Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Задачи:
- Развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи.
- Чувствовать красоту художественного слова
I. Оргмомент.
У.- Доброе утро! Я как говорила, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте. Садитесь.
- Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?
1.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть, кой-какого, товару.
2.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
И с ними дядька их морской.
3.
Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
4.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку,
Царствуй, лёжа на боку!”
5.
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.
У.- Это всеми нами любимые сказки А.С. Пушкина. Слайд 1
- Скажите, ребята, какая часть речи делает нашу речь полной красочной?
Д.- Имя прилагательное.
II. Объявление темы, цели и задачи урока. Слайд 2
У.- Тема нашего урока имя прилагательное. Материалом урока будет текст сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.
- Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать (работа в группах)?
(I группа)
“Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю”
Д.- В тексте мы заметили ловушки. Поймал не золотая рыбку, а золотую рыбку. Это окончание винительного падежа в жен. роде, в ед. числе. Потому что существительное рыбка, к которому относится прилагательное, стоит в винительном падеже, в жен. роде, в ед. числе. В море синее просилась, прилагательное стоит в вин. падеже, сред. роде, ед. числе, так как сущ. в море имеет такие грамматические формы. Дорогою ценою – окончание творительного падежа, жен. рода, ед. числа, так как сущ. ценою стоит в творительном падеже, жен. роде, ед. числе. Слайд 3
(II группа)
“Отвечает золотой рыбка:
“Не печалься, ступай себе с богом
Так и быть: изба вам уж будет”
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами.”
Д.- Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам. Слайд 4
(III группа)
“Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогую собольей душегрейке, Слайд 5
Парчовый на маковке кичка, Слайд 6
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки”
Д.- Аналогичный ответ детей 3 группы. Слайд 7
(IV группа)
“ Старик к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царская палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморская вины,
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозный стража,
На плечах топорики держат.
Д.- Аналогичный ответ детей 4 группы. Слайд 8
У.- Какое обобщение сделаем из проделанной работы?
Д.- Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.
Физминутка.
III. Лексическая разминка.
У. - Ребята, каким словом можно заменить слово ветхая (землянка)?
Д. - Старая (землянка)
У. - Это что?
Д. - Синоним.
У. - Подберите к прилагательному антоним.
Д. - Новая.
У. - Какое корыто было у старухи?
Д. - Старое.
У. - Подберите антоним.
Д. - Новое.
У. - Рыбка золотая. Почему автор использует слово “золотая”? Какое прилагательное использует для уточнения слова “золотая”?
Д. - Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотую рыбку не простую;
Прилагательным “золотая” автор подчеркивает волшебство этого персонажа и уточняет это прилагательным “не простую”.
У. - Дорогой откуп. Назовите антоним.
Д. - Дешёвый.
У. - Назовите прилагательные, которые использовал Пушкин для описания одежды старухи.
Д. - Парчовая (кичка), соболья (душегрейка).
У. - Какие ещё прилагательные называют материал предмета?
Д. - Дубовые, тесовые (вороты).
У. - Почему автор называет волны сердитыми?
Д. - Это в переносом смысле. Большие волны.
У. - Ласковое слово. Назовите противоположное.
Д. - Грубое (слово).
У. - Может ли прилагательное назвать внутренние качества людей? Как названы старуха, стража, слуги?
Д. - Сварливая баба (жадная, скупая). Стража грозная (жестокая, суровая, страшная).Слуги усердные (очень старательные).
У. - А рыбка?
Д. - Справедливая, добрая.
У. - Так с какой целью автор использует эти прилагательные в содержании сказки?
Д. - (Вывод) Чтобы выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно, живописно, чтобы речь была полной, богатой.
У. - Ребята, а можно ли по-своему переделать сказку Пушкина? Например: вместо “сердитые волны” поставить словосочетание “большие волны”?
Д. - Нет, нельзя. Потому что это сочинил Пушкин, это его видение мира.
У. - Обычно сказка заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А в этой сказке конец плохой. Почему?
Д. - Старуха осталась с носом. Она злая. Зло наказано. Победила рыбка, она добрая, она взяла верх над злом. Значит, победила доброта.
IV. Творческая работа.
У.- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.
Д.- (читают свои пожелания).
V. Итог урока.
У.- Итак, какую работу проделали на уроке?
Д.- Обобщили знания об имени прилагательном. Прилагательное имеет тесную связь с существительным, стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
У.- Вам было интересно на уроке? Чем заинтересовал урок? Спасибо за работу!