Цели:
- Изучить химические свойства серной кислоты,
- Закрепить умение записывать уравнения реакций в ионном виде,
- Продолжить обучение учащихся работать с лабораторным оборудованием,
- Экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы.
Оборудование и реактивы:
- На демонстрационном столе: H2SO4(К),Н2О, сахар, лучинка, 2 стакана, палочка, спиртовка, медная проволока. Соли серной кислоты: квасцы, медный и железный купорос, гипс. Название станций на доске, проектор.
- На столах учащихся: H2SO4(р), Zn, Cu, CuO, NaOH(P) ф/ф, лакмус, метилоранж, BaCl2, Na2SO4, спиртовка, 6 пробирок.
Ход урока
Вам сегодня предстоит увлекательное путешествие в страну серной кислоты. Но прежде, чем отправится в путь необходимо проверить вашу готовность.
- Какую формулу имеет серная кислота?
- По классификации к каким кислотам она относится?
- Валентность кислотного остатка.
- Определить степень окисления каждого химического элемента?
Остановка будет на следующих станциях:
Информационная
Демонстрационная
Экспериментальная
Солевая
Проверочная
I остановка – информационная (плакат на доске).
Учитель: H2SO4 стала известна химикам после XI в. В сочинениях Альберта Великого содержится упоминание о получение серной кислоты при нагревании железного купороса. “Купоросный спирт” “Купоросное масло” в России получали в небольших количествах в аптеках.
Вязкое, маслообразное, тяжелая жидкость r =1,84 г/см3, нелетучая при н.у., не имеет запаха (показываю H2SO4(К)).
Записываю на доске структурную и электронную формулу, учащиеся записывают в тетрадь.
II остановка – демонстрационная.
Познакомимся со специфическими свойствами H2SO4(К).
Опыт: растворение в воде кислоты.
ТБ: Кислоту приливают в воду осторожно!, выделится большое количество теплоты.
Первая помощь: Промыть струей воды, затем 5% раствором соды.
1 свойство:
Концентрированная H2SO4 поглощает из воздуха водяные пары с водой образуя гидраты
H2SO4 + n Н2О = H2SO4* nН2О + Q
- К какому процессу относится растворение H2SO4 к физическому или химическому?
- Зимой между рамами ставят в сосуде H2SO4(К), сосуд неполный, почему?
2 свойство:
H2SO4(К) отнимает водород и кислород в виде воды.
Опыт: обугливание деревянной лучины
обугливание сахара
С12Н22О11+ H2SO4 = 12С + H2SO4*11 Н2О + SO2
3 свойство:
Серная кислота реагирует с металлами, стоящими в ЭХРН после водорода (Cu, Hg, Ag)
Cu + 2H2SO4(K) = CuSO4 + SO2 + 2H2O
1 Cu0 – 2e = Cu+2 восстановитель
1 S+6 + 2e = S+4 окислитель
Опыт: Взаимодействие серной кислоты с медью при нагревании.
4 свойство:
Взаимодействие серной кислоты с металлами (кроме Al, Fe, Cr, Ni).
3Zn + 4H2SO4 = 3ZnSO4 + S + 4H2O
5 свойство
Окисление неметаллов
а) C + 2H2SO4 = CO2 + 2SO2 +2H2O
б) Окисление сложных веществ
H2SO4 + 2HBr = Br2 + SO2 + 2H2O
III остановка – экспериментальная
Изучение свойств разбавленной серной кислоты и сульфатов.
Парная лабораторная работа по инструкциям (Инструкция прилагается).
Повторяем технику безопасности при работе с кислотами.
Уравнения реакций проверяем, проецируя через проектор
IV остановка – солевая
средние сульфаты (Na2SO4),
соли
кислые гидросульфаты (NaHSO4)
(показываю соли).
Купоросы – сульфаты тяжелых металлов.
CuSO4*5H2O медный купорос – бордосская жидкость, для пропитки древесины, для получения минеральных красок, FeSO4 * 7H 2O железный купорос, для получения минеральных красок , в текстильной промышленности, К Al(SO4)2 алюмокалиевые квасцы –дубящие средства в кожевенной промышленности ,фотопромышленности,
Na 2SO4*10H 2O - глауберова соль
CaSO4*2H 2O - гипс
V Остановка - проверочная “Самостоятельная работа”.
(задание на столе у каждого учащегося)
1 вариант | 2 вариант |
Уровень А: | |
Напишите окислительно-восстановительную реакцию | |
Ag+H 2SO4(k)-> | Hg+H 2SO4(k)-> |
Уровень B: | |
С какими из веществ будет вступать в реакцию H 2SO4 (p): | |
CO2, KOH, Na 2CO3, Cu | Ca(OH)2,Hg,CuCl2,SO2 |
Напишите уравнения одной реакций. | |
Уровень C: | |
Допишите уравнения реакций (одну из реакций запишите в ионном виде). | |
H 2SO4 (р) +Zn-> | H 2SO4 (р) +Fe-> |
H 2SO4 +Na 2O-> | H 2SO4+CaO-> |
H 2SO4 +Ca(OH)2 -> | H 2SO4 +Na 2CO3-> |
Д/З: п.28 (с.88-94)
Напишите сказку, сочинение, стихотворение и т.д. о серной кислоте
Литература:
- А.И. Бусев Определения, понятия, термины в химии М.просвещение 1981.
- Н.Л. Глинка Общая химия изд. “химия” 1975.
- Н.Е. Кузнецова и др.Учебник Химия 9 кл. М., “Вентана-Граф” 2004.
Лабораторная работа (инструкция).
Изучение свойств серной кислоты и её солей.
- Налейте в пробирку 2 мл раствора серной кислоты и исследуйте раствор индикаторами - лакмусом, метиловым оранжевым.
- Опустите в одну пробирку с серной кислотой кусочек цинка, в другую медь. Что вы наблюдаете? Запишите уравнения реакций в ионном виде.
- В пробирку насыпьте немного оксида меди(II),прилейте 2-3 мл раствора серной кислоты, слегка нагрейте. Напишите реакцию в ионном виде.
- В пробирку налейте 1 мл р-ра гидроксида натрия, добавьте к нему раствор фенолфталеина, к раствору малинового цвета добавьте серной кислоты .Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
- Налейте в одну пробирку 2 мл раствора серной кислоты в другую 2 мл сульфата натрия,добавьте в обе пробирки по каплям раствор хлорида бария. Запишите уравнения реакций и цвет осадка.
Задания для самостоятельных выводов:
- Как можно отличить серную кислоту от её солей?
- Как отличить сульфаты от других солей.