Цели:
1) Воспитание любви к родному краю;
2) Развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия (слухового, зрительного, эмоционального);
3) Учить видеть прекрасное в окружающем мире.
Оборудование к уроку:
- музыка “Времена года” П. Чайковского;
- презентация (Приложение 1)
- аудиокассета “Звуки природы”;
- снежинки к игре “Найди половинку”;
- аншлаги со словами:
|
|
|
|
Ход урока
I. Вхождение в урок.
Перед началом урока звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
Начинается урок. Учитель читает стихотворение П. Явтысого “Первый снег” на фоне приглушённой классической музыки.
Снег падает,
Как будто мельтешение
Сквозь пальцы ветра
Белой мошкары.
Как будто шкура –
Белая оленья,
Большая –
От горы и до горы.Снег падает
И нежно наряжает
Пустую землю
В пышные меха.
Береза белезны не нарушает
Бела от стужи,
От ветров тиха.Снег падает,
Доверчив, нежен, звонок,
Он дымом стойбищ и дорог пропах
И ластится, ручной, как оленёнок,
И незаметно тает на губах.
- Понравилось стихотворение?
- Как вы думаете, какой человек мог написать такое стихотворение?
- Этого человека зовут Прокопий Андреевич Явтысый (Слайд 2) Он жил в Нарьян-Маре. Такие красивые прекрасные строчки может написать только тот человек, кто любит свой край.
И на этом уроке я бы хотела торжественно открыть копилку, в которую будем собирать для дальнейших уроков (для сочинений) красивые выражения (показываю).
- Как вы думаете, о чем поговорим на уроке? (О нашем крае).
- Вот Прокопий Явтысый выразил свою любовь к нашему округу в стихах. А что бы вы сказали о городе, об округе, о тех местах, где вы живете? (высказывания детей)
(Слайд 3-11 – фотографии с видами города и его окрестностей_
- А что сделало наш город таким красивым, нарядным, сказочным?
(снег)—> - на доску вывешивается табличка
- Снег такой необычный, а благодаря чему? (снежинка) —> лучики искрятся сверкают
- А какая она … снежинка? Опишите ее (Слайд 12)
(В ответе используют слова: 6 лучей, маленькая, хрупкая, нежная, беззащитная)
Вывод учителя: - Да, ребята, снежинка летит с огромной высоты. Она вольна, она свободна. Она не выбирает на кого садиться. Снежинка никого не боится. Ее просто тянет к нам. Захотела – села на котенка, села на маленькую девочку, а может сеть и на злую собаку, та перестанет лаять; сядет на угрюмого человека – у того настроение станет лучше. Все, кто видят снежинку, становятся добрее, улыбчивее.
“Смотри, смотри, какая красота!” - кричат люди друг другу, а снежинки – то уже и нет. Она выполнила свою миссию, она сделала людей лучше, добрее и … исчезла. Век у них короткий.
- А кто имеет власть над снежинкой? (Ветер)
- Да, только ветер имеет власть над ней, куда подует, туда и она.
II. Парад снежинок.
- Дома вы нарисовали снежинку, поделитесь своей красотой. (Дети выходят к доске с нарисованными снежинками)
- А если много снежинок опускается на землю. Как это явление называется? (снегопад) —>
III. Работа над картиной художника А. Пластова “Первый снег” (Слайд 13)
- Вы, ребята, наверно, не один раз наблюдали снегопад? Опишите. (Тихо, не торопясь снежинки покрывают землю).
Рассматривание репродукции картины “Первый снег”.
- Представьте, что это мы стоим на крылечке, какие чувства вы испытываете?
- А ощущение полета испытывали когда-нибудь? (высказывание детей)
- Просто надо во время снегопада выйти на улицу, найти ближайший фонарный столб, поднять вверх глазки и лететь…
Вывод учителя: Можно летать не только во сне, не только в сказках, но и наяву.
IV. Игра “Найди половинку”
(На доске прикреплены снежинки, разрезанные пополам. Дети выходят и находят одинаковые половинки).
- Поиграем “Кто самый внимательный”.
Я буду читать красивый рассказ, а вы будете внимательно слушать (чтение рассказа “Пришла зима” по В. Архангельскому (Приложение 2)
Вопросы по рассказу:
- Скажите, на что похожи снежинки? (цветок, звездочка, листочек)
- На что похож снег при сильном ветре? (снежная пыль)
- В сильный мороз? (белые шарики, крупа)
Вывод: В зависимости от погоды снежинки ведут себя по-разному. Понаблюдайте их в природе.
Игра “Зимние загадки”
(включается аудиокассета со звуками природы: зимняя буря, завывание ветра, треск поленьев и ветер) – а дети должны угадать.
Вывод: Необходимо уметь слушать звуки природы. Находите время – будь то прогулка в лес, поездка за грибами или за ягодами. Остановитесь. Прислушайтесь. Это сделает наш мир более интересным, богатым, загадочным.
VI. Работа с кроссвордом (Слайд 14)
- А сейчас приступим к отгадыванию кроссворда по теме урока (Задания учителя показом иллюстраций)
Кроссворд.
(Задание учителя сопровождается показом иллюстраций).
- Я катаюсь на нем до вечерней поры, но ленивый мой конь возит только с горы. А на горку всегда сам пешком я иду и коня своего на веревке веду (санки) Слайд 15 - переход по гиперссылке от последней буквы)
- Это то, что принес папа с охоты (добыча) Слайд 16 - переход по гиперссылке от последней буквы)
- Легкие сани для езды на собаках или оленях (нарты) Слайд 17 - переход по гиперссылке от последней буквы)
- Лишайник, который служит кормом северным оленям (ягель) Слайд 18 - переход по гиперссылке от последней буквы)
- Дети у оленя (оленята). Слайд 19 - переход по гиперссылке от последней буквы)
- Меховые сапоги (унты)
- Высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур (пимы) Слайд 20- переход по гиперссылке от последней буквы)
- Верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами (малица) Слайд 21- переход по гиперссылке от последней буквы)
- Циклон, сильный ветер со снегом (пурга) Слайд 22- переход по гиперссылке от последней буквы)
- Какое ключевое слово получилось? (Щелчок мыши для выделения слова)
- А что обозначает в переводе с ненецкого языка “Нарьян-Мар”? (Красный город)
VII. Конец урока.
Звучит стихотворение А. Пичкова (Слайд 23 – переход от слайда 6 по гиперссылке) “Закружился белый листопад” в исполнении учащихся и учителя.
Закружился белый листопад.
На поляны, на мои тропинки
яркие, как искорки летят
и ложатся под ноги снежинки.Закружился белый листопад…
Куропатки в ивняках стрекочут,
куропатки над землей летят,
ветер нож свой об осоку точит.Воздух чист и звонок до предела.
тронь – и рассмеется, как шальной.
Над землёю, над равниной белой
всходит солнце яркою звездой.Значит, нам в пути не ошибаться,
В бездорожье отправляясь в путь.
Значит, нам опять с тобой встречаться
где-нибудь, когда – и как-нибудь.Значит, вновь для нас с тобой настало
время ожиданий и тревог.
Снежное большое одеяло
покрывает ниточки дорог.
- Автором этих строк является известный ненецкий поэт Алексей Ильич Пичков.
Урок заканчивается коллективным пением песни о Нарьян-Маре.
Для окончания урока – Слайд 24
Используемая литература:
- А. Бойцова, Л. Варковицкая. Книга для чтения в 1 кл. школ Крайнего Севера. Ленинград “Просвещение” 1982.
- Пичков А.И. “Куда бегут мои олени”, стихи. СПб: отделение издательства “Просвещение”, 2000.
- Сказки народов Севера (Составитель В.В. Винокурова). Л.: “Просвещение”, Лен. отделение, 1991.
- П. Явтысый “Бег оленя”, стихи. Архангельск, 1977.