Ход урока:
I. Орг. момент.
-Прочитайте поговорку. Как вы понимаете это высказывание?
(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
- А такое качество, как трудолюбие, необходимо в учебе?
- Какие темы изучали мы на предыдущих уроках?
( Единицу длины- мм; учились умножать сумму на число; внетабличное умножение; деление и умножение круглых чисел)
- Сегодня мы продолжим изучать правила деления, но , став исследователями, попробуем открыть новое математическое правило.
-Какие качества, кроме трудолюбия, вам пригодится на уроке?
- А подбадривать вас будет солнышко, посылая вам своим теплые лучи.
II. Актуализация знаний
1. Прочитайте выражение. Попробуйте составить задачу по этому выражению
(12+6):3
(Пример задачи: В вазочке было 12 шоколадных конфет и 6 карамелек. Мама разделила все эти конфеты между 3-мя детьми. Сколько конфет получил каждый ребенок?)
- Как узнать, сколько конфет получит каждый?
(Два варианта решения:
а) сначала число шоколадных конфет разделить на троих, потом число карамелек разделить на троих:
12:3=4
6:3=2
4+2=6
б) узнать, сколько всего конфет в вазочке, затем общее количество конфет разделить на 3.
12+6=18
18:3=6
На доске появляется запись: 12:3+6:3).
2. Составьте два разных выражения к задаче:
Площадь маленьких прямоугольников равна 70 кв.ед. и 21 .кв. ед.Их общая ширина- 7 ед. Чему равна длина большого прямоугольника?
70 кв. ед. |
21 кв. ед. |
7 ед.
S= a x b
(Два варианта решения:
а) разделить на 7 общую площадь, равную
сумме 70 и 21
(70+21):7
б) 70:7+21
- Что общего и чем отличатся полученные равенства?
(12+6):3=12:3+6:3 (70+21):7=70:7+21:7
(Одинаковые операции, но разные числа)
- Какое действие выполняется с суммой в левой части? (Деление)
- Объясните, как сумму разделить на число?
(На это число делят каждое слагаемое и полученные результаты складывают).
- Изменится ли способ рассуждения, если мы возьмем другие числа?
(Нет)
(Числовое равенство закрывается буквенным: (а+в) :с =а:с + в:с)
- Какое математическое свойство напоминает это равенство?
(Распределительное свойство умножения).
-А как оно звучит?
- попробуйте сформулировать по аналогии правило – как разделить сумму на число.
(Дети пробуют сформулировать правило).
- откроем учебник на стр. 82 и сравним выше предположение с правилом в учебнике.
3. Индивидуальное задание на листочках за ограниченное время.
49:7
54:7
91:7
(При решении 3-го примера возникает проблема, так как такого типа примеры не решали).
III. Выявление места и причины затруднения.
– Почему возникло затруднение?
(Подобного случая, как в выражении 91:7, нет в табличном умножении).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую же цель поставим на уроке?
(Научиться делить двузначное число на однозначное, если это не табличное умножение).
- Как бы вы предложили сформулировать тему урока?
(Внетабличное деление).
V.
- А кто из вас заметил, на каком этапе урока мы уже решили пример 91:7?
-Что нам помогло выполнить вычисление?
- У нас есть способ деление суммы на число?
- Как надо разделить?
- А можно разбить 91 на слагаемые 80 и 11? Почему?
- Значит на какое слагаемые нужно разбить делимое?
(Чтоб они были кратны делителю).
- Итак, как разделить двузначное число на однозначное, если это внетабличное деление?
VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (№4, стр. 82).
VIII. Итог урока.
- Чему вы научились на уроке?
1. – В каких типах заданий по математике может использовать новое знание?
2. – Трудолюбие, старание, внимание помогли нам сегодня на уроке.
- Солнышко радуется вашим успехам и бросает вам на парты свои лучики.
- Оцените свою работу на уроке на солнечных лучиках.
? – если есть вопросы;
. – не совсем уверен;
! – уверен, может объяснить эту тему другу).