Преподавание в начальной школе. Литературное чтение: учебник Н.А. Чуракова. Тема: Работа над понятием "преображение"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Установление взаимосвязи между художественным, музыкальным и поэтическим произведениями.
  2. Развитие способности наблюдать за необычным в повседневной жизни.
  3. Формирование умения передавать чувства через выполнение собственных действий.

Основание: развитие чувств, воли, ума.

Основная идея урока: раскрытие тайны преображения через восприятие.

Форма организации урока: наблюдение.

Средства: технические средства, акварельные краски, листы формата А-3, конверты с заданием.

Этапы урока Содержание Вопросы Методы и приемы
I. Выбор объекта наблюдение Работа над понятиями:

Привычное
Повседневное
Необычное
Праздничное

Звучит музыка Чайковского “Времена года”.

-Какие картины вы себе представили?
-О каком времени года вы подумали?
-Почему решили что весна?
-А весна – это какое время года?
-Дайте характеристику одним прилагательным.

Слайд со словами (выходят по щелчку):

Привычное повседневное, необычное, праздничное.

-Можно ли сказать что весна – это привычное время года? А повседневное? Необычное? Праздничное?
-Почему?
-На какие две группы можно было бы разделить эти слова?
-Как называется переход из привычного, повседневного в необычное, праздничное? (преображение-придание чему-либо иного вида, образа В.Даль)

Слайд со словом “преображение”.

-А преображение бывает только весной?
-Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение?
-То состояние и настроение, которым делится композитор или поэт, поэтесса, возможно только “весной”?

Слушание музыки

Постановка вопросов


Соотнесение

 

 

 

Группировка

 

 


Акцент внимания

II. Наблюдение объекта 1. Работа с текстом

 

Текст стихотворения

 

 

 

Анализ текста

 

 

 


Творческая работа

 

 

 

 

 


Работа над картиной

 

 

 

 

Творческая картина

-Давайте понаблюдаем за преображением в стихотворении А.Ахматовой “Перед весной бывают дни такие…”

Слайд со стихотворением.

Выразительное чтение вслух.

На какие части вы бы разбили данное стихотворение?

-Почему?

Случайно ли, что 4 строчки в этом стихотворении начинаются с союзом (И…, И…, И…, А…)

-Где ещё встречали?
-Для чего нужны?
-Какой момент весны поэтесса запечатлела?
-Можно ли сказать, что она тонкий наблюдатель?
-Почему?
-Какие образы кажутся вам оригинальными?
-Покажите при помощи одного цвета, что вы почувствовали прочитав строчку:

Слайд со строчками

“…Шумят деревья весело-сухие…”
“.. И теплый ветер нежен и упруг…”
“…А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь…”

-Как вы считаете, поэтессу, описывающую время года, интересуют все нюансы?
-Если преображение в этом стихотворении?
-Почему?
-А художника интересуют подробности, когда он пишет картину?

Слайд картин (И.Левитан “Март”, “Весна. Большая вода”).

-А здесь есть преображение?
-Что вы заметили в них необычного?

-Значит преображение есть только в этих картинах и в данном стихотворении, которое мы прочитали, или нет?

-Почему?
-Тогда попробуем показать преображение через следующую работу.
-Откройте конверты. В них есть напечатанные слова.
-Какие это слова? (рифмующиеся)
-Составьте из этих слов четверостишие.

 

Аргументация

 

Деление на части

 


Ассоциация

Постановка вопросов

 

 


Соотнесение

 

 

 

 

 

 


Настрой

 

 

Работа в группах


Афиширование

III. Итог наблюдение Вывод о понятии. -Мы сегодня наблюдали над процессом преображения.
-Что же такое преображение?
-Как происходит этот процесс?
-Получилось ли у нас передача привычного и повседневного в необычное, праздничное?
Постановка вопросов
IV. Рефлексия Определение настроения -У кого сегодня это получилось, кто может похвалить себя за это?
-А какую группы вы можете отметить?
-Что интересного было на уроке?
-Что узнали?

-Ребята, понаблюдайте за преображением, которое есть у вас дома, в вашей жизни и напишите об этом в своих мини-сочинениях в тетрадях для творческих работ.

-Посмотрите на рисунки, которые вы создали, и я надеюсь, что эти радуги хорошего настроения сохранятся у вас надолго.

 

 


Цветовая гамма