Цель урока | Познакомить учащихся с общей характеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, проектор, программные средства, ...) |
|
I. План урока
Этапы урока | Время, мин. | Приемы и методы |
1. Постановка учебной проблемы | 2-3 | Сообщение учителя. |
2. Актуализация знаний. | 5-7 | Индивидуальный опрос, тестирование. |
3. Изучение нового материала | 15-20 | Беседа, рассказ, работа с электронным учебником “Открытая биология”, записи на доске. |
4. Закрепление изученного материала. | 10-15 | Коллективная и самостоятельная работа, выполнение кроссворда. |
5. Подведение итогов. | 2-4 | Ответы на вопросы. |
6, Домашнее задание. | 1 | Запись на доске. |
Ход урока
Сообщение учителя о целях урока.
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальный опрос.
1). Каковы особенности строения и жизнедеятельности земноводных, которые свидетельствуют о том, что они пытаются “оторваться” от своей исторической родины — воды?
2). Какие признаки строения и жизнедеятельности земноводных говорят о том, что они так и не “оторвались” от воды?
III. Изучение нового материала
1. Общая характеристика класса пресмыкающихся, или рептилий: среда обитания; внешние покровы; легочное дыхание; кровеносная система, имеющая два круга кровообращения, трехкамерное сердце; появление коры больших полушарий; непостоянная температура тела; размножение: оплодотворение внутреннее, откладывание яиц. (Беседа с элементами объяснения учителя.)
2. Происхождение пресмыкающихся: многообразие вымерших пресмыкающихся; причины вымирания древних пресмыкающихся. (Рассказ учителя с использованием рисунка 105 учебника). Работа с электронным учебником “Открытая биология”.
3. Многообразие современных пресмыкающихся. Характеристика отряда чешуйчатых: Презентация пресмыкающихся.
Многообразие видов чешуйчатых (беседа с использованием рисунков 106, 107 учебника по вопросам: где встречаются представители отряда чешуйчатых? Почему отряд получил такое название?); характерные особенности ящериц (самостоятельная работа учащихся: прочитать статью учебника “Отряд Чешуйчатые” и ответить на вопросы: каковы характерные черты строения ящериц? Каковы особенности образа жизни ящериц? Как размножаются ящерицы?); характерные особенности варанов (самостоятельная работа учащихся: прочитать статью учебника “Отряд Чешуйчатые” и ответить на вопросы: где встречаются вараны? Какие особенности образа жизни варанов?); характерные особенности змей (самостоятельная работа учащихся: прочитать статью учебника “Отряд Чешуйчатые” и ответить на вопросы: чем змеи отличаются от ящериц? Какие органы чувств развиты у змей? Можно ли язык змей назвать жалом? Чем питаются змеи? Какие особенности строения позволяют им заглатывать крупную добычу? Что такое линька и как она протекает у змей? Когда кобра “надувает капюшон” и какое значение он имеет в ее жизни? Какой фактор является ограничивающим в распространении змей? Каково значение змей в природе?)
IV. Закрепление знаний
V. Подведение итогов.
Почему класс пресмыкающихся получил такое название? Почему пресмыкающихся называют “детьми солнца”? Почему в тропиках больше ночных пресмыкающихся? Почему ящерицы, обитающие в пустыне, в жаркое время забираются на верхушки кустарников? (Фронтальная беседа.)
VI. Домашнее задание.
Изучить § 25, ответить на вопросы в конце параграфа; повторить § 24, написать в тетради основные правила поведения при укусе ядовитой змеи; заполнить таблицу “Сравнительная характеристика земноводных и пресмыкающихся”).
Сравнительная характеристика земноводных и пресмыкающихся
Признаки для сравнения | Земноводные | Пресмыкающиеся |
1. Среда обитания | ||
2. Покровы тела | ||
3. Органы движения | ||
4. Органы чувств | ||
5. Органы дыхания |