Урок развития речи по теме "Муравей"

Разделы: Начальная школа


Цель. Ознакомление учащихся с насекомым – муравьем.

Задачи.

1) образовательные

а) закреплять знания учащихся о насекомых и умение называть и различать их;

б) формировать умение различать муравьёв, знание о его строение; умение составлять рассказ описательного характера с опорой на схему;

2) коррекционно–развивающие

а) коррекция грамматического и синтаксического строя речи, связной речи на основе составления простых распространенных предложений и короткого рассказа;

б) коррекция аналитико-синтетической деятельности;

в) коррекция зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти;

3) воспитательная

а) воспитание бережного отношения к окружающей природе

Оборудование: картина “Зеленый луг”, перфокарты, аудиозапись “Голоса природы”, ребусы, изображение муравья, карточки с названиями частей тела муравья, опорные таблицы-схемы, картинно-графический план, мяч.

I. Организация класса.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

- Вы видите на партах карточки. Они покажут, насколько хорошо вы занимаетесь. Я уверена, что вы все будете стараться, поэтому у каждого из вас на парте лежит красный мальчик.

Помните: если кто–то начнет лениться, баловаться красный мальчик убежит, но может и вернуться, если ваше поведение исправится. Будьте внимательны и трудолюбивы на уроке!

Напоминаю: вы можете лишь смотреть на карточки, трогать их нельзя.

II. Повторение пройденного.

- Сегодняшний урок мы начнем с задания, в котором повторим материал прошлого урока.

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Приглашаю вас в Царство цветов и предлагаю для работы карточки. Вам нужно закрасить кружок, который соответствует номеру правильного (по вашему мнению) ответа. Приготовьте карандаш, который вам нравится.

1) Какой части нет у растения?

а) стебель

б) перепонка

в) лист

2) Какой цветок в народе называют “щучий хвост”?

а) хлорофитум

б) сансевьера

в) бегония

3) Какой цветок похож на ежика?

а) кактус

б) фиалка

в) фикус

3) Какое растение способно радовать нас цветами круглый год?

а) монстера

б) герань

в) фиалка

4) Чем рыхлят землю в горшочках?

а) пальцем

б) карандашом

в) специальной лопаткой

- Подведем итог. Проверим правильные ответы вместе с……...

III. Вступительная беседа.

- А сейчас закройте глазки, расслабьтесь и представьте, что уже наступило лето. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”)

- Светит яркое солнце, нам тепло и приятно. Вдохните аромат цветов. Вокруг весело поют птицы. Мы с вами оказались на зеленой лужайке. Открывайте глазки (вывешивается картина “Зеленый луг”)

IV. Изучение нового материала.

1) Обобщение знаний о насекомых

Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг,
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.

- Придумайте название картине.

- Перечислите обитателей зеленого луга, изображенных на картине.

- Назовите их одним словом.

- Кто помнит, почему эти животные так названы? (на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название “насекомые” - от слова насекать.)

- С кем из насекомых мы уже знакомились во 2 классе?

- Далекие наши предки, живя среди природы, все время наблюдали за ней. Свои знания они отражали в жизни. Задумывались ли вы когда-нибудь, что многие фамилии произошли от названия насекомых (учитель показывает ребусы с зашифрованными фамилиями: Мухин, Жуков, Бабочкин, Муравьев).

2) Сообщение темы занятия

- А о каком насекомом мы будем говорить сегодня на уроке, вам предстоит догадаться.

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.

- Кто это? По каким признакам догадались? С чем сравнивают муравьев?

3) Рассматривание предмета

4) Анализ предмета по частям с точным обозначением каждой части

- Как называется эта часть? (карточка со словом “голова” прикрепляется рядом и т. д.)

- Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?

- На какой части тела муравья имеются насечки?

- Что есть на голове у муравья?

- С помощью чего муравей передвигается?

- Из скольких частей состоит тело муравья? (повтор и показ частей слабым учащимся)

V. Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Покрутились, покружились
И в животных превратились.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
2 жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали!

VI. Тематическая беседа о муравье по опорным таблицам.

Игра “Вопрос-ответ”

(вопросы формулируют сами учащиеся; учитель, при необходимости, дополняет ответы детей)

- Кто это?

- Какого размера муравьи?

- Из каких частей состоит муравей?

- Где живет муравей?

- Чем питаются муравьи?

- Какие произведения читали о муравьях?

VII. Составление учащимися рассказа о муравье по плану.

Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок. Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек, чешуек от сухих почек деревьев. Все это - надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев.

Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.

Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев. К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам.

VIII. Дидактическая игра “Мяч лови, назад бросай – одним словом называй”.

  • живет в лесу - лесной
  • небольшого размера - маленький
  • любит труд - трудолюбивый
  • не боится врагов - смелый
  • приноси пользу - полезный
  • заботятся друг о друге - заботливые
  • черная грудка - черногрудый

IX. Составление рассказа по картинно–графическому плану.

 

X. Обобщение знаний, полученных на уроке. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

День закончился, но впрок
Надо повторить урок!
Если я скажу про вас,
Отвечаете сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”

- Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.

- С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.

- Мы ежонка увидали
И домой его забрали.

- Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.

- Чтобы ягоды собрать,
Надо ветки обломать!

- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?

- В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,

Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.

- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, пойманной бабочки или жука, разрушенного муравейника начинается разрушение природы.

Помните всегда об этом и берегите природу!