Во время урока используются 2 доски:
Большая классная доска:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975 г), портрет композитора.
Правое крыло доски:
“Цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве” Л.Н. Толстой (проблема урока)
Левое крыло доски.
“…Вряд ли я мог работать в отрыве от жизни .Без впечатлений,
Восторгов, вдохновения, без жизненного опыта – нет творчества”.Д. Шостакович (вывод урока)
Во время урока записываются названия исполняемых произведений: “Песня о встречном”, “Симфония № 7”, “Родина слышит”.
На магнитной доске : этапы Синквейна и хронология написания Симфонии № 7.
На уроке используется печатный материал для каждого учащегося:
Краткая характеристика творчества Д.Д. Шостаковича с перечнем основных произведений, текст “Песни о встречном” и стихотворение Н. Савкова “Седьмая симфония”.
Вход учащихся в класс под музыку “Песня о встречном” (фортепиано).
1. Организационный момент.
2. Подготовка к основному этапу:
а) называют учащиеся тему полугодия (“Преобразующая сила музыки”)
б) работа с доской (композитор, даты жизни, проблема урока: “Цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве” Л.Н. Толстой, а также вопрос - как музыка Д.Д. Шостаковича воздействует на людей?
Демонстрация слайд-шоу “Д.Д. Шостакович” (приложение № 2)
3. Усвоение нового материала.
А) Предложить учащимся дать характеристику музыке, прозвучавшей при входе в класс, поработать с интонационным смыслом, средствами музыкальной выразительности.
По музыкальному языку определить примерное время написания песни и обосновать ответ.
Б). Сравнить 2 печатных текста песен “Родина слышит” и “Песня о встречном” и по ритму, смыслу стихотворения подобрать нужный вариант текста.(приложение № 1)
“Песне о встречном”. Доказать свой вариант.
Данная песня написана к кинофильму “Песня о встречном”. В 30-е годы начало строительства нового общества. Предшествовала песням И.О. Дунаевского.
В) Вокально-хоровая работа. Исполнение 1 куплета.
4. Первичная проверка знаний. Вывод на поставленные вопросы в начале урока.
5. Закрепление знаний. Кульминация урока.
А). Подготовительный этап кульминации урока - “Симфония № 7 “Ленинградская” Беседа с учащимися о Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда с использованием слайд- шоу “Ленинград в блокаде”. (приложение №3)
Рассказ учителя и разбор с учащимися этапов написания Симфонии №7 слайд-шоу (приложение № 4) Гражданская позиция Д.Шостаковича. Фрагменты из книги Г. Пожидаева “Встречи с музыкой”:
… “Враг рвался к Ленинграду. Город бомбили, но он жил и сражался. По ленинградскому радио выступил Дмитрий Шостакович.
Час тому назад, - сказал он, - я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией… Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту…
Оружием Шостаковича была музыка; композитор продолжал работу в консерватории, одновременно выполняя обязанности… пожарника.
Д. Шостакович писал, что за июль, август и сентябрь 1941 года он сочинил четыре пятых своего нового произведения. В октябре он был эвакуирован в Куйбышев. Там он завершил работу над симфонией, и сразу же началось ее разучивание с оркестром Большого театра под управлением А. Самосуда.”
Перед слушанием Симфонии беседа с учащимися о симфонии и как должен был композитор средствами музыки изобразить врага. Каков он? Какие инструменты звучат в оркестре? Драматургия симфонии.
Б). Слушание “Эпизода нашествия” - кульминация урока.
Синквейн (образное восприятие музыки) или кроссворд (приложение № 6). .
Отрывок статьи А.Толстого “На репетиции Седьмой симфонии”, напечатанной в “Правде” 16 февраля 1942 года:
“…Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке… Шостаковича Гитлер не напугал…
Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами.
… Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими крысами поднимается из-за холма… Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки….
Неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре – смятение, хаос.
Нет человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны…”
Могут быть использованы на уроке отрывки из книги Смирновой “Сердце и дневник” (дневник Савичевой Тани).
Рассказ о первом исполнении симфонии, а затем исполнении в Блокадном Ленинграде:
“Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года, и с того дня началось ее триумфальное шествие по стране, а затем за рубежом, где первым ее исполнителем был английский дирижер Генри Вуд. А 19 июня того же года она впервые прозвучала в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини. Концерт транслировался всеми радиостанциями США, Канады и Латинской Америки. Симфонию слушало одновременно около двадцати миллионов человек. Эта симфония стала крупным общественно-политическим событием. Об этом говорят многочисленные отзывы:
“Эта музыка выражает мощь Советской России так, как этого никогда не может сделать слово…
Симфония дает нам силу духа и надежду, что новый мир придет…”
Весть об исполнении симфонии в Куйбышеве, а потом в Москве взволновала музыкантов Ленинграда. Ведь симфония родилась в этом городе и посвящена ему. И появилось горячее желание непременно исполнить ее здесь, в осажденном городе. Подвиг первого исполнения Седьмой симфонии в Ленинграде был почти столь величественен и героичен, как и подвиг ее создания.
Сначала нужно было возродить практически переставший существовать оркестр родиокомитета, в последний раз собиравшийся в студии 27 декабря 1941 года. К этому времени уже половина артистов выбыла из строя… Собрались все, кто держался на ногах.
5 апреля 1942 года в зале Академического театра драмы им. Пушкина состоялся первый симфонический концерт в Ленинграде после тяжелой зимы. Он был в одном отделении – ослабевшие музыканты большего бы не выдержали. Дирижера Карла Элиасберга привели в театр под руки. Однако за пультом он держался твердо и уверенно.
А через месяц К.Элиасберг взял в руки долгожданную партитуру, доставленную самолетом , прорвавшимся через огненное кольцо блокады. Однако нужен был удвоенный оркестр почти в сто человек. И тогда на помощь пришел фронт. К оркестру были прикомандированы лучшие военные музыканты. Началось разучивание. Однако, до первого ее исполнения прошло более пяти месяцев!
И вот этот день настал – 9 августа 1942 года! Целый день, пока молчали музы, говорили пушки. Ленинградской артиллерии был дан приказ полностью подавить огонь немцев. И артиллеристы выполнили свою задачу. Немцы были надолго загнаны в свои щели. Все восемьдесят минут, пока звучала симфония, пушки врага молчали.
Симфонию, объединившую людей “людей в одном и том же чувстве” еще в годы войны назвали Ленинградской, и в этом было признание мужества композитора, уверенность в нашей победе.”
Закрепление знаний: “Что происходило с людьми когда они слушали Симфонию № 7?
Чтение всем классом вслух стихотворения Н.Савкова “Седьмая симфония” (приложение № 1).
6. Обобщение и систематизация знаний.
А). Напомнить ребятам мелодию песни “ Родина слышит”. Определить характер мелодии, время написания. (Повторение материала 4 класса)
(Эта песня появилась в 1950 году, хотя слова были написаны поэтом Е.Долматовским раньше – в 1942 году после встречи поэта с летчиками).
Б). Вокально-хоровая работа. Исполнение песни.
Слайд-шоу “Первый космонавт Ю.А. Гагарин”. (Приложение № 5)
В). Ответ на вопрос: “Почему песня написанная после ВОВ стала близка первому космонавту Ю.А.Гагарину во время его полета?”
7. Подведение итогов. Обобщить материал и сделать вывод урока.. (слова композитора – на доске)
8. Рефлексия урока: что получилось, что не получилось и над чем надо работать.
9. Домашнее задание: подобрать музыкальные примеры , объединяющие людей. Возможны как варианты примеры литературы, кинематографа , изобразительного ис-ва.