Урок-путешествие во 2-м классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 100" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать навыки устного счёта;
  • закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;
  • повторить решение текстовых задач;
  • развивать логическое мышление , умение анализировать , сравнивать ;
  • научить делать игрушку – оригами “Птица”
  • прививать любовь к природе , к музыке.

Оборудование :

  • картинки с изображением сказочных персонажей (Снежная Королева, Весна, тролли) ;
  • карта-план с заданиями ;
  • карточки с заданиями для устного счёта ( “нитка с бусинками”);
  • карточки с примерами для самостоятельной работы;
  • листочки , на которых расположены точки и цифры (для устного счёта) ;
  • квадраты ( 15смх15см), вырезанные из цветной бумаги ( чёрного, коричневого, синего цвета);
  • CD с записью музыки А.Вивальди “Зима”, “Весна” из цикла “Времена года” ;
  • цветные ручки;
  • картинка с изображением грача.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

(звучит фрагмент концерта “Зима” из цикла “Времена года” А.Вивальди)

- Ребята , скажите , какое сейчас время года? (зима)

- А кто перечислит названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль)

- Какое сегодня число? (28 (29) февраля)

- Что это за день? (это последний день календарной зимы)

-А завтра какое будет число? (1 марта)

- Что это за день? (это первый день календарной весны)

- Ребята, а вы хотите , чтобы весна побыстрее наступила?

- Что для этого надо сделать? ( надо помочь Весне победить Зиму)

II. Сообщение темы и целей урока

- Давайте поможем Весне побыстрее прийти к нам.

- Кто мешает Весне? Кто является хозяйкой снега, метелей и вьюг? (Снежная Королева)

- Весна прислала нам карту , пройдя по которой мы дойдём до замка Снежной Королевы и сможем освободить её.Но на пути нам придётся выполнить задания на повторение пройденного материала, которые через своих помощников троллей , посылает нам Снежная Королева.

-Вы готовы совершить это нелёгкое и увлекательное путешествие? Тогда в путь!

III. Устный счёт. Актуализация знаний

А)

- Послушайте первое задание:

Из разных чисел составлены бусы,

А в тех кружках, где чисел нет ,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб нужный получить ответ.

На доску вывешивается карточки с заданиями для устного счёта (нитка с бусинками)

–(31)-( )-(19)-( )-(18)-(=)-(32)-

-(23)-( )-(4)-( )-(36)-(=)-(55)-

(к доске вызываются 2 ученика, которые быстро и правильно выполнили задание)

- Давайте проверим, все ли ребята верно справились с заданием? (проверка ведётся с помощью сигнальных карточек)

Б)

- А второй тролль уже приготовил нам новое задание:

- Возьмите ручки с зелёным стержнем , положите перед собой листок с числами и точками и послушайте задание.

Зелёным цветом вам нужно выделить точки , около которых стоит правильный ответ. Внимательно слушайте задачи и правильно считайте. Итак , мы начинаем.

Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалилось?
Четыре мышки – хохотушки,
Очень дружные подружки
Вышли в поле погулять,
Прибежали ещё пять.
Очень дружно они пели,
Всех их было ровно ……(9)
Сеть тяну, рыбу ловлю,
Попало немало :
Семь окуней, десять карасей,
Один ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыбок я сварю? (18)
На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли .
Сорок жёлтеньких маслят,
Восемь тоненьких опят,
Да три рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите.
Сколько всех грибов, скажите? (51)

- А сейчас возьмите линейку и соедините по порядку полученные ответы .

(В это время учитель вывешивает плакат с правильными ответами и чертежом)

- Ребята, посмотрите, такая фигура у вас получилась?

- А как называется эта фигура? (Квадрат)

- Что вы знаете о квадрате? (Это прямоугольник, у которого длины всех стороны равны)

IV. Работа над пройденным материалом

А) Работа над задачей (текст записан на доске)

- Снежная Королева посылает следующее задание. Чтобы пройти дальше, нам нужно решить задачу. Давайте прочитаем её.

На дубе сидело 8 птиц, на осине – на 3 птицы меньше, чем на дубе, а на берёзе столько, сколько на дубе и осине вместе. Сколько птиц сидело на берёзе?

- О чём говорится в задаче? (О птицах, которые сидели на деревьях)

-Что необходимо узнать в задаче? (Cколько птиц на берёзе)

-Давайте вместе составим краткую запись.

-На каких деревьях сидели птицы? (На дубе,на осине,на берёзе)

-Сколько птиц сидело на дубе? (8 птиц)

- А на осине? (Мы не знаем, но сказано, что на 3 птицы меньше)

-Что знаем о птицах, сидящих на берёзе? (Их столько, сколько на дубе и осине вместе)

(На доске появляется краткая запись)

На дубе – 8 птиц ? птиц – на берёзе
На осине - ? птиц, на 3 птицы меньше                   

- Можем ли сразу ответить на главный вопрос? (нет, т.к. не знаем, сколько птиц было на осине)

- Значит, сначала узнаем, количество птиц на осине.

- А как узнать,сколько птиц было на берёзе? (нужно сложить количество птиц,сидящих на дубе и осине)

Решение запишите самостоятельно .

1 ученик работает за доской, остальные в тетради.

Проверка правильности выполнения решения проходит с использованием сигнальных карточек.

V. Физкультминутка

- Мы прошли большое расстояние, устали, нам необходим небольшой отдых.

Мы деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно .
И кружит их, кружит ветер осенний .
И снова зима,снова лютая стужа.
И в нашем лесу стало тихо – послушай.

VI. Продолжение работы над темой урока

- Но Снежная Королева всё больше злится и посылает нам новое задание. Это карточки с примерами. Надо решить примеры быстро и правильно.

Вариант №1

42 – 5 + 6 =              (54 + 13) – 20 =

48 + (13 – 7) =        25 + 9 + 4 =

Вариант №2

26 – 8 + 17 =           32 + (45 – 5)=

34 + (21 – 7) =          46 + 7 – 4 =

- А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте правильность решения примеров вашим соседом по парте.

- Покажите, кто справился с этим заданием?

- Молодцы,ребята! И с этим заданием справились. Всё слабее становится Снежная Королева.

VII. Изготовление игрушки-оригами “Птица”

- Мы с вами подошли ко дворцу Снежной Королевы. Но она всё ещё не хочет отпустить Весну. Давайте позовём на помощь первых весенних птиц.

- Какие птицы весной прилетают к нам первыми? (Грачи)

- Перед вами на парте три квадрата.Они разного цвета. Возьмите в руки тот квадрат, какого цвета перья у грача.

- Квадрат какого цвета взяли? (Чёрного)

(На доску прикрепляется картинка с изображение грача)

-Верно, ребята. Сейчас мы с вами сложим игрушку- оригами “Птичка”. Она-то и поможет нам освободить Весну.

Учащиеся под руководством учителя складывают птичку.

Порядок изготовления игрушки :

  1. Складываем базовую форму “воздушный шар”.
  2. Согните верхний угол, убирая его внутрь.
  3. Перегните верхние углы.
  4. Вогните углы внутрь.
  5. Опустите углы, раскрывая их полностью.
  6. Согните уголки.
  7. Поднимите нижний угол.
  8. Опустите часть поднятого угла.
  9. Согните пополам, поверните.

(В это время включается магнитофон; звучит отрывок из концерта “Весна” из цикла “Времена года” А.Вивальди)

  1. Вогните угол – клюв, немного потяните хвост.
  2. Нарисуйте глаза, поставьте грача на парту.

- Ребята, послушайте. Слышите? Это Весна к нам идёт. Помогли мы ей победить Зиму. А это значит, что мы очень хорошо потрудились на уроке. Спасибо. Урок окончен.