Цель:
- Рассмотреть положение металлов ПСХЭ (далее последовательная система химических элементов). Особенности строения их атомов. Изучить общие физические свойства металлов. Повторить и обобщить химической связи и кристаллической металлической решетке.
- Способствовать расширению знаний о щелочных и щелочноземельных металлов в недрах Якутии.
- Развивать умение анализировать, делать выводы исходя о положении металлов периодической системы химических элементов.
- Развивать умение владеть химической терминологией, четко сформулировать и высказывать мысли. Воспитывать самостоятельность мышления учебной деятельности.
- Формулировать ответственное отношение к учебе.
Оборудование:
- Учебники Габриллян О.С.;
- Заготовки страниц журналов, газет;
- Набор металлы;
- Таблица Д.И. Менделеева периодический закон и периодическая система;
- Диаграмма электропроводности, плотности, температуры плавления;
- Геолого-экономическая карта Республики Саха (Якутия);
Ход урока
Комбинированное занятие: Лекция с элементами беседы, основные понятия фиксируются в тетради.
I. Организованный момент. Приветствие. Настрой на работу. Проверка домашнего задания.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним, что знаем о положении металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, а так же узнаем о роли периодического закона и периодической системы химических элементов на зеленой поверхности. Итак, начинаем урок.
Предлагаю обобщить все знания по металлам, в частности по их положению в ПС и особенностям их электронного строения.
Ученики: Работают с таблицей.
Вывод: Металлы расположены в начале периодов, каждый период начинается со щелочного металла (перечисляют щелочные металлы, составляют их электронные формулы определяют положение в таблице I группы главной подгруппы.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему химическим элементам I группы главной подгруппы дали название “Щелочные металлы”?
Учащиеся: (думают, спорят, отвечают)свое название эти металлы получили от названий соответствующих гидроксидов, которые при растворении в воде дают щелочи: Li – Li OH, Na – Na OH, H – H OH;
Учитель: Говорят, что щелочные металлы сильные восстановители, что вы об этом думаете? Рассмотрите, пожалуйста, электронное строение металлов.
Учащиеся: У всех щелочных металлов на влияние электронном уровне находиться по 1 электрону по подгруппе сверху вниз радиусы атомов увеличиваются, поэтому притяжение электронов к ядру будет слабее, легче отдают свои электроны.
Учитель: Молодцы, а теперь напишите электронное строение химических элементов II группы главной подгруппы.
Учащиеся: Ребята, исходя из положения, в ПС пишут электронные формулы элементов II группы главной подгруппы, при этом отмечают Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra – сильные восстановители, так как содержат по 2 электрона на последнем энергетическом уровне, но более слабые, щелочные металлы.
Учитель: Ca, Sr, Ba относят к группе щелочноземельных металлов. Ребята, еще раз посмотрите особенности электронного строения от Ве до Ra. Как изменяются свойства атомов элементов при переходе от Ве до Ra.
Учащиеся: Радиус атома увеличивается от Ве до Ra, значит, способность к отдаче электронов усиливаются. Самый сильный восстановитель Радий, самый слабый Вериллий.
Учитель: Однако, бериллий обладает – амфотерными свойствами. Как вы думаете, почему ведь он стоит во II группы главной подгруппе.
Учащиеся: (думают, сопоставляют электронное строение). Атом Вериллия обладает небольшим радиусом (всего 2 электронных слоя и 2 электронами, которые сильные сильно притягиваются к ядру атома из-за его малого радиуса, которая свойственна не металлам, поэтому наряду с металлическими свойствами у него проявляются так же неметаллические свойства.
Учитель: К металлам относят так же элементы главной подгруппы III группы, но Вериллий не относят к металлам почему? Докажите!
Учащиеся: (пишут электронное строение элементов III группы главной подгруппы, делают вывод). Бор обладает маленьким радиусом (всего 2 электронных уровня) и 3 электрона на последнем энергетическом уровне, поэтому они притягиваются к ядру атома, чем другие. Из этого следует, что бор является слабым восстановителем и его относят к неметаллам.
+ 1 1 | Na | 1s2 | 2s2 | 2р | в | 3s1 | |
+ 1 2 | Mg | 1s2 | 2s2 | 2р | в | 3s2 | |
+ 1 3 | Al | 1s2 | 2s2 | 2р | в | 3s1 | 3р1 |
Учащиеся отмечают в тетрадях 2 основные особенности строение атомов металла
- Наибольшее число электронов на последнем энергетическом уровне от 1-3;
- Относительно большой атомный радиус (т.к. металлы расположены в начале периода).
Вывод: Из 2-х особенностей атомов металлов вытекает их основные химические свойства:
Это сильная восстановительная способность. Способность отдавать свои внешние электроны, переходя при этом в положительно заряженные ионы.
Учитель: Вспомните природу металлической химической связи и особенности металлической кристаллической решетки. Нарисуйте схему кристаллической решетки металла.
Учащиеся: В узлах металлической решетки находятся, как нейтральные атомы, как и катионы металлов.
Учитель: Катионы и атомы постоянно переходят друг в друга благодаря свободному перемещению электронов.
М° - n М n+
Учащиеся: Под диктовку учителя пишут формулировку металлической связи. Работают с образцами некоторых металлов, с таблицами - диаграммы электропроводности и температур плавления.
II. Лабораторная работа
Образцы металлов плакаты и диаграммы по кристаллическим решеткам металлов, температур плавления и электропроводности.
Учащиеся отмечают общие физические свойства в тетрадях и совместно с учителем делают вывод. Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.
Учитель: Ребята, наша республика является одним из самых богатых регионов России, по распространению и концентрации химических элементов. На территории Якутии в ее недрах, закономерности расположении химических элементов не нарушены, в том числе щелочные и щелочноземельные металлы, а также элемент из III группы главной подгруппы Алюминий. Давайте посмотрим на геолого-экономическую карту РС (Я).
Учащиеся: Смотрят карту и условные обозначения промышленного месторождения Якутии. Ранее подготовленные учащиеся делаю сообщение о распространении химических элементов I – III группы главной подгруппы в недрах Якутии.
Учитель: Вот теперь вы знаете, что действительно в недрах нашего края спрятано много богатств, все они состоят, как любое другое химическое соединение, из атомов различных химических элементов, в том числе химических элементов I – III группы главной подгруппы.
Итог урока: Продолжите фразу …
- Сегодня на уроке узнал …
- Теперь я знаю …
- Мне на уроке …
Задание на дом:
§ 5 Упражнение 1 – 3
§ 6 упражнение 1, 2, 4 (устно)