Дополнительное образование детей через обучение их в кружках в настоящее время приобрело особую важность, т.к. современные дети, получив компьютер, ограничивают свой досуг общением с ним. И наша задача научить их организовывать свой досуг с детских лет, ведь от этого зависит наполненность всей дальнейшей жизни.
В кружках “Мастерица” на базе школы № 1 и гимназии № 7 г. Красногорска я преподаю детям от 7 до 14 лет искусство плетения узлов – МАКРАМЕ.
Макраме является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника плетения снова вошла в моду и сегодня аксессуары, детали одежды, декоративные панно, коврики, корзинки, игрушки и прочее радуют и украшают наш быт. Занятия плетением являются благоприятной почвой для общения, в существенной степени формируют характер ребенка, в частности, такие качества как инициативность, настойчивость, уверенность в себе, искренность, честность и др. Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженную социально-психологическую направленность, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Обучение в кружках основано на принципах личностно-ориентированного образования детей, в центре которого личность ребенка и возможность его полнейшей реализации.
Одним из самых важных моментов в работе педагога является понимание того, что подаваемый им материал усваивается. Поэтому необходима постоянная оценка достигнутых знаний.
Оценка знаний и умений, полученных обучающимися в кружках, необходима и важна не только проверяющим педагога из Министерства образования, но в первую очередь самому педагогу, ведущему этот кружок для того, чтобы вовремя скорректировать свою работу, увидеть к чему необходимо вернуться и ненавязчиво повторить еще раз.
Все мы прекрасно знаем, что словосочетание “Оценка знаний” у каждого ребенка, да и взрослого тоже, вызывает неприятные ассоциации: экзамен, контрольная работа, страх неудачи. Как же сделать так, чтобы оценить достижения ребенка, не травмируя его психики.
Я применяю следующие методы проверки полученных знаний:
I. Викторина.
Это – очень хороший метод проверки теоретических знаний. Уже на втором занятии провожу мини – викторину по знанию истории макраме.
Блиц – опрос: вопрос – ответ. На викторину уходит не более 5 минут, но мы уже повторили то, что слышали вчера. И пускай сегодня отвечали только 2-3 человека, за то все остальные прослушали вкратце еще раз тот же материал, но уже не так навязчиво как в первый раз.
По мере освоения материала за год можно провести несколько викторин. В прошлый год я проводила с детьми 2 викторины: историческую (Приложение № 1) и “Азбука макраме” (Приложение № 2), и они были очень хорошо приняты детьми.
II. Плетение учебного панно.
Это – отличный метод проверки и закрепления пройденных узлов и узоров (Пример одного из таких панно приведен в Приложении № 3).
Уже при нарезке нитей мы вспоминаем правила расчета длины нитей и еще раз проверяем наш расчет с инструктивно-технологическими картами. Затем мы повторяем 3 способа навешивания нитей, хотя и используем только один (эта маленькая хитрость учителя, ведь дети так любят похвастаться тем чему уже научились).
Плетя первый и последующие узоры, мы обязательно вспоминаем обозначение и название каждого входящего в них узла, и я еще раз убеждаюсь, что все дети вспомнили, как он плетется и где мы его уже применяли (например: брелок “Черепашка” мы плели на основе применения горизонтальных брид и ДПУ, узелковую цепочку применяли для самой первой “фенечки” и т.д.).
Уже даже на первом учебном панно я разрешаю детям самостоятельное творчество (например: увеличение или уменьшение количества используемых нитей, а от этого меняется весь расчет и рисунок панно).
III. Кроссворд.
Это – еще один метод усвоения терминов и теоретических знаний по предмету. Прекрасно принимается детьми, очень им нравится и в тоже время служит хорошим подспорьем для закрепления пройденного материала и проверки усвоения.
Приложение № 4 – кроссворд в стандартной форме.
Приложение № 5 – кроссворд для младших школьников с использованием рисунков.
IV. Анкетирование (тестирование).
У меня имеются несколько разработанных мною анкет-тестов по разным темам предмета.
Например, в тесте “Узлы” перечисляются все узлы, применяемые в “Макраме”. Ученику дается образец и он должен поставить какой-либо значок у тех узлов, которые применены в этом образце. Образцы даются ученикам разные.
Другим примером теста может быть тест на знание обозначения основных узлов “Макраме”. Также как и в предыдущем тесте, в левой части листа уже заранее нанесены обозначения узлов, справа ученик должен расшифровать какой узел скрывается за данным символом.
Заполненные и подписанные тесты должны быть изучены педагогом, так как они дают возможность быстро оценить, что именно не понял ребенок и мгновенно реагировать, объяснять именно то, что не поняли.
V. Выставки.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках разного ранга, начиная с выставки – отчета кружка, далее общешкольная, районная, областная и т.д. Результаты участия детей в выставках фиксируются в творческой книжке обучающегося и в журнале преподавателя.
Для получения более полной оценки знаний и умений обучающихся учитывается удовлетворенность детей и их родителей на основе собеседований и анкетирования, а также стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке.
Стараясь разнообразить форму опроса знаний можно не только не испугать и не отпугнуть ребенка, но и привлечь, заинтересовать его в процессе получения знаний.