Урок-исследование по математике на тему "Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями.
  2. Развивать вычислительные навыки, творческие способности, познавательный интерес, закрепить умение решать задачи.
  3. Воспитывать активность и внимание учащихся, умение работать в группах.

Оборудование:

  • таблички с ответами и словами девиза урока: “Знай, люби и береги свой родной город!”,
  • комплект кружков (красный, зеленый, синий),
  • таблички: “Умножение…,чисел, запись которых оканчивается нулями”,
  • карточки-помощницы для решения задачи №1,
  • карточки с разноуровневым заданием №2,
  • кодоскоп,
  • краткая запись задачи,
  • презентация “Мой город”.

Ход урока

На доске табличка “Умножение…”

Звучит отрывок из песни местных авторов “Маленький городок” слова И. Ахтямова, А. Захарова, музыка А. Цыплияускаса <Приложение1>

I. Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

II. Постановка задачи.

Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему “Умножение…”

Что мы уже знаем по этой теме?

Задайте по теме такие вопросы, на которые вы в данный момент не знаете ответа.

Почему же, как вы думаете, после темы “Умножение…” стоит многоточие?

Кроме того, наш урок будет связан с историей и событиями, происходящими в нашем городе.

III. Опрос.

У доски работают два ученика.

Первый ? решает задачу:

В городе Великие Луки 27 детских садов, школ- на 9 меньше, а учреждений дополнительного образования в 3 раза меньше, чем школ. Сколько всего образовательных учреждений в городе?

Ребята, сколько лет нашей школе? (44)

Самая старая школа в нашем городе- школа № 1, ей исполнилось 130 лет.

А где она находится, разгадывает второй ученик.

160 : 4 =    
88 : 44 =    
30 · 6 =    
2050 + 300 =    
6008 – 6000 =    
1000 : 10 =    
96 · 100 =    
170 · 4 =    
0 · 32 =    
43 · 1 =    
0 2 8 40 100 43 180 680 2350 9600
я б е ю й площадь и а л н

На месте по карточкам работают два ученика (первый работает над ошибками, второй решает задачу).

IV. Устный счет.

Давайте узнаем девиз нашего урока. Проведем математическую зарядку. Ответы со словами девиза будет выставлять… Читаю 1 раз. Будьте внимательны!

  1. Увеличить 1066 на 1 сотню.
  2. Уменьшить 360 в 4 раза.
  3. Найдите частное чисел 280 и 7.
  4. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
  5. Какое число надо разделить на 4,чтобы получилось 20?
  6. Назовите самое большое 5-зн. число.
  7. Какое число в 12 раз больше 5?

На доске появляется девиз:

1166 90 40 64 80 99999 60
Знай, люби и береги свой родной город!

Прочитайте девиз урока. О чем говорит вам число 1166? (Условная дата возникновения Великих Лук).

V. Проверка отвечающих.

Вопрос первому ученику: Где находится самая старая школа в нашем городе? (На Юбилейной площади)

Вопрос второму ученику: Что относится к учреждениям дополнительного образования?

Дополнительные вопросы ученикам задают дети.

Выставление оценок.

VI. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа.

Прочитать с доски числа: 840, 102000, 1200, 1740.

О каком событии из жизни нашего города напомнило вам число 840? (Столько лет нашему городу исполнилось в 2006 году.)

Сколько всего десятков в числе 102000?

Сколько всего сотен в числе 102000?

Сколько тысяч?

Что общего между этими числами?

Какие это числа?

– А теперь решите примеры:

800 · 7

24000 · 3

380 · 9 (устно не умножить)

– Какая же тема урока? (прикрепить табличку “чисел, запись которых оканчивается нулями”)

– Как вы думаете, как умножаются такие числа?

– Как будете рассуждать?

2. Работа по учебнику стр. 75. [1]

– Рассмотреть записи, объяснить, как выполнено умножение (примеры записаны в столбик).

8400 ? 7

69000 ? 4

(Вывод)

– Закройте глаза, расправьте плечи, голову опустите, медленно повторите , как умножить круглое число на однозначное. Откройте глаза, повторим вслух.

3. С комментированием: (№369 стр. 75) [1]

420 x 8

3900 x 3

VII. Самостоятельная работа.

Наш орденоносный город живет и развивается.

– Каким бы вам хотелось видеть наш город?

– Сейчас вы будете строителями. А что построите, узнаете, если правильно решите примеры.

I вариант – 1 строка: 4700 x 5; 30700 x 9; 5000 – 786 x 4.

II вариант – 2 строка: 6800 x 6; 20080 x 7; 4329 + 632 x 8.

Проверка самостоятельной работы (выставляются картинки с ответами <Приложение 2>).

– Что же вы построили?

– Как нужно вести себя на детской площадке?

– У кого нет ошибок? Встаньте! Молодцы! Похлопаем им! Порадуемся за них!

VIII. Домашнее задание.

– Придумать и решить 8 примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями.

IX. Физкультминутка.

Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок.

X. Презентация “Мой город”

<Приложение 3>

– Что можно сказать о нашем городе?

С ранней весны до поздней осени город утопает в цветах. Заслуга в этом работниц городского хозяйства по озеленению.

XI. Решение задачи

– Прочитайте задачу с доски(про себя, вслух)

Задача.

Работницы горзеленхоза высадили на клумбы нашего города 50000 штук рассады цветов. Анютиных глазок - 8500 штук, георгинов - в 3 раза больше, чем анютиных глазок, а остальные - бархатцы. Сколько штук бархатцев посадили?

Разбор задачи, используя краткую запись.

Запись решения.

Работа по группам: 1 и 2 – записать решение задачи по действиям, 1-я группа можно воспользоваться карточкой – подсказкой №1 <Приложение 4>, 3-я группа – по действиям и выражением.

Один ученик- на индивидуальной доске. (Проверка – сверка с доской)

– У кого задача решена правильно?

Молодцы!

XII. Самостоятельная работа.

Наш город включен в федеральную программу “Подарим стадион детям”, согласно которой планируется укладка искусственного футбольного покрытия на стадионе “Экспресс”.

– Решив задачи, вы узнаете площадь и периметр футбольного поля.

– Как найти площадь?

– Как найти периметр?

– В каких единицах измеряется площадь?

– Возьмите карточку № 2 <Приложение 5>.

– Перед вами 3 задачи. Прочитайте. Выберите и решите ту, с которой справитесь.

Проверка (кодоскоп)

– У кого нет ошибок

– Кто решал 1-ю? 2-ю? 3-ю?

XIII. Творческая работа.

В течение недели вы занимались поисковой работой, нашли данные о нашем городе для составления задач. Предлагаю вам творческую работу. Воспользовавшись своими находками, работая в группах, составьте задачи. (Проверка. Зачитать и решить по 1 задаче от группы)

XIV. Итоги урока.

– Какую проблему ставили перед собой?

– Научились ее решать?

– Как умножаются числа, оканчивающиеся нулями?

– О чем говорили?

Сделать наш город еще прекраснее предстоит вам, когда станете взрослыми. Но и сейчас вы можете многое сделать для родного города: сажать деревья и цветы, не вытаптывать газоны, оберегать птиц.

Выставление оценок.

Хочу поблагодарить всех за работу и подарить в память об уроке открытку с видом города.

Оцените свою работу вы:

  1. Я молодец, справился сам – красный кружок;
  2. Мне было трудно, но я справился сам – зеленый кружок;
  3. Мне нужна помощь – синий кружок.

Приложение

Литература:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова, Математика М,: Просвещение, 2004.
  2. Г.А. Лавриненко, Приемы вычисления по методике развивающего обучения С,: Лицей, 2003.
  3. Н.А. Анисимов, А.И. Агафонов, Великие Луки В-Л,: Великолукская городская типография, 2004.