Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
- Развивать умение видеть форму, цвет, и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
- развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность художественных произведений отдаленного прошлого и современности;
- культурологическое знакомство с праздником Рождества Христова;
Воспитательная:
Воспитывать интерес, любовь и уважение к народным традициям, к христианской культуре, любовь к родному краю.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Вид урока: Стандартный.
Методы:
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
Программное обеспечение:
- Графический редактор Paint;
- Презентация к уроку. Приложение 1 ppt.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Повторение пройденного материала
- Объяснение нового материала 8 мин.
- Самостоятельна работа за компьютерами (помощь учителя) – 14 мин.
- Физкультминутка. 3 мин.
- Самостоятельная работа (помощь учителя) – 8 мин.
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Домашнее задание. – 2. мин.
(контроль знаний и умений) - 5 мин.
Ход урока
I. Организационный момент - 2 мин
- Проверка присутствующих.
- Проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала (контроль знаний и умений - 5 мин
Сегодня мы продолжаем изучать графический редактор Paint. Давайте вспомним основные операции и инструменты с которыми будем работать в данном редакторе.
- Как найти ярлык программы Paint и открыть ее;
- Как настроить инструменты: линия, кисть, прямоугольник, эллипс;
- Где в окне программы Paint находится палитра;
- Назовите команды для осуществления операции копирования.
- Назовите команды для осуществления операции отобразить - повернуть рисунок; Назовите команды для осуществления операции перемещения.
III. Объяснение нового материала
Рассказ о празднике Рождества Христова. Демонстрация иллюстративного материала.
Тема нашего урока – рисование Рождественской открытки. Скажите, что это за праздник, кому он посвящен?
В маленьком городе Назарете на севере Израиля жила девушка по имени Мария. Однажды ей явился ангел Гавриил, посланный Богом, и сказал: “ Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус
Согласно повествованию евангелистов, Иисус Христос родился в городе Вифлееме, неподалёку от Иерусалима. Дева Мария и Её муж, праведный Иосиф, пришли из Назарета в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения, объявленной императором Августом. В Вифлееме они не нашли свободного места в гостинице и остановились в пещере, куда пастухи загоняли скот. Здесь и совершилось Рождество Христа, у Марии родился обещанный Богом Сын.
Первыми узнали о рождении Спасителя от Ангела Божия Вифлеемские пастухи.
Когда Ангел закончил говорить, с небес сошли другие Ангелы. Они пели и радовались, что Бог послал Сына - научить людей быть добрыми и взять потом в Своё Небесное Царство. И пастухи пришли поклониться Младенцу Христу.
С рождением Иисуса Христа на небе появилась огромная звезда. Волхвы, увидав эту звезду, поняли, что произошло чудо- рождение Спасителя. Они захотели увидеть Его. И звезда указала им дорогу. Волхвы поднесли Ему подарки и назвали царём неба и земли.
И вот уже более 20 столетий человечество празднует это событие. Рождество — всеми любимый праздник света и добра, главный праздник всего христианского мира. Рождество отмечают все христиане, но католики празднуют его 25 декабря, а православные — 7 января. Так произошло потому, что в Европе, жившей ранее по юлианскому календарю, был принят грегорианский календарь и 25 декабря сместилось на 14 дней назад. В России же, позже тоже принявшей грегорианский календарь, Рождество продолжали отмечать по старому стилю 25 декабря, которое в новом грегорианском летоисчислении стало 7-м января. По той же причине в России традиционно отмечают два новых года: основной - 1 января (грегорианский) и "старый новый год" - 14 января (юлианский).
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул – святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали.
Со временем рождество стало одним из любимейших детских праздников, от которого малыши ждали не просто подарков, игр, веселья — ждали настоящего чуда. Тем более, что и сам по себе обычай устраивать и наряжать елку - не новогодний, а именно рождественский, ибо елка - символ неувядающей жизни, а “будучи украшена зажженными свечами, она служит символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа и, будучи увешана плодами, служит символом царства благодати, открывшегося с рождеством Спасителя”.
Когда Иисус появился на свет, то природа ликовала, и зло на какое-то время потеряло свою силу. Каждый стремился принести какой-нибудь подарок Младенцу. Рядом с пещерой, где родился Христос, росли 3 дерева: пальма, олива и ель. Пальма и олива решили подарить Младенцу свои плоды, и ёлочка сказала, что тоже хочет подарить что-нибудь Иисусу Христу. Пальма и олива засмеялись: “Что ты можешь преподнести Ему, кроме своих иголок?” Этот разговор услышал пролетавший рядом ангел. И он велел звёздам спуститься с небес и украсить ёлочку. Ёлочка вмиг преобразилась и стала такой красивой, что младенец Иисус, когда открыл глаза, первой, увидел именно ёлочку и улыбнулся ей. С тех пор и мы, наряжая ель, улыбаемся и радуемся жизни и ещё одному прожитому году.
Католическое и православное рождество во многом схожи. В обоих присутствуют праздничный стол, подарки, гуляния, фейерверки, ну и, конечно же, рождественская елка. Обычай наряжать ель, олицетворяющую жизнь и плодородие, появился у германских народов. Раньше дерево украшали фруктами, сладостями и самодельными игрушками. Сегодня всевозможными елочными шарами и разноцветными гирляндами.
В старину о рождественской ёлочке сложили стихотворение. Давайте прочитаем его. На что похоже стихотворение? (Стихотворение демонстрируется на слайде.)
Но одно существенное, со светской точки зрения, отличие все-таки есть. Главный герой католического праздника - Санта-Клаус - или рождественский дед. По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.
В России тоже есть свой Санта - Дед Мороз, но приходит он в ночь новогоднюю и сопровождают его не эльфы, а внучка Снегурочка. Но он также дарит подарки, радуя детей и взрослых. Кроме этого, в России есть обычай в ночь на Рождество оставлять на окне горящую свечу, чтобы Иисус Христос знал, что его ждут в этом доме. Рождество, как и предшествующий ему Новый Год, богато традициями, обычаями, символами. Непременными атрибутами рождественского торжества являются: рождественский венок (символ света, который придет в мир с рождением Христа), колокольчики (они нужны для изгнания злого духа), рождественские свечи (с их помощью изгоняются силы тьмы и холода), а также рождественские открытки.
Русские новогодние и рождественские открытки
В России первые открытые письма увидели свет в 1871 году. На них воспроизводили виды городов и знаменитые картины. Удобный и недорогой вид почтовой корреспонденции быстро завоевал широкую популярность. Неудивительно, что большим спросом пользовались поздравительные открытки, в том числе новогодние и рождественские. Сохранившиеся до сегодняшних дней, они доносят до нас неповторимое ощущение праздника, по-детски наивное ожидание подарка и предчувствие волшебства...
Поздравительная открытка имеет свою символику. Каждый праздник имеет свой набор символов и характерных сюжетов, которые отражаются в оформлении поздравительных открыток. Символы и сюжеты рождественских открыток:
Рождественские сюжеты:
- Вифлеемская звезда.
- Дед Мороз, ангелы.
- Подарок, елки или ее ветки, шишки.
- Колокол, колокольчик, свечи.
- Ночь, звезды, луна, зима, снег.
Рисование учителем открытки с объяснением приемов, облегчающих работу учащимся.
Этапы рисования Рождественской открытки.
1. Домик.
2. Ёлка.
3. Вифлеемская звезда (восьмиконечная).
4. Рисуем инструментом “прямоугольник” контур открытки.
5. Составляем композицию из готовых объектов и подписываем открытку.
V. Самостоятельна работа учащихся за компьютерами.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение самостоятельной работы (помощь учителя).
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание.