ЦЕЛИ:
- помочь детям осмыслить тексты, связывающие процессы смены сезонов и движения Луны со способами измерения времени;
- организовать работу с годовым кругом, предполагающим не только фиксацию циклически повторяющихся природных изменений, но и изучение ежегодно повторяющихся общественных событий и ритуалов (календарные праздники).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ:
- составление годового круга, чтение и анализ текстов;
- изучение разных способов отчисления времени, составление таблицы.
ЗАДАЧА ДЕТЕЙ: ознакомление с разными календарями.
ВЫХОД: общеклассный проект - годовой круг.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебная тетрадь,
- макет годового круга,
- различные виды календарей,
- печатный материал: словарь исследователя, словарные карточки, рассказы о календарях.
1. Мотивация.
- Заполните листочек “Что я знаю о Вселенной”. (Приложение 1)
- На все ли вопросы вы смогли дать ответ?
- Почему?
- Можем ли мы прямо сейчас ответить на эти вопросы? Почему?
- Что нам нужно для этого?
- Какой из календарей нам поможет?
- Нужны ли нам остальные календари?
2. Актуализация знаний.
а) – Испокон веков ещё в историческом прошлом народом решалась проблема измерения времени. Славяне уже тогда придумали календарь, да не один. По календарям они определяли время посева и уборки урожая, время праздников и великих постов. (чтение в группах)
“А началось все с косточек…”. (Приложение 2)
- А как вы понимаете, что такое календарь? (в группах пытаются дать определение слову “календарь”.)
б) - Что такое календарь? Прочитайте сведения из словаря. (Приложение 3)
- Что вы уже знаете о календаре? (чтение текста из учебника с.4)
3. Исследование в группах. Метод “мозаики” (группы работают по созданию календаря)
- группа - славянский календарь.
- группа – римский календарь
- группа - календарь государственных праздников (Приложение 4)
- группа – древнерусский календарь.
4. Обмен информацией. Организация информации.
а) Совместное совмещение “блоков годового круга”.
- Почему делали так, а не иначе?
б) - Определите, какой сейчас месяц по разным календарям. Группы предоставляют информацию.
- Как вы думаете, удобно ли было использовать три – четыре календаря одновременно? Почему?
- Получается, что в разных местах приходилось пользоваться разными календарями?
Существовали определённые противоречия. К примеру, даты праздников гражданского, церковного и народного календарей то совпадали, то расходились. Сейчас пользуются в основном гражданским календарём.
5. Постановка новых вопросов.
Нужно ли нам столько календарей?
Может возможно создать какой-либо один календарь?
Какие идеи?
Дети рассказывают о вечных календарях, обзорных.
6. Применение (работа в группах)
Дополнить семейными и классными праздниками.