Урок естествознания "Календарь – способ описания времени, основанный на знаниях о небесных явлениях"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • помочь детям осмыслить тексты, связывающие процессы смены сезонов и движения Луны со способами измерения времени;
  • организовать работу с годовым кругом, предполагающим не только фиксацию циклически повторяющихся природных изменений, но и изучение ежегодно повторяющихся общественных событий и ритуалов (календарные праздники).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ:

  • составление годового круга, чтение и анализ текстов;
  • изучение разных способов отчисления времени, составление таблицы.

ЗАДАЧА ДЕТЕЙ: ознакомление с разными календарями.

ВЫХОД: общеклассный проект - годовой круг.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебная тетрадь,
  • макет годового круга,
  • различные виды календарей,
  • печатный материал: словарь исследователя, словарные карточки, рассказы о календарях.

1. Мотивация.

- Заполните листочек “Что я знаю о Вселенной”. (Приложение 1)

- На все ли вопросы вы смогли дать ответ?

- Почему?

- Можем ли мы прямо сейчас ответить на эти вопросы? Почему?

- Что нам нужно для этого?

- Какой из календарей нам поможет?

- Нужны ли нам остальные календари?

2. Актуализация знаний.

а) – Испокон веков ещё в историческом прошлом народом решалась проблема измерения времени. Славяне уже тогда придумали календарь, да не один. По календарям они определяли время посева и уборки урожая, время праздников и великих постов. (чтение в группах)

“А началось все с косточек…”. (Приложение 2)

- А как вы понимаете, что такое календарь? (в группах пытаются дать определение слову “календарь”.)

б) - Что такое календарь? Прочитайте сведения из словаря. (Приложение 3)

- Что вы уже знаете о календаре? (чтение текста из учебника с.4)

3. Исследование в группах. Метод “мозаики” (группы работают по созданию календаря)

  1. группа - славянский календарь.
  2. группа – римский календарь
  3. группа - календарь государственных праздников (Приложение 4)
  4. группа – древнерусский календарь.

4. Обмен информацией. Организация информации.

а) Совместное совмещение “блоков годового круга”.

- Почему делали так, а не иначе?

б) - Определите, какой сейчас месяц по разным календарям. Группы предоставляют информацию.

- Как вы думаете, удобно ли было использовать три – четыре календаря одновременно? Почему?

- Получается, что в разных местах приходилось пользоваться разными календарями?

Существовали определённые противоречия. К примеру, даты праздников гражданского, церковного и народного календарей то совпадали, то расходились. Сейчас пользуются в основном гражданским календарём.

5. Постановка новых вопросов.

Нужно ли нам столько календарей?

Может возможно создать какой-либо один календарь?

Какие идеи?

Дети рассказывают о вечных календарях, обзорных.

6. Применение (работа в группах)

Дополнить семейными и классными праздниками.