Лучше всего дети усваивают новое, когда они учатся со смыслом, сразу же применяя полученные знания на практике.
Рани Суппиан.
Несколько лет назад, при распечатывании на принтере раскрасок с детского сайта, мы с дочкой открыли для себя увлекательное творческое занятие- создание сюжетных коллажей. С тех пор коллаж не только стал одним из любимых занятий в семье, но и получил применение в практике нашей психологической службы. Мы постоянно открываем все новые и новые возможности этого творческого приема для развивающей работы с детьми, детской немедицинской психотерапии, тренинговых программ для родителей.
Методика создания сюжетного коллажа действительно универсальна по целевым возможностям. Вот лишь примерный перечень развивающих задач, которые могут решаться с помощью рассматриваемых приемов, в том числе в сочетании с другими психологическими средствами:
- развитие моторики;
- формирование навыков планирования и самоконтроля;
- развитие способности к предвидению и навыков целеполагания;
- развитие умения доводить начатое дело до конца;
- развитие навыков произвольного внимания, сосредоточенности;
- развитие пространственного и проектного мышления;
- развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу;
- развитие навыков конструирования;
- развитие воображения и творческого мышления;
- развитие поисковых навыков (сбор и систематизация информации);
- развитие памяти;
- развитие речи и речевой произвольности;
- оптимизация самооценки;
- развитие мотивационной сферы;
- эстетическое развитие и др.
При продуманном подборе материала для создания коллажа, или серии коллажей, развивающих тот или иной сюжет, данные методы могут эффективно использоваться в немедицинской психотерапии, в комплексных программах диагностики и оптимизации детско-родительских отношений, при работе с детскими страхами и т.д.
Важно, что сюжетным коллажем к свободному творчеству можно мягко привлечь ребенка даже с очень низкой самооценкой. Ведь здесь не требуется каких-то особых художественных навыков. При этом особенное значение имеет подбор материала для первых занятий. Желательно, чтобы тема была интересной для ребенка, а размер и количество элементов соответствовали его практическим навыкам.
Как показывает практика, работая с коллажем, дети гораздо быстрее овладевают навыками вырезания, приобретают четкое понимание необходимости использования черновиков, “набросков”. Перед тем, как приступать к работе с “чистовой” версией рекомендуется попробовать разные варианты расположения заготовок на листе и относительно друг друга. Можно даже, пользуясь клеящим карандашом, слегка приклеить основные детали формируемого сюжета, чтобы была возможность перемещать их, подрисовывать разные варианты дополнительных элементов, менять лист-основу, чтобы в итоге найти самое интересное решение.
То, что дети учатся видеть вариативность возможных решений по использованию имеющегося материала и пространства листа имеет особое значение. Так, например, ребенком самостоятельно был найден вариант использования вырезанного из распечатанной раскраски изображения шубки (см. слайд №3, “Модный магазин”) не только в качестве элемента коллажа, но и в качестве трафарета, обведя который можно получить еще несколько таких же изображений, объединяющихся в сборный элемент (отдел верхней одежды в модном магазине). Таким образом, мышление ребенка привыкает уходить от шаблонности, приобретается установка на поиск оптимального из всех возможных решений, не останавливаясь на первом пришедшем в голову варианте.
Имеется и уникальная возможность научить детей не бояться ошибок, закрепить опыт возможности исправить ситуацию. Так, например, из, казалось бы, непоправимой помарки в работе “Барби на Байкале” (слайд № 4), получилась таинственная пещера (из впечатлений ребенка от недавнего путешествия по берегам озера Байкал). А в работе “В горах Байкала” таким же образом появился большой валун на переднем плане, довольно таки гармонично вписавшийся в общую картину. Сделав ошибку, ребенок учится не отчаиваться, а искать возможные пути превращения проблемы в новую возможность.
Работая над сюжетами вместе с детьми, можно соприкоснуться со всей полнотой их внутреннего мира – впечатлениями, мечтами, радостью, трудностями и опасениями, что переживаются в реальных ситуациях. Не только понять, но при необходимости здесь же в игре мягко поискать решения, из которых впоследствии сложится мозаика жизненной компетентности.
Создание коллажа предоставляет огромный выбор и организационных форм проведения занятий: индивидуальная работа с простым коллажем, индивидуальная работа над сложным коллажем – проектом, занимающая не один день (большинство коллажей в презентации), индивидуальная работа над серией коллажей, объединенных одной темой; групповая работа, когда каждый ребенок создает свой коллаж с групповым обсуждением (при этом набор материалов может быть одинаковым или различаться в зависимости от интересов и возможностей детей), групповая работа по созданию одного большого сюжетного коллажа (например, на листе ватмана, или полосы обоев) и др.
Что касается материала для создания коллажей, то, пожалуй, самым благодатным будет использование сканированных изображений из книжек – раскрашек. Изображения сканируются, а затем распечатываются на принтере через мастер печати фотографий (в формате “отпечатки для бумажника” или 9*13, то есть значительно уменьшенными. При этом отсканированные изображения целесообразно сохранять в электронном виде, чтобы была возможность применить их и для других работ.
Старые газеты, журналы, почтовые и рекламные каталоги, даже картинки, вырезанные из потерявших актуальность лотерейных билетов (см. автомобиль около магазина игрушек, слайд №5) могут найти применение в этом увлекательном виде творчества. Если детям подсказать как вести папку заготовок для коллажей из этого набора, то они приобретут еще и полезные навыки систематизации иллюстративного материала. Гораздо более интересное место жительства, чем кухонный холодильник, могут обрести и фабричные наклейки (см. слайд 1, 4 и 6).
В приложении, на которое я постоянно ссылаюсь, представлено творческое портфолио (ограниченное требованиями к размеру файлов) работ моей самой маленькой ученицы. Другие наши материалы по этой теме можно посмотреть в публикации Пугачевой Эмилии “Удивительный мир Барби” на сайте фестиваля “Портфолио” (сезон 2007-2008 учебного года), в разделах “В помощь учителю” и “Художественное творчество”.