Цели урока:
- Повторить определение логарифмов.
- Сформулировать и доказать свойства логарифмов.
- Закрепить полученные знания решением задач.
Ход урока
1. Организационный момент;
Сообщить цель урока, тему урока.
2. Проверка домашнего задания;
Устная работа.
Вычислите:
а) ;
б) ;
в) .
Ответы:
а) 4;
б) -1;
в) 18.
При каких значениях неизвестного имеет смысл выражение:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Ответы: а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Найдите значение х, если:
а) ;
б) ;
в) .
Ответы:
а) ;
б) или ;
в) 0 и .
Найдите значение выражения .
Ответ: ?
Почему вы затрудняетесь ответить? Потому, что знания определения логарифма и основного логарифмического тождества недостаточно для этого. Вам необходимы свойства логарифмов.
3. Изучение нового материала;
“Свойства логарифмов”
Теорема. Верны следующие тождества, выражающие свойства логарифмов:
1) , т.е. логарифм произведения равен сумме логарифмов множителей;
2) , т.е. логарифм дроби равен разности логарифмов числителя и знаменателя;
3) , т.е. логарифм степени равен показателю степени, умноженному на логарифм основания;
Доказательство.
Свойства логарифмов выводятся из свойств степеней с помощью основного логарифмического тождества, выражающего определение логарифма. Выведем первое свойство.
Обозначим . По основному логарифмическому тождеству имеем:
Перемножим эти равенства: . По свойству степеней . По определению логарифма , т.е. , что и требовалось доказать.
Свойства 2) и 3) выведите самостоятельно.
Теперь дайте ответ 4-му заданию.
4. Решение задач;
Вычислите:
1. ;
2. ;
3. .
Ответы: 1. 2; 2. 1; 3. -1.
5. Самостоятельная работа проверочного характера
Ребята, вам даются задания, которые вы должны выполнить. Получив ответы к каждому заданию, внизу таблицы выберите свои ответы и рядом с заданием, в пустые клеточки впишите соответствующие значения букв.
Вариант 1
1. | Вычислите , если ; | |||||||
2. | Вычислите ; | |||||||
3. | Вычислите ; | |||||||
4. | Вычислите | |||||||
5. | При каких значениях х имеет смысл выражение ; | |||||||
Ю | Е | Б | И | Р | Г | Н | П | |
-1 | 1 | -6,5 | 2 |
Вариант 2
1. | Вычислите , если ; | |||||||
2. | Определите знак разности | |||||||
3. | Вычислите | |||||||
4. | При каких значениях х имеет смысл выражение ; | |||||||
5. | Вычислите ; | |||||||
Ю | Е | Б | И | Р | Г | Н | П | |
-1 | 1 | -6,5 | 2 |
Проверка ответов самостоятельной работы.
У 1 варианта получилось Бюрги, у 2 варианта – Непер. Это фамилии двух известных математиков: шотландца Джона Непера (1550 – 1617) и швейцарца Иобстома Бюрги (1552 – 1632), которыми одновременно и независимо друг от друга были изобретены логарифмы.
Логарифмы были придуманы для ускорения и упрощения вычислений.
Бурное развитие науки, техники и мореплавания в эпоху Возрождения, быстрое развитие астрономии и усложнение арифметических выкладок настоятельно требовали новых способов вычислений, которые позволили бы ускорить вычисления, сделать их доступными более широкому кругу людей.
К концу XVI в. астрономы, например, пользовались 10-ти значными таблицами тригонометрических функций. Значит, им приходилось производить многочисленные выкладки с 10 значными числами. Выкладки эти отнимали очень много времени и не всякому были под силу.
Нужен был способ ускорить вычисления.
Этим способом или, как говорят, вспомогательным вычислительным аппаратом, явились логарифмы.
Почва для развития логарифмов была подготовлена всем предшествующим развитием математики.
У древнегреческого ученого Диофанта в зачаточной форме есть действия над степенями одного и того же основания; французской ученый Оресм (XIV в.) вводит дробные показатели; другой французский ученый Шюке (XV в.) ввел нулевой и отрицательный показатель; фламандский ученый XVI в. Стевин составил таблицы процентных расчетов.
Таким образом, к концу XVI в. были подготовлены условия создания логарифмов.
Идея логарифма, т.е. идея выражать числа в виде степени одного и того же основания, принадлежит Михаилу Штифелю. (Предвосхищение этой идеи можно видеть у Архимеда.) Но во времена Штифеля математика была не столь развита и идея логарифма не нашла своего развития.
Логарифмы были изобретены позже одновременно и независимо друг от друга шотландским ученым Джоном Непером (1550-1617) и швейцарцем Иобстом Бюрги (1552-1632).
Первым опубликовал работу Непер в 1614 г. под названием “Описание удивительной таблицы логарифмов”. Теория логарифмов Непером была дана в достаточно полном объеме, способ вычисления логарифмов дан наиболее простой, поэтому заслуги непера в изобретении логарифмов больше, чем у Бюрги.
Бюрги работал над таблицами одновременно с Непером, но долгое время держал их в секрете и опубликовал лишь в 1620 г.
6. Подведение итогов урока;
7. Задание на дом;
§16, 293(2;4), 294(2;4), 295(2;4), 299.