Урок математики во 2-м классе "Деление двузначного числа на однозначное. Внетабличное деление"

Разделы: Начальная школа


Ход урока:

I. Орг. момент.

-Прочитайте поговорку. Как вы понимаете это высказывание?

(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

- А такое качество, как трудолюбие, необходимо в учебе?

- Какие темы изучали мы на предыдущих уроках?

( Единицу длины- мм; учились умножать сумму на число; внетабличное умножение; деление и умножение круглых чисел)

- Сегодня мы продолжим изучать правила деления, но , став исследователями, попробуем открыть новое математическое правило.

-Какие качества, кроме трудолюбия, вам пригодится на уроке?

- А подбадривать вас будет солнышко, посылая вам своим теплые лучи.

II. Актуализация знаний

1. Прочитайте выражение. Попробуйте составить задачу по этому выражению

(12+6):3

(Пример задачи: В вазочке было 12 шоколадных конфет и 6 карамелек. Мама разделила все эти конфеты между 3-мя детьми. Сколько конфет получил каждый ребенок?)

- Как узнать, сколько конфет получит каждый?

(Два варианта решения:

а) сначала число шоколадных конфет разделить на троих, потом число карамелек разделить на троих:

12:3=4
6:3=2
4+2=6

б) узнать, сколько всего конфет в вазочке, затем общее количество конфет разделить на 3.

12+6=18
18:3=6

На доске появляется запись: 12:3+6:3).

2. Составьте два разных выражения к задаче:

Площадь маленьких прямоугольников равна 70 кв.ед. и 21 .кв. ед.Их общая ширина- 7 ед. Чему равна длина большого прямоугольника?

70 кв. ед.

21 кв. ед.

7 ед.

 

S= a x b

(Два варианта решения:

а) разделить на 7 общую площадь, равную сумме 70 и 21
(70+21):7
б) 70:7+21

- Что общего и чем отличатся полученные равенства?

(12+6):3=12:3+6:3 (70+21):7=70:7+21:7

(Одинаковые операции, но разные числа)

- Какое действие выполняется с суммой в левой части? (Деление)

- Объясните, как сумму разделить на число?

(На это число делят каждое слагаемое и полученные результаты складывают).

- Изменится ли способ рассуждения, если мы возьмем другие числа?

(Нет)

(Числовое равенство закрывается буквенным: (а+в) :с =а:с + в:с)

- Какое математическое свойство напоминает это равенство?

(Распределительное свойство умножения).

-А как оно звучит?

- попробуйте сформулировать по аналогии правило – как разделить сумму на число.

(Дети пробуют сформулировать правило).

- откроем учебник на стр. 82 и сравним выше предположение с правилом в учебнике.

3. Индивидуальное задание на листочках за ограниченное время.

49:7
54:7
91:7

(При решении 3-го примера возникает проблема, так как такого типа примеры не решали).

III. Выявление места и причины затруднения.

– Почему возникло затруднение?

(Подобного случая, как в выражении 91:7, нет в табличном умножении).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую же цель поставим на уроке?

(Научиться делить двузначное число на однозначное, если это не табличное умножение).

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока?

(Внетабличное деление).

V.

- А кто из вас заметил, на каком этапе урока мы уже решили пример 91:7?

-Что нам помогло выполнить вычисление?

- У нас есть способ деление суммы на число?

- Как надо разделить?

- А можно разбить 91 на слагаемые 80 и 11? Почему?

- Значит на какое слагаемые нужно разбить делимое?

(Чтоб они были кратны делителю).

- Итак, как разделить двузначное число на однозначное, если это внетабличное деление?

VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Фронтально (№3, стр. 82).
  2. Работа в парах (№5, 4-5 примеры, стр. 82)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (№4, стр. 82).

VIII. Итог урока.

- Чему вы научились на уроке?

1. – В каких типах заданий по математике может использовать новое знание?

2. – Трудолюбие, старание, внимание помогли нам сегодня на уроке.

- Солнышко радуется вашим успехам и бросает вам на парты свои лучики.

- Оцените свою работу на уроке на солнечных лучиках.

? – если есть вопросы;

. – не совсем уверен;

! – уверен, может объяснить эту тему другу).