1. Предисловие.
ЕГЭ по русскому языку – это реальность, которая вошла в мою жизнь и жизнь моих учеников четыре года назад. Сначала русский язык сдавали как экзамен по выбору, а в 2006-2007 учебном году этот предмет стал обязательным для всех учащихся. Но принцип ЕГЭ сохранился: выпускник школы остается один на один с экзаменационной работой. И задача учителя - подготовить ученика так, чтобы он не растерялся, а четко и грамотно выполнил все задания.
Что может учитель?
2. Теоретическая часть.
"При подготовке к единому государственному экзамену важно усвоить то, что нет необходимости в специальной подготовке к ЕГЭ по содержанию предмета. Экзаменационная работа не проверяет элементы содержания, которые выходят за пределы общеобразовательного минимума по русскому языку. Однако такая подготовка (как и подготовка к традиционному экзамену) не исключает необходимого обобщения и систематизации изученного в школе." [1] За годы подготовки учеников к ЕГЭ сложилась система повторения на уроках русского языка и факультативных занятиях в 11 классе.
1. Сентябрь-октябрь.
Повторение трудных тем:
а) фонетика (А1), орфоэпия (А2);
б) орфография:
- правописание н / нн в словах различных частей речи (А14);
- правописание гласной в корне слова (А15);
- правописание приставок (А16);
- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А17);
- правописание не и ни (А19);
- слитное, дефисное, раздельное написание слов (А20);
в) синтаксис и пунктуация:
- типы односоставных предложений;
- типы сложных предложений;
- типы сложноподчиненных предложений;
- типы связи придаточных частей с главной;
г) наиболее трудные задания части В:
- основные способы словообразования (В1);
- тип подчинительной связи в словосочетании (В3).
На данном этапе подготовки к ЕГЭ информация подается в схемах и таблицах, которые систематизируют и обобщают все изученное в 5-9 классах, создают "базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания".[ 2]
2. Ноябрь.
а) работа с текстом:
- определение типа речи;
- средства и способы связи предложений в тексте;
- средства выразительности в тексте;
б) подготовка к выполнению части С1:
- знакомство с критериями оценивания ответа на задание С[3]
- устная и письменная работа по определению проблемы, комментированию текста и определению позиции автора, умению аргументировать свою точку зрения;
- анализ подобных сочинений в соответствии с критериями;
- написание, анализ и редактирование собственных сочинений.
Очень важно, чтобы за первое сочинение ученик получил как можно большее количество баллов (пусть и не с первого раза), тогда он поймет, что от него требуется, и будет стремиться к лучшему выполнению работы. Сначала выпускник, возможно, будет писать по определенному шаблону (и для слабых учащихся это спасение), но постепенно он начинает отступать от образца и творчески оформляет свое сочинение.
План сочинения.
I. Вступление.
II. Основная часть.
- формулировка проблемы;
- комментарий к сформулированной проблеме;
- отражение позиции автора;
- аргументация собственного мнения (2 аргумента).
III. Заключение.
3. Декабрь.
Проведение пробного экзамена.
Эта работа – диагностическая, она позволяет не только выявить типичные ошибки, но и определить, над какими проблемами необходимо работать непосредственно с каждым учеником. Составляется сводная таблица, в которой фиксируются все задания части А и части В, в нее заносятся графы "выполнил/не выполнил", а также "теория" и "практика". Учитель планирует домашние задания и классные орфографические и пунктуационные 10-минутки с учетом этих сведений, а потом контролирует выполнение и делает пометки в таблице.
4. Январь-май.
Работа по предупреждению ошибок на экзамене (интенсивная тренировка).
- Комплексный анализ текста и написание сочинения по нему.
- Тестирование (тематическое, выполнение заданий по образцам вариантов ЕГЭ).
- Дифференцированное домашние задание (с учетом трудностей каждого ученика).
- Постоянное обращение на уроках к таким темам, как "Разряды местоимений", "Производные и непроизводные предлоги", "Разряды частиц".
- Синтаксический и пунктуационный разбор предложений (с дополнительными заданиями по словообразованию, определению типа подчинительной связи в словосочетании, морфологическому анализу слов).
- Предэкзаменационный контроль.
5. Практическая часть.
План-конспект урока по теме "Знаки препинания в предложениях с вводными словами." (2 урок по теме)
Цели и задачи: повторить орфограммы "Н/НН в словах", "НЕ с различными частями речи", отработать умение учащихся различать вводные слова и члены предложения, закрепить умение ставить знаки препинания в простом осложненном предложении, развить умение анализировать текст, логически мыслить, воспитать бережное отношение к своему здоровью.
Ход работы
I. Повторение к ЕГЭ (15 минут).
1. Анализ текста № 32.[3]
Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
1)... (2) А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (З) Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50—100 мг витамина С в сутки. (4) “Аскорбинка” участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.
1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
- Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.
- Витамин С участвует в синтезе белка соединительной ткани животных — коллагена.
- На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешёвого доступного сырья - глюкозы.
- Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 6?
- Одним словом,
- Кроме того,
- Например,
- Вопреки этому
3. Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
- людям необходимо получать (предложение 3)
- дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить (предложение 5)
- не образуются волокна (предложение 5)
- цинга поражала (предложение 6)
4. Укажите верную характеристику предложения 5 текста.
- сложносочинённое
- сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
- сложноподчинённое
- сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЁННЫХ из предложения 6 текста.
- страдательное причастие
- прилагательное
- деепричастие
- действительное причастие
6. Какое слово в тексте имеет значение “система однородных клеток, выполняющих в организме одни и те же функции”?
- пища (предложение 3)
- витамин (предложение 3)
- ткань (предложения 4, 5)
- десна (предложение 5)
2. Проверка индивидуальной домашней работы: таблица написания Н / НН в словах, схема "НЕ со словами", слова-исключения (н / нн).
3. После повторения теоретического материала класс самостоятельно выполняет задания на данные типы орфограмм [3]:
1. На месте каких цифр пишется НН?
В конце XX века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.
- 1,2
- 2
- 2,3
- 3,4
2. На месте каких цифр пишется НН?
Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесемок.
- 1,2
- 2
- 1,2,3
- 3,4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Церковь Василия Блаженного увенча(1)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гране(2)ую пробку стари(3)ого графина.
- 1,2
- 2
- 3
- 2,3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
- 1
- 2,3
- 3
- 1,2,3
5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет теплый ветер.
- Поэма состоит из отдельных (не)завершенных глав.
- Очень (не)легкий выдался денек!
- Мачеха сразу (не)взлюбила падчерицу.
6. В каком варианте НЕ со словом пишется раздельно?
- Ученые утверждают, что есть (не)исследованная часть Антарктиды.
- Никто (не)застрахован от ошибок.
- Путешественникам (не)где было расположиться на ночлег.
- Сегодня вы (не)плохо справились с работой.
4. Анализ выполненной работы в классе.
II. Основная часть урока (20 минут).
1. Индивидуальные задания (проверка домашней работы) [4]:
а) назвать слова, не являющиеся вводными (стр.80);
б) привести примеры наиболее часто употребляющихся вводных слов и их значение (стр.77,80);
в) составить предложения, в которых одни и те же слова выступали бы в роли вводных слов и различных членов предложения( по упр. 48,52).
2. Анализ постановки знаков препинания при слове однако.
ОДНАКО
/......... \
в конце и в начале
в середине предложения
предложения
\.......... /
вводное слово союз
/ .........\
,однако, однако = но
3. Решение пунктуационных задач.
(*Дополнительное задание каждому отвечающему: определить тип словосочетания, способ образования слов, части речи) [5]
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1. Куда (1) по-вашему (2) ведет эта тропинка? Мы обещаем все сделать (3) по-вашему.
- 1
- 2
- 1,2
- 3
2. Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) ее нельзя читать поверхностно. Что значит читать это заявление?
- 2
- 1,2
- 3,4
- 1,2,3,4
3. Он вспомнил ее слова (1) возможно (2) сказанные очень давно. А счастье было так (3) возможно.
- 1
- 1,2
- 1,2,3
- 2
4. Пособие следует отредактировать и (1) главным образом (2) дополнить новым материалом. Между тем (2) солнце клонилось к закату.
- 1,2
- 1,2,3
- 3
- 2,3
5. Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно черным.
- 1
- 1,2
- 3,4
- 1,2,3,4
6. Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был все так же невозмутим.
- 1,2
- 3,4
- 4
- 1,2,3,4
7. Мы (1) скажем (2) вам об этом позже. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как (3) скажем (4) приветствие.
- 1,2
- 3,4
- 1,2,3,4
- 4
8.Мы не надеялись никогда более встретиться (1) однако (2) встретились. Как я его ловко (3) однако!
- 1
- 1,2
- 1,2,3
- 1,3
III. Объяснение домашней работы:
1. Повторить п. 38,40, выполнить п. 39,41.[4]
2. Составить словарно-орфографический диктант на темы "Н / НН в словах", "НЕ со словами".
3. Индивидуально (по графику): составить таблицу " Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий", составить задания, подобные А16 (правописание приставок), начертить схему постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
IV. Самостоятельная работа (10 минут).
Тестирование по вариантам (стр.75-81,упр. 1-26,I в.- четные, II в.- нечетные). [3]
4. Послесловие.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – серьезная и ответственная работа как учителя, так и ученика. В последнее время появилось много литературы для занятий. Учителю необходимо проанализировать материалы и распределить их таким образом, чтобы эти книги стали действенным помощником и на уроках русского языка, и на факультативе, и для самостоятельной подготовки учащихся к экзамену.
Использованная литература.
- Цыбулько И.П.Методическое письмо "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе". //Русский язык в школе.-2007.-№2.-Стр.7.
- Фролова Т.Я. Скоро экзамен по русскому языку? Без паники...//Русский язык в школе.-2004.-№1,3,5.
- ЕГЭ 2008. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А. Ю. Бисеров, Ю. Н. Гостева, В.В. Львов, И. Б. Маслова, Н. В. Соколова.-М.: Эксмо, 2008.-384с.
- Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть II. - 2-е изд., испр. и доп.- Воронеж: Издательство "Научная книга", 2005.-168 с.
- Сенина Н. А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2006.- 512 с. (В помощь выпускнику).