весит около 2 тонн. |
Тюлень | Способен в воде развивать скорость до 15 миль в час. |
Ученики называют животных, вписывают в таблицу и соотносят с иллюстрациями на доске (их больше, чем дано в образце).
4. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (Имитируют движение руками)
5. Первичное закрепление
- Покажите с помощью стрелок, кто чем питается в тундре (С.46,з.3).
- Подчеркните, кто является “кормильцами” для обитателей полярных морей и побережий.
Кайры, растительный планктон, креветки, животный планктон, морские звёзды, донные водоросли.
- Проведите стрелки от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в тундре летом много птиц (В приложении).
6. Контроль
1+ | 5+ | 9+ | 13+ |
2- | 6+ | 10+ | 14- |
3- | 7+ | 11+ | 15- |
4- | 8+ | 12+ | 16- |
Вопросы:
- Природные зоны холодного пояса называются ледниковые пустыни и тундры.
- Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне.
- Тигр в тундре охотится на северного оленя.
- Холодные пояса расположены рядом с экватором.
- Косые лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому оттаивает только верхний слой земли.
- Огромные стаи птиц прилетают сюда, чтобы вырастить птенцов.
- Мхи и лишайники основные “кормильцы” в тундровых экосистемах.
- Даже летом могут быть осадки в виде снега.
- В тундре грибы выше деревьев.
- Микробы и мелкие животные – ногохвостки “мусорщики” тундры.
- Для холодного пояса характерны полярный день и полярная ночь.
- В тундре много озёр, болот и рек.
- Белый медведь и пингвины обитатели полярных пустынь.
- Лето в тундре длинное и холодное.
- Полярные совы охотятся на песцов и волков.
- Полярная куропатка летом и зимой бурая.
- Что у вас получилось? Если вы сделали всё правильно, то получилась буква “т”.
- С помощь “волшебной линеечки” оцените свою работу.
7. Итог урока
- Опираясь на план-маршрут, расскажите каковы особенности климата полярных областей?
- Кого из обитателей ледяных пустынь и тундр вы знаете?
- Как животные и растения приспособились к жизни в холодном поясе?
- Как вечная мерзлота влияет на природу тундры?
- С каким заданием справились без затруднений, а где было трудно?
8. Домашнее задание
Подготовить сообщения о растениях и животных холодного пояса. Или составить кроссворд.