Интегрированный урок по литературе и химии на тему "Путешествие Маленького принца"

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о химических удобрениях.
  2. Рассмотреть различные типы классификации удобрений.
  3. Провести расчеты питательной ценности удобрений.
  4. Глубже познать значимость любви и уважения к людям.

Основные понятия темы: доброта, любовь, уважение.

Оборудование:

  1. Плакат на тему: “Перед большим разумом я склоняю голову, перед большим сердцем -колени”. И.В. Гете.
  2. Презентации “Розы”, “Минеральные удобрения”, “Кристаллы воды”, “Вода”.
  3. Схемы классификации удобрений.
  4. На столах учащихся: образцы различных удобрений, вода, раствор щелочи, спиртовка, спички, лакмусовая бумажка, раствор хлорида бария.
  5. Инструкционная карта для проведения лабораторной работы: “Распознавание минеральных удобрений”.

а) насыпьте 1-2 г. удобрения в чистую пробирку;

б) добавьте в нее 5-7 мл. воды, встряхните;

в) раствор удобрения разлейте в три сухие пробирки;

г) в первую пробирку с раствором удобрения прилейте раствор щелочи и подогрейте;

д) осторожно понюхайте раствор и опустите в пробирку влажную лакмусовую бумажку.

Характерный запах аммиака и посинение красной лакмусовой бумажки свидетельствует о том, что удобрения представляют собой соль аммония.

е) во вторую пробирку с раствором удобрения внесите три капли раствора хлорида бария.

Выпадение белого осадка укажет на наличие в составе удобрения сульфат – иона..

ж) запишите в тетрадь результаты наблюдений.

Ход урока

Учитель химии: Сегодня мы проводим интегрированный урок по теме “ Минеральные удобрения”, в основе урока лежит произведение Антуан де Сент–Экзюпери “ Маленький принц”. Антуан де Сент – Экзюпери родился в июне 1900 года в Лионе. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекался и техникой и машинами. Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал сказку “Маленький принц”. Сказка эта - мудрая и человечная. О долге и верности. О дружбе и любви. О нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле. Мы отправляемся в сказку и постараемся своими знаниями помочь Маленькому принцу понять нашу планету.

Ученица: (читает слова автора)

Итак, седьмая планета, которую он посетил, была Земля.

Земля планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых.

Просмотр эпизода из видеофильма “Вода”.

Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.

- Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

- Кто вы?- просил он, пораженный.

- Мы розы, - отвечали розы.

Презентация по теме: “Розы”.

РОЗЫ

Разные виды диких роз, например, наш шиповник, могли привлекать внимание еще первобытного человека. Начало садовой культуры роз теряется в глубокой древности. Может быть, именно розы были первыми растениями, которые человек стал разводить ради их красоты. Бесчисленное множество старинных сказаний и легенд говорит о розах, которые уже тысячи лет воспеваются поэтами на всевозможных языках.

Древние греки во время празднеств украшали гирляндами из роз свои дома, храмы, статуи богов и пиршественные столы, за которыми в венках из роз возлежали пирующие. Розами венчали победителей, розами убирали новобрачных, розами осыпали покойников и надгробные камни. В древнем республиканском Риме в начале лета справлялся "день роз", день поминовения всех умерших.

Римский хозяин, собирая друзей на обед, вешал над столом ветви белых роз. Это означало: "мы здесь будем беседовать без стеснений, но для посторонних наши речи - секрет". В Помпее в нескольких домах сохранились нарисованные на потолках ветви роз.

В более позднюю эпоху Римской империи на празднествах - уже не ради символов, а просто для украшения - изводилось совершенно фантастическое количество роз. За одним из пиршеств во дворце Нерона на тысячи пирующих гостей непрерывным дождем сыпались розовые лепестки.

На мировой рынок ежегодно поставляется несколько десятков тонн драгоценного розового масла, добываемого из цветов розы и используемого для духов, варенья, ликеров. Но чтобы добыть один килограмм масла, требуется примерно 500 килограммов цветов. В наши дни цветоводы продолжают изощряться в получении новых и новых сортов роз. Издавна стараются получить черную розу! Цветков такого цвета, который физики признали бы настоящим черным, вообще не бывает, но цветоводы разводят теперь розы такого темного красного цвета, что при неярком вечернем освещении они отлично могут сойти за черные.

Издавна также мечтают цветоводы получить голубую розу. По почину Гёте, для этой цели розы выращивают в теплицах с застеклением синего цвета. Как будто это придает розам синеватый оттенок, но настоящей синей или голубой розы никто еще не вырастил.

Ученица:

- Вот как…- промолвил Маленький принц.

И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду. Как вам это удалось?

Презентация “Минеральные удобрения”

Удобрения и их классификация

Минеральные удобрения – неорганические вещества (в основном соли), содержащие необходимые для растений элементы питания. Их получают химической или механической обработкой неорганического сырья.

К минеральным относят также удобрения, получаемые из азота воздуха или являющиеся побочными продуктами при выплавке металла, коксохимическом производстве. Минеральные удобрения, получаемые химической переработкой сырья, отличаются более высокой концентрацией питательных элементов.

По составу минеральные удобрения подразделяются на азотные, фосфорные, калийные и микроудобрения (борные, молибденовые и т. д.).

Органические удобрения. Питательные элементы в них находятся в веществах растительного и животного происхождения. Это в первую очередь навоз, а также различные продукты переработки веществ растительного и животного происхождения (торф, жмых, рыбная и кровяная мука, птичий помет, фекалии, городские отходы и отбросы различных пищевых производств). Сюда относят и зеленые удобрения (люпин, сераделла).

Органо-минеральные удобрения содержат органические и минеральные вещества. Их получают путем обработки аммиаком и фосфорной кислотой органических веществ (торфа, сланцев, бурого угля) или путем смешивания навоза либо торфа с фосфорными удобрениями.

Бактериальные удобрения – препараты, содержащие культуру микроорганизмов, фиксирующих органическое вещество почвы и удобрений (азотобактерин, нитрагин почвенный).

По агрохимическому воздействию минеральные удобрения

разделяют на прямые, косвенные и препараты, регулирующие рост растений.

1. Прямые удобрения предназначаются для непосредственного питания растений. Они содержат азот, фосфор, калий, магний, серу, железо и микроэлементы.

Простые, которые содержат один из элементов питания: азот, фосфор, калий, молибден и т. д. В свою очередь, их подразделяют на:

1) азотные удобрения, которые различают по форме соединений азота: аммиачные, аммонийные, нитратные, амидные, и их сочетания;

2) фосфорные удобрения, в основу классификации которых положена их растворимость в воде и органических кислотах, они делятся на: растворимые в воде (гидрофосфат аммония, дигидрофосфат аммония, двойной суперфосфат), нерастворимые в воде, но растворимые в растворах лимонной кислоты и ее солей (преципитат), труднорастворимые в воде (фосфоритная мука, простой суперфосфат);

З) калийные удобрения разделают на: сырые соли (минералы каинит, сильвинит), концентрированные удобрения, полученные переработкой природных калийных солей (KCI, содержащие поташ). Человек давно заметил, что внесение в почву золы приводит к увеличению урожайности. О том, что ее активным началом является карбонат калия - поташ, стало известно гораздо позже. До разработки промышленных способов производства соды поташ играл исключительно важную роль в различных производствах: стекольном, текстильном, мыловаренном и др. Его получали сжиганием древесины и обработкой водой золы с последующим выпариванием водного раствора. Из золы сожженного 1м3 вяза получали 0,76 кг поташа, ивы - 0,63 кг, липы - 0,50 кг. В России лес бездумно сжигали на поташ до середины XIX в. Содержание калия в золе сгоревших растений обычно очень высокое: в золе соломы злаков от 9 до 22 %, гречишной соломы - 25-35, стеблей подсолнечника - 36-40, торфа - 0,5-4,7 %. Само слово “поташ” произошло от старонемецкого “пот” - горшок и “аш” - зола, так как щелок, получающийся при обработке золы водой, выпаривался в горшках.

Калийные удобрения обычно применяют в сочетании с азотными и фосфорными. Естественно, что в таких случаях было бы нерационально вносить отдельно каждое из них. Это потребовало бы больших трудовых затрат. Поэтому часто механически или химически готовят смеси различных удобрений. Смешанные в определенных пропорциях различные удобрения называют туками.

4) микроудобрения – технические смеси, содержащие микроэлементы.

Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов.

Косвенные удобрения применяют для химического, физического, микробиологического воздействия на почву с целью улучшения условий использования удобрений. Например, для нейтрализации кислотности почв применяют молотые известняки, доломит, гашеную известь; для мелиорации солонцов используют гипс; для подкисления почв используют гидросульфит натрия.

Лабораторная работа “ Распознавание минеральных удобрений”

Ученица

На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

- А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды…

Сообщение учащегося

“…у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!” – Антуан де Сент-Экзюпери

Вода содержится во всех живых организмах, она присутствует в клетках и тканях любого животного и растения.

Тело медузы на 99% состоит из воды, тело рыбы содержит 80% воды, в организмах млекопитающих массовая доля воды – 70%.

В салате, спарже вода составляет 95 % массы, помидорах и моркови – около 90%. Сложнейшие реакции в растительных и животных организмах протекают в водной среде.

Вода, среда обитания многих растений и животных. Живые организмы не могут жить без воды. Обезвоживание организма на 12% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к его гибели. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд – “корабль пустыни” – не может прожить без воды больше 8 дней.

Вода – главный материал, из которого построено наше тело, ее содержат: кровь – 83%, мозг, сердце – 80%, кости – 20-25%, стекловидное тело, глаза – 99%. Неудивительно, что человек может достаточно долго прожить без еды, но без воды не может и нескольких дней.

Фрагмент фильма “Вода”.

Ученица

Самое главное глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.

Закрепление материала проходит в виде теста, где за правильный ответ вашему взору открываются чудесные кристаллы воды.

1. Присыпание какого удобрения на тлеющую лучинку сопровождается яркими вспышками

1) NaNO3 +
2) (NH4)2SO4 -
В) H2O+ NH3 -

 2. Рассчитайте массовые доли азота в следующих удобрениях: натриевая селитра, сульфат аммония, аммиачная селитра. Какое из них наиболее концентрированно? Поставьте номера по мере их значимости.

1) NaNO3 3
2) (NH4)2SO4 2
3) NH4 NO3 1

3. Определите степень окисления азота в соединении NH4NO3.

1) 0 -
2) -3 +
3)  +5 Любовь и признательность.

Самый прекрасный кристалл воды создан словами “любовь и признательность”.

“Любовь и признательность” - вот те слова, которые должны служить нам проводником в жизни.

Химия – самая волшебная наука, изучаемая в школе. Она может быть разной одновременно: сложной и простой, красивой и уродливой, полезной и вредной.

Химия - это наука, в которой бушует море страстей и учитель на своих уроках может давать не просто сухие знания, а вести параллель между бытием жизни и химическими процессами. Недаром многие великие химики были музыкантами и поэтами. (М.В. Ломоносов - автор “ Российская грамматика”, “Краткое руководство к риторике”, А.П. Бородин – опера “Князь Игорь”, А.Н. Радищев – Путешествие из Петербурга в Москву”.)

Главное научить детей понимать, принимать и творить добро. Ведь наука в руках человека с добрым сердцем может творить чудеса.

Таким образом, дети знакомятся с темой “Минеральные удобрения”. Данный урок можно провести в рамках недели химии, для углубления знаний учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал “Наука и Жизнь” / Архив / №8, 2003/ Занимательная ботаника. А. В. Цингер. Розы.
  2. Габриелян О. С. , Лысова Г.Г.Химия 11 класс. Москва, “Дрофа”, 2003.
  3. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц. М.: Правда. 1979.336с. ил.
  4. Химия для гуманитариев. 10,11 классы/ сост.Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель,2005.-135 с.